Основы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание

Каждый человек имеет определенные воззрения на окружающий мир. Но эти воззрения зачастую оказываются разрозненными, непоследовательными, противоречивыми. Отсюда необходимость их приведения в логически обоснованную систему, что оказывается возможным лишь в результате усвоения курса философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Понятие бытия………………………………………………………4
Материя и основные формы её существования…………………..7
Сознание, его происхождение и сущность……………………….11
Заключение…………………………………………………………14
Список источников и литературы………………………………....15

Работа состоит из  1 файл

Философия готовая для печати.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ  ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» 
 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 
 

Зачетная  книжка № 1783

Вариант № 3 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы философии»

слушателя 3 курса 10 взвода факультета заочного обучения

отделения среднего специального образования

сержанта  милиции Потапенко Виталия Петровича 
 
 
 
 

Служебный адрес:                                              Домашний адрес:

г. Ельск Ельский  РОВД                                      г. Ельск

милиционер-конвоир  ИВС                                ул. Пушкина, д. 15

телефон № 8(02354)21249                                 телефон № 8(02354)21499 
 
 
 
 
 
 

Могилев 2011 
 

План  работы:

Введение…………………………………………………………….3

Понятие бытия………………………………………………………4

Материя и основные формы её существования…………………..7

Сознание, его  происхождение и сущность……………………….11

Заключение…………………………………………………………14

Список источников и литературы………………………………....15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Каждый человек имеет определенные воззрения на окружающий мир. Но эти воззрения зачастую оказываются разрозненными, непоследовательными, противоречивыми. Отсюда необходимость их приведения в логически обоснованную систему, что оказывается возможным лишь в результате усвоения курса философии.

  Основной  вопрос всей философии есть  вопрос об отношении мышления  к бытию, духа к природе,  материи к сознанию. От характера  его решения зависит деление  всех философов на две школы,  представляющие противоположные  направления философии – идеализм и материализм.

  В своей  работе я постараюсь разобраться  с проблемой «бытия», выяснить  сущность понятий «материя» и  человеческое сознание.

  При подготовке  к написанию контрольной работы  я прочел книгу доктора философских  наук Е. З. Волчека – третий выпуск приложения к журналу «Плюсминус». В данной книге интересно освещены вопросы философии, рассмотрены актуальные вопросы общественного развития, научно-технической революции, раскрыты достижения общественных наук и естествознания. Благодаря данной книге я увидел философию как большую и увлекательную науку и теперь думаю смогу философски осмыслить действительность.

  При написании  работы буду использовать и  другие источники литературы, например, « Философия» под редакцией Н. И. Жукова, « Философия. Пособие для студентов. Часть I.» В. Н. Калмыкова.

  В каждой  из проработанных мною книг  проблемы бытия, материи и сознания  освещены  с позиции автора  источника. Надеюсь, что я смогу  соединить мысли и дать какое-то  общее и со своей точкой  зрения толкование данных понятий.

  Тема контрольной  работы в настоящее время имеет  такой же неопределенный смысл,  как и когда-то давно в первобытном  обществе. Хоть и прошло две  тысячи лет с момента зарождения  жизни на Земле, проблема «бытия»  навсегда для человека останется  загадкой.

Понятие бытия.

  Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считают её отправной точкой для систематического основания действительности. Человек всю свою жизнь пытается понять смысл бытия, он размышляет о мире, о его существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении. Мир обладает Бытием. Он есть.

  Учение о Бытии называется онтологией.

  Бытие – это философская категория, означающая реальность; бытие – это существование во всех его многообразных формах:

- бытие вещей, процессов и состояний природы;

- бытие человека в мире природы;

- бытие духовного, идеального;

- индивидуализированное и внеиндивидуализированное духовное бытие;

- социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).

  Философский  смысл бытия заключается в противоречии конечного и бесконечного, общего и отдельного, целого и части. Но по мере развития философии представления о бытии изменялись.

  Осознание  бытия как некоей проблемы, которая  нуждается в разрешении, было впервые в философии элейской школы античности. Представители данной школы является Парменид, он впервые ввел в философию термин «бытие». Он логически пытался осмыслить категорию «бытия». Ход его рассуждений можно представит так:

- Бытие –  это всё то, о чем можно сказать:  «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать, что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) – есть?! Чтобы её избежать, надо просто лишить «небытие» статуса существования. Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытия может быть только суждение: «бытие есть, небытия нет» (то, что есть – существует; то, чего нет – не существует). Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть, ни исчезнуть. А если ничто не возникает и не исчезает, то следовательно, ничего не изменяется, т.е. не движется. Бытие неизменно и неподвижно!I

  Выводы Парменида  остроумно подтвердил его ученик Зенон Элейский. В своих многочисленных апориях он показал, что нельзя мыслить движение, множественность, делимость и прочие привычные характеристики бытия непротиворечивым образом. На сколько частей можно разделить любой отрезок? Вроде бы на бесконечное количество, ведь предела делимости не видно. Но отрезок-то конечен! Как же конечный отрезок может состоять из бесконечного количества частей? Получается чудо конечной бесконечности, сосчитанной бесчисленности. Но это есть логическое противоречие и, чтобы его снять, необходимо признать неделимость, а значит, и единство, и неизменность бытия.II

  А как  же быть с тем, что мы реально  видим и чувствуем в окружающем нас мире, где всё прекрасно движется и делится без проблем? Выходит, что мир совсем не такой, каким мы его воспринимаем? Да нет, вообще-то он именно такой. Но он по сути своей не такой. Сущность мира, его бытие отличается от чувственно воспринимаемого его облика. И это настоящее, подлинное бытие мира открывается только в мышлении. А это значит, что природа его идеальна, оно в чём-то сродни нашему мышлению.

