Основы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание

Каждый человек имеет определенные воззрения на окружающий мир. Но эти воззрения зачастую оказываются разрозненными, непоследовательными, противоречивыми. Отсюда необходимость их приведения в логически обоснованную систему, что оказывается возможным лишь в результате усвоения курса философии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Понятие бытия………………………………………………………4
Материя и основные формы её существования…………………..7
Сознание, его происхождение и сущность……………………….11
Заключение…………………………………………………………14
Список источников и литературы………………………………....15

Работа состоит из  1 файл

Философия готовая для печати.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

IV.Аристотель. Метафизика, 1934, с.23

V. Лао-Цзи. Атрибуты материи// В кн.: Философия. Минск,1993, с.64

VI. Гераклит. Атрибуты материи// В кн.: Философия. Минск,1993, с.65

  Огромное  значение для развития учения о движении имели идеи Гегеля. В противоположность метафизикам и механицистам он рассматривал действительность в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, развитии.

  Как же  понять движение? Какими свойствами оно обладает? Движение есть единство противоположностей: абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, прерывного и непрерывного. Оно абсолютно, поскольку представляет собой основную форму, способ существования материи, которая без движения не существует.

  Двуединая  природа движения была вскрыта философами древности. Вопрос ставился так: «Что значит – тело движется?» Мысль о противоречивости движения особенно четко сформулирована Зеноном Элейским в его апориях: Дихотомия, Ахиллес и Черепаха, Стрела и Стадий.

  Более двух  тысяч лет философы пытались разрешить эти противоречия. Одни, чтобы понять движение, другие, чтобы отрицать его.

  Научную  классификацию форм движения  материи дал Ф. Энгельс, опираясь  на уровень развития естествознания  своего времени. Он выделил  пять основных форм движения материи: механическую – перемещение тел в пространстве; физическую – движение молекул; химическую – движение атомов; биологическую – органическая жизнь; социальную – развитие общественных отношений в результате практической деятельности человека.

  Между этими формами существует некая взаимосвязь, т.е. каждая предшествующая, низшая форма движения обуславливает появление последующей, высшей.

  Раскрытие  взаимоотношений между формами  движения материи имеет огромное  значение для понимания развития природы, познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

  Пространство  и время могут быть рассмотрены  с разных точек зрения, их изучают  многие науки. Например, свойства  пространства являются предметом  исследования геометрии и физики, а восприятие пространства изучается психологией. Вместе с тем пространство и время подлежат философскому осмыслению.

  Ставя перед  собой вопрос, что такое пространство, что такое время, человек прежде  всего интересуется, существуем  ли мы «сами по себе» либо сотворены Богом либо пребываем лишь в нашем восприятии?

   В мире  нет ничего, кроме движущейся  материи, и движущаяся материя  не может двигаться иначе как  в пространстве и во времени.

  Понятие  пространства выражает:

- взаимное расположение  материальных объектов – впереди, позади, вне, внутри, около, далеко и т.д.;

- способность  их занимать определенный объем,  иметь протяженность – длину,  ширину и высоту;

- свойство объектов  иметь определенную форму, структуру.

  Понятие  «время» выражает такое всеобщее свойство материальных объектов и процессов, как:

- длительность  существования предметов, процессов,  продолжительность изменений и  развития их отдельных фаз,  сторон, ступеней и т.д.;

- порядок следования, смену состояний, известную последовательность (до, после и т.п.).

  Представление  о времени и понятие времени  имеет смысл лишь постольку,  поскольку материальный мир находится  в состоянии движения и развития. Если бы материя рассматривалась  вне движения, понятие времени,  как и пространства не имело  бы смысла. 
 

Сознание, его происхождение  и сущность.

  Проблема  сознания – одна из самых  трудных и загадочных, поскольку  сознание не существует как  отдельный предмет или вещь. Нам  дано все благодаря сознанию: оно присутствует в каждом  нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует.

  Самые первые  представления о сознании возникли  в древности. Самонаблюдение привело  людей к заключению, что в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе. (Человек во сне может увидеть то, что вообще никогда не видел; может фантазировать, мечтать). Тогда же появилось представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится с предметным миром? И с тех пор вокруг сознания возникли споры о сущности сознания, возможности и путях его познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другие утверждали, что понять сознание – это как стремиться вытащить себя за волосы из болота или увидеть из окна идущего самого себя по улице.

  Разделились  и мнения философов. Идеализм  вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельным.

  На ложных  позициях стоит дуализм в толковании  сознания: В деятельности сознания  есть два параллельных потока, не имеющих единой основы, - идеальное сознание  и материальные механизмы мозга, нервной системы. (дуализм, психофизиологический параллелизм – Мах, Авенариус, Дицген).

