Основные течения философии ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:09, реферат

Описание

Философия XIX века включает различные философские течения и школы, в том числе: романтизм и идеализм на подъеме немецкой философии, противоположное движение позитивизм во Франции и Англии, материализм Маркса и Фейербаха, философия отдельных великих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор), неокантианство, прагматизм и философия жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………….………………………….1
Позитивизм………………………………………………………….…………………2
Марксизм……………………………………………………………………..………..6
Философия жизни …………………………………………………………………….8
Феноменология………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

фил.docx

— 41.17 Кб (Скачать документ)

    Судя  по высказываниям Э. Гуссерля, феноменологический метод призван был превратить философию в строгую науку, т. е. теорию научного познания, способную  дать правильное представление о  «жизненном мире» и его конструировании.

    Новая философия с ее особым, обещающим  достижение более глубоких знаний методом, согласно Э. Гуссерлю, необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться  благополучно. Именно в недостатках  прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских  наук и кризиса европейской цивилизации. Такие мысли мы находим в ранее  упоминавшихся работах Э. Гуссерля: «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1934 — 1937), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейского человечества и философия» (1935).

    По  мнению Гуссерля, кризис науки и  философии обусловлен тем, что удовлетворявшие  всех ученых, ранее существовавшие критерии научности перестали действовать. Прежние нормативные устои миропонимания, мироустройства стали зыбкими.

    «Поскольку  вера в абсолютный разум, придающий  смысл миру, рухнула, постольку рухнула  и вера в смысл истории, в смысл  человечества, его свободу, понимаемую как возможность человека обрести  разумный смысл всего индивидуального  и общественного бытия».

    Мир как бы борется против стремящейся  его упорядочить с помощью  нормативных установок философии  и науки. Но для обеспечения жизни  людей он нуждается в организации  с помощью норм. Эта нужда постоянна, она изнуряет познающий разум. Философия  и наука в некоторые моменты  истории «устают» и начинают отставать  в своих реакциях на запросы мира. Философия и наука как бы попадают в состояние растерянности. В  них начинается разнобой.

    В этот период, что характерно и для  Европы в XX в., «вместо единой живой  философии, отмечает Гуссерль, мы имеем  выходящий из берегов, но почти бессвязный поток философской литературы: вместо серьезной полемики противоборствующих теорий, которые в споре обнаруживают свое внутреннее единство, свое согласие в основных убеждениях и непоколебимую  веру в истинную философию, мы имеем  лишь видимость научных выступлений  и видимость критики, одну лишь видимость серьезного философского общения друг с другом и друг для друга. Это менее всего свидетельствует об исполненных сознания ответственности совместных научных занятиях в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты. Объективно значимые — т. е. именно очищенные во всесторонней критики и устоявшие перед всякой критикой результаты. Да и как были бы возможны подлинно научные занятия и действительное сотрудничество там, где так много философов и почти столько же различных философий».

    Для преодоления этого Гуссерль считает  необходимым «привести латентный (скрытый — С. Н.) разум к самопознанию своих возможностей и тем самым  прояснить возможность метафизики как истинную возможность — таков  единственный путь действительного  осуществления метафизики или универсальной  философии».

    Приведение  разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью  философии.

    По  его мнению, философия «в изначальном  смысле обозначает не что иное как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего». Далее он продолжает: «Философия, наука — это название особого класса культурных образований. Историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнауки, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ, не на такой однако, который можно было бы вывести путем чистого внешнего морфологического наблюдения структурных перемен. Постоянная направленность на норму внутренне присуща интернациональной жизни отдельной личности, а отсюда и нациям с их особенными общностями и, наконец, всему организму соединенных Европейских наций».

    Согласно  Гуссерлю, стремление к идеальному нормированию жизни и деятельности, возникнув в Древней Греции, открыло  для человечества путь в бесконечность. Это стремление к идеальному формированию и организации жизни основано на определенной установке.

    Известны  мифо-религиозная, практическая и теоретическая установки. Западная наука базируется, согласно Гуссерлю, на теоретической установке. Теоретическая установка западного философа предполагает включение в интеллектуальную деятельность, направленную на поиск норм, облегчающих познание и практику. Гуссерль полагал, что благодаря философии, идеи которой передаются в ходе образования, формируется идеально ориентированная социальность. Мыслитель пишет: «В этой идеально ориентированной социальности сама философия продолжает выполнять ведущую функцию и решать свою собственную бесконечную задачу — функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все идеалы и всеобщий идеал, т. е. универсум всех норм».

    Проверка  представлений о содержании норм с точки зрения их правильности основывается на критериях рациональности. Эти  критерии различаются у разных групп, классов, наций. Причем «именно отсутствие, — как полагает Гуссерль, — у  всех сторон истинной рациональности и есть источник ставшего невыносимым  непонимания людьми своего общественного  существования и собственных  бесконечных задач». Достижение такой  истинной рациональности — задача философии, по Гуссерлю.

    Гуссерль  считал, что объяснение кризиса науки  кажущимся крушением  рациональности неоправданно. Он подчеркивал: «Причина затруднений рациональной культуры заключается… не в сущности самого рационализма, но лишь в его овнешнении, в его извращении «натурализмом» и «объективизмом»». Приводит к правильному пониманию рациональности феноменологическая философия, которая строится на анализе и прояснении феноменов сознания и черпает из них подлинное знание, которое призвано сложиться в философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

    Субъективно-идеалистические  допущения в философии Гуссерля в понимании явлений сознания превращают ее в далекий от современной  науки миф. Однако многие идеи и догадки, содержащиеся в работах Гуссерля о природе и значении нормативности, о связи интеллектуального развития человечества и его культуры с  развитием математики и другие, представляются полезными для дальнейшего развития философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова
  2. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб., 1910.
  3. Философия: учебник / В.Д. Губин; – М.: Гардарики, 2007. – 828 с.
  4. Свергузов, А.Т. Философия: Учебн. пособие / Изд-во Казан. гос. технол. ун-та. – Казань, 2006. – 124 с.
  5. Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/)
  6. Сайт - http://nrc.edu.ru/ph/r1/index.html

Информация о работе Основные течения философии ХIХ века