  На мой  взгляд, парменидовское «бытие»  довольно необычное. Так как  получается, что человек не может познать подлинное бытие непосредственно; оно скрыто, отлично от повседневной реальности и постигается только силой абстрактного мышления.

I.Парменид. Фрагменты//В кн.: Философия. Пособие для студентов, часть I. Гомель, 1996. с. 104 – 105.

II. Зенон Элейский. Фрагменты//В кн.: Философия. Пособие для студентов, часть I. Гомель, 1996, с. 106. 

  Так, например, античные мыслители не согласились,  прежде всего, с отрицанием  небытия. Без него мир неполон,  несовершенен, незакончен.

Очень интересное решение поставленных элеатами проблем нашел Демокрит. Он провозгласил атомы, как мельчайшие неделимые частицы, основой мира. Поскольку атом неделим, то предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности. Поэтому и множественность, и делимость, и движение можно мыслить без противоречия. Бытие есть, но и небытие тоже есть – это пустота, в которой движутся атомы. Так родилась одна из самых глубоких концепций бытия.

  Далее проблему  бытия рассматривали многие философы. Не обошла вниманием эту тему и средневековая христианская философия. Всецелой полнотой бытия в христианской картине мирозданья обладает только Бог. Он и есть настоящее бытие, а всё остальное сотворено Богом и поэтому не имеет самостоятельности. Душа человека, его разум, будучи идеальными образованиями, могут приближаться к истинному бытию, приоткрывать его реальное свойства. В эпоху Просвещения высшей инстанцией бытия и главной опорой существования был провозглашен человеческий разум.

  А в чем  же состоит мировоззренческое значение понятий бытия и небытия для человека?

  Для меня  понятие «бытие» - это то, что  реально существует, то, что мы  можем увидеть, потрогать, услышать, а «небытие» - это то, чего нет.  Но в то же время сложно точно сказать что есть в этом мире, а чего не существует. Для каждого человека на этой Земле навсегда останется непонятным вопрос о его существовании.

  Сегодня  философия снова отправляется  на поиски бытия как высшей  реальности, оперевшись на которую  можно отыскать приемлемый смысл  человеческого существования. Потребность в такой опоре вызвана тем, что человечество явно не справляется с вызванными им к жизни угрозами (экономическими, ядерными, демографическими, экономическими и прочими).

Материя и основные формы  её существования.

  Понимание материи лежит в основе научного объяснения действительности, развития конкретных наук. В истории философии, пожалуй, не найти такой философской системы, в которой бы не давалось своё понимание категории «материя». При этом для идеалистов общим являлось то, что они или совсем отрицали существования материи, или не признавали её объективность. Например, представитель субъективного идеализма английский философ Дж. Беркли заявлял о том, что материи нет, что её никто никогда не видел, что, если мы изгоним понятие о ней, его исчезновения никто не заметит, ибо оно ничего не означает. «Вы можете, - писал он, обращаясь к материалистам, - если это так уже вам хочется, употреблять слово «материя» в том смысле, в котором другие люди употребляют слово «ничто».

  Мир для Беркли – это комплекс наших ощущений.III

  Воззрения  материалистов на материю самые  различные, но все они признают  за ней объективное существование.

  Известно, что  древнекитайские, древнеиндийские,  вавилонские и первые древнегреческие философы-материалисты в качестве материи представляли то или иное чувственно-конкретное тело, наиболее распространённое вещество, которое они считали первоначалом всего сущего. У Фалеса, например, в роли материи выступала вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Эмпедокл выдвигал четыре первоначала – воду, воздух, огонь и землю. Анаксагор считал, что «семян вещей», выступающих в роли материи, бесконечное множество. Древние атомисты – Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар – в качестве материи выдвигали бесчисленное множество атомов.

  Таким образом,  под материей древнегреческие  философы, по словам Аристотеля, понимали «то, из чего состоят  все вещи, из чего первого 

III. Дж. Беркли. Философский смысл категорий «бытие» и «материя» // В кн.: Философия. Минск, 1993, с. 60. 

они возникают  и во что в конечном счёте разрушаются, причём основное существо пребывает, а  по свойствам своим меняется –  это они считали элементам  и это началом вещей.»IV

  Материя  – это вся совокупность вещей  и физических полей, а также других образований, имеющих субстрат – материал, из которого они состоят. В философии: материя – категория, охватывающая всё существующее, имеющее вещественный или энергетический субстрат.

  Теперь, уяснив, что такое материя, поставим  вопрос: в каком состоянии она  находиться? Является ли существующий мир застывшим или он всегда в движении? Какими свойствами обладает материя?

  Есть коренные  свойства материи, которые присущи всем предметам и явлениям, без которых материя не существует и которые без материи тоже не могут существовать. Это так называется – движение, пространство и время.

  Учение о  движении материи разрабатывалось  на протяжении всей истории  философской мысли. Так, древнекитайский  философ Лао-Цзы учил, что в  мире нет ничего неизменного,  неподвижного. Всё находится в изменении, движении, развитии: «Одни существа идут, другие следуют за ними; одни расцветают, другие высыхают; одни укрепляются, другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются.» V

 Древнегреческие философы (Фалес, Анаксимен, Гераклит) рассматривали материальные начала вещей – воду, воздух, огонь – как непрерывно изменяющиеся, находящиеся в вечном движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного. «Всё течет», « В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил он. VI 
 

Информация о работе Основы философии