Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:45, реферат
Философия Востока зарождалась как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства и обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». А чтобы эти ценные плоды получить, человек должен овладевать философской мудростью: ему следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………………………...5
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………….7
2.1. ВЕДАНТА………………………………………………………………..7
2.2. САНКХЬЯ……….…………………………………………………...….9
2.3. НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА…………………………………………….…..10
2.4. ДЖАЙНИЗМ………..……………………………………………….…11
2.5. БУДДИЗМ……………………………………………………………...13
2.6. ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА)…..…………………………………………..15
3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………………………16
4. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………..18
4.1. КОНФУЦИАНСТВО…………………………………………………..18
4.2. ДАОСИЗМ……………………………..……………………………….20
4.3. МОИЗМ…………………………………………………………………21
4.4. ЛЕГИЗМ………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26
4.4. ЛЕГИЗМ
Легизм
- учение школы фацзя («законников»)
- послужил мощной идеологической опорой
крупных земельных
В своем мировоззрении Хань Фэй-цзы опирается на даосизм. Дао рассматривается им как юридический закон, которому подчиняется само небо. Все подчинено законам - небо, вещи, человек. Исключению подлежат только дао и правитель, являющийся государственным воплощением дао. «Мудрым правителем, - писал он, - называется тот, кто в своих велениях следует естественному пути дао, подобно тому, как лодка течет по течению реки». Мыслитель указывает на две стороны закона - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных. Он приводит многочисленные примеры для подтверждения своего положения о том, что в управлении страной государь должен опираться на следующие факторы: 1) фа - закон, 2) ши - силу власти, 3) шу - искусство управления людьми.
По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла значительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.
Особое
значение легисты уделяли хозяйственной
функции государства, его регулирующей
роли в экономике, в поддержании цен
на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя
они предлагали ввести государственную
монополию на разработку естественных
богатств и передачу доходов в государственную
казну.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характеризуя древневосточную философию человека, отметим, что важнейшей частью ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т.д. связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. Нельзя при этом забывать, что характерной чертой философского антропологизма является здесь трансцендентализм — человек, его мир и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным) миром.
Гегель не очень высоко ценил восточную философию, поскольку, по его мнению, в ней "внешнее, предметное не постигается... соответственно идее". Восточную мысль Гегель считает недостаточно философичной и преимущественно религиозной, так как в ней индивид не полагает себя как нечто самостоятельное. Тогда как "истинно-объективная почва мышления коренится в действительной свободе субъекта".
Между тем существует и другая, противоположная точка зрения, ставящая восточную философскую мысль выше западной и считающая ее крупнейшим достижением человеческой культуры. Таковы, в частности, позиции А. Шопенгауэра, Л.Н. Толстого, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга и других известных мыслителей.
Юнг в классической работе "Архетип и символ", в частности, писал: "Мы начинаем заново открывать для себя астрологию, являющуюся на Востоке хлебом насущным. Наши исследования сексуальной жизни, начатые в Вене и в Англии, не идут ни в какое сравнение с индийскими учениями по этому поводу. Восточные тексты тысячелетней давности дают нам образцы философского релятивизма, а идея индетерминизма, только что появившаяся на Западе, является фундаментом китайской науки... Сам психоанализ и возникшие вместе с ним направления мысли - мы считаем их специфически западным явлениям - представляют собой лишь усилия новичка в сравнении с искусством, существующим с незапамятных времен на Востоке".
Философия человека Древнего Востока
и такие течения, как буддизм, конфуцианство,
даосизм, оказали огромное влияние на
последующее развитие учений о человеке,
а также на формирование образа жизни,
способа мышления, культурных образцов
и традиций стран Востока. Общественное
и индивидуальное сознание людей в этих
странах до сих пор находится под воздействием
образцов, представлений и идей, сформулированных
в тот далекий период.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. — 520 с.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
3. www.philosophy.ru/library
4. http://rh-conflict.narod.ru/