Особенности философии Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:45, реферат

Описание

Философия Востока зарождалась как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства и обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». А чтобы эти ценные плоды получить, человек должен овладевать философской мудростью: ему следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………………………...5
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………….7
2.1. ВЕДАНТА………………………………………………………………..7
2.2. САНКХЬЯ……….…………………………………………………...….9
2.3. НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА…………………………………………….…..10
2.4. ДЖАЙНИЗМ………..……………………………………………….…11
2.5. БУДДИЗМ……………………………………………………………...13
2.6. ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА)…..…………………………………………..15
3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………………………16
4. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………..18
4.1. КОНФУЦИАНСТВО…………………………………………………..18
4.2. ДАОСИЗМ……………………………..……………………………….20
4.3. МОИЗМ…………………………………………………………………21
4.4. ЛЕГИЗМ………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Особенности философии Востока.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

                                      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«САНКТ  – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ  им. проф. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

«Архангельский колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт – Петербургского Государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине:

                                                        Философия 

                                                             на тему:

                                       Особенности философии Востока 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент

                                                       Тришина И.А.

 Шифр  М 005 – 011 

                                        Преподаватель Лубенцова Г.В. 

                                        Оценка_____________Дата_______ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                г. Архангельск 2011 г.

                             ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………………………...5
  2. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………….7

     2.1. ВЕДАНТА………………………………………………………………..7

    2.2. САНКХЬЯ……….…………………………………………………...….9

    2.3. НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА…………………………………………….…..10

    2.4. ДЖАЙНИЗМ………..……………………………………………….…11

    2.5. БУДДИЗМ……………………………………………………………...13

    2.6. ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА)…..…………………………………………..15

3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………………………16

4. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………..18

    4.1. КОНФУЦИАНСТВО…………………………………………………..18

    4.2. ДАОСИЗМ……………………………..……………………………….20

    4.3. МОИЗМ…………………………………………………………………21

    4.4. ЛЕГИЗМ………………………………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

         Философия - это вечный поиск знаний и жизненной мудрости, в поисках которых ученые этого направления старались определить законы бытия и оформить их лингвистически.

     В середине I тысячелетия до н.э. возникает философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этап ее развития сопровождается качественными изменениями самосознания: дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца.

   Философия Востока зарождалась как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства и обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». А чтобы эти ценные плоды получить, человек должен овладевать философской мудростью: ему следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека и др.

     Восточная философия древнего мира интересовалась проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания и другими... Россыпью афоризмов, фокусирующих мысли великих философов, сопровождается все развитие философии:

Конфуций: «Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей»;

Лао-цзы: «Человек, обладающий высшей добродетелью, в отношениях с людьми должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении (страной) должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время».

          Традиционно в истории философии древнеиндийская и древнекитайская философия объединяются как философия Древнего Востока, чему и будет посвящён данный реферат.

         Не исключено, что современный западный мыслитель, столкнувшись с "восточными" толкованиями тех или иных понятий, придет в недоумение.

В отличие  от философии Запада философия Востока  сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

           Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями правителям, старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение в обществе. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. 
 

1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

          Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополняемы, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное  существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя  о зле и страдании человеческого  бытия, они приходили к идее вечного  нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы.

          Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо - перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ ото лжи, воровства, стяжательства.

         Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшаяся большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н. э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

     В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята-чарвака), отвергающие авторитет Вед.

       
 
 
 

2 .ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

    2.1. ВЕДАНТА

               Веданта - важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты - Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавад-гита (IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв. до н. э.), а также труды Шанкары и его учеников (IX - X вв. н. э.), получившие название адвайта-веданта, и работы Рамануджи и его последователей (XII - XVII вв. н. э.).

          Центральная идея Веданты - идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются. "Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман", - сказано в Упанишадах. Нет ничего подобного ему и ничего отличного от него. Брахман определяется положительно - как единый, бесконечный, вечно существующий, и отрицательно: не это, не это, не это... Как трансцендентная (запредельная) Истина, он превосходит все наши слова, понятия, идеи. К нему ведут, его приоткрывают божественное откровение и мистическая интуиция. Брахман характеризуется единством бытия, сознания и ничем невозмутимого спокойствия, или блаженства. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана. Проявление неистинное, лишь по видимости реальное, так как оно не имеет в самом себе оснований для своего бытия. Это - иллюзия, майя. Вся и единственная реальность существования такого мира заключена в Брахмане. Лишь для обыденного сознания и вообще незнания чувственно воспринимаемый мир оказывается реально существующим. "Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает", - сказано в Брахме-сутре. Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. В определенное очередным циклом время мир исчезает в Брахмане, чтобы затем снова возродиться из него.

          В веданте развито представление  о четырех основных сторонах  жизни: каме, артхе, дхарме и  мокше. Кама есть чувственные  влечения и страсти, стремление  к удовольствиям, желание наслаждения,  в частности любви. Это гедонистический элемент человеческой натуры. Артха - материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Артха проявляет и реализует склонность к "стяжательству", заложенному в каждом индивиде. Это прагматические, рационально-экономические ценности жизни. Дхарма представляет собой закон, твердо установленный порядок или обычай, этический и религиозный долг, основу морального и социального порядка, обязанности, которые должен выполнять каждый в течение своей жизни. Дхарма охватывает собой такие добродетели, как самоконтроль, верность, любезность и т. д. Она "курирует" артху и каму как более низкие стороны человеческого бытия. Наконец, мокша - это высшее добро, конечная или предельная цель человеческой жизни, состояние освобождения (от повседневной суеты, мелочно-мирских страстей и привязанностей), духовной свободы, реализация того, что является вечным и божественным в человеке. Мокша должна доминировать в человеческой жизни и одухотворять собой все другие ее стороны: чувственно-гедонистическую каму, политико-экономическую артху и морально-нормативную дхарму.

Информация о работе Особенности философии Востока