  По представлениям  материалистов ( Кабанис, Фохт, Бюхнер, Молешотт) сознание материально,  головной мозг предназначен для  пищеварение, печень вырабатывает  желчь…» VII

  VII. Кабанис П.Ж.Ж. Отношение между физической и нравственной природой человека. Т. I. Спб., 1865, с. 166.

 Материя обладает  такими свойствами, которых нет  и не может быть у сознания. Сознание связано не со всей материей, а только с человеческим мозгом, да и то не со всем мозгом, а только с его частью – корой больших полушарий – и не постоянно, а в определенные периоды времени – во время бодрствования, при этом мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

  Сознание  – это высшая, свойственная только  человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

  Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двум самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всём своем сходстве с обезьяним далеко превосходит его по величине и совершенству.» VIII

  Обезьяны могут иногда применять различные предметы для добывания пищи, например разбивать камнем орех, доставать палкой плод, но эти предметы в «руках» обезьяны – не настоящие орудия. Ни одна обезьяна не изобрела ни одного орудия труда.

  В процессе  развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И, прежде чем приступить к делу, он мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

  Таким образом,  важную роль в происхождении  человеческого сознания сыграл труд. А какая же связь между языком и сознанием?

VIII. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20., с. 490

  Посредством  языка сознание раскрывает себя  и свою работу. Язык выполняет  познавательную и коммуникативную  функции в процессе человеческой  деятельности, является орудием организации совместных действий,  хранения информации, норм и традиций, фиксирует предметные различия и смыслы. С помощью языка осуществляется самосознание личности. Язык делает людей с способными достигать сознания своей собственной всеобщности, высказывать своё «я», постигать вещи как всеобщие. IX

  Итак, сознание  – свойственная только человеку  и связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном  и целенаправленном отражении  действительности. Сознанию также присущи предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, оценка последствий, разумное регулирование и самоконтролирование поведения человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IX. Гегель, Сознание как условие воспроизводства культуры, с. 173. 

Заключение.

Подводя итог написанному, нужно сказать:

Философия –  мудрость поколений. Человек проживает  жизнь и за это время пытается осознать смысл всего того, что  его окружает, что с ним происходит. И каждый человек объясняет всё  это по-разному, по своему. Так же и вопросы бытия, материи и сознания в моей контрольной работе рассмотрены с разных позиций, как говорят «Сколько в мире людей – столько и мнений».

В завершении хочу сделать некоторые выводы:

Проблема бытия  – исходная в философских размышлениях. Понятие «бытие» изменялось в  течении развития человеческого общества. В философии бытие – категория, означающая реальность, которая существует в многообразии форм.

В окружающей действительности существуют два рода явлений –  материальные и идеальные. Причем идеальное, сознание в частности, как известно, есть более или менее адекватное отображение материального мира. Отсюда вытекает пара категорий – материя и сознание, соотношение между которыми и выражает сущность основного вопроса философии.

Материя – совокупность всех материальных образований; одно из важнейших философских понятий. Важнейший способ существования материи – это движение, а все материальные объекты внешнего мира движутся не иначе как в пространстве и времени.

 Изучением  сознания занимаются многие науки,  каждая из которых рассматривает его под своим углом зрения, но с учетом достижений философии и современной науки можно сказать, что сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. 

Список  использованной литературы:

  1. Волчек Е.З.

          Философия: Учеб. пособие. – Мн.: Магазин для экономиста НПЖ                         «Плюсминус». 1999. – 256 с.

  1. Калмыков В.Н.

         Философия. Пособие для студентов. Часть I. Гомель, Белорусское   Агенство научно-технической и деловой информации, 1996. – 242 стр.

  1. Канке В.А.

          Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997, 352 с.

  1. Кохановский В.П. и др.

          Философия для средних специальных учебных заведений: Учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.П. Матяги, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров. – Ростов и/Д: Феникс, 1999 – 320 с. – (Учебники «Феникса»).

  1. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов/ В.Н. Лавриненко. В.П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др.; Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 240 с.
  2. Спиркин А.Г.

          Основы философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Политиздат,1988. – 592 с.

  1. Философия: Учеб. пособие/ Берков В.Ф., Водопьянов П.А., Волчек Е.З. и др.; Под общей ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Выш. шк., 1993. – 275 с.
  2. Философия / Ю.А. Гусев, Н.И. Жуков, В.Г. Изох и др./ под. ред. Н.И. Жукова – Мн.: БелСоЭС «Чернобыль», 1995. – 304 с.

Информация о работе Основы философии