Особенности философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление особенностей философии Возрождения.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. дать общую характеристику эпохи Возрождения;
2. рассмотреть выдающихся людей периода Возрождения;
3. выявить особенности философии Возрождения.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава I Философия эпохи Возрождения..............................................................7
1.1 Общая характеристика эпохи Возрождения………………………………...7
1.2 Особенности эпохи Возрождения………………………………………….10

Глава II Выдающиеся люди периода Возрождения…………………………22
2.1 Данте Алигъери (1265-1321)………………………………………………..22
2.2 Франческо Петрарка (1304-1374)…………………………………………...23
2.3 Лоренцу Валлу (1407-1457)…………………………………………………26
2.4 Георгий Гемист Плифон (1355-1452)………………………………………28
2.5 Марсилио Фичино (1433-1499)……………………………………………..28
2.6. Пико дела Мирандола (1463-1494)………………………………………...30
2.7 Николай Кузанский (1401-1464)……………………………………………34
2.8 Никколо Макиавелли (1469-1527)………………………………………….41
2.9 Пьетро Помпонацци (1462-1525)…………………………………………...44
2.10 Мишель Монтень (1533-1592)……………………………………………..46
2.11 Джордано Бруно (1548-1600)……………………………………………...51

Заключение……………………………………………………………………...57

Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по философии.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

Этика Монтеня перекликается с этикой эпикурейской, согласно которой человек, с одной стороны, должен прожить незаметно, довольствуясь благами, которые дает ему природа и не выдумывая излишних роскошеств (Монтень понимает Эпикура в аутентичном его смысле), а с другой — смысл и цель человеческий жизни состоят в стремлении к счастью. Поэтому и этика Монтеня жизнерадостна в эпикурейском смысле слова. Цель жизни может состоять только в самой жизни.

 

2.11 Джордано Бруно (1548-1600)

 

Другим мыслителем, сильно повлиявшим на современную ему эпоху, был младший современник Монтеня — Джордано Бруно. Он родился в 1548 года в г. Нола близ Неаполя и был сожжен на костре, на Площади цветов 17 февраля 1600 года

Джордано родился в семье мелкого дворянина, учился в местной латинской школе, затем слушал лекции в Неаполитанском университете. Чтобы продолжить образование, поступил в доминиканский монашеский орден в 1565 года. Однако Бруно не вписывался в рамки ордена. Он проявляет свободомыслие, начинается инквизиционный процесс, и Бруно бежит в Рим в 1576 г, потом странствует по Италии, а затем уезжает в Женеву, где его начинают преследовать уже не католики, а кальвинисты. Он попадает в тюрьму, выйдя из которой, уезжает во Францию и живет в Тулузе, преподавая в местном университете. После этого он уезжает в Париж, где также преподает философию. В 1583 г. он переезжает в Лондон (разумеется, не по своей воле), где живет до 1585 г., и это один из наиболее плодотворных периодов его жизни. Он пишет здесь большинство своих произведений в форме диалогов (выделяются два диалога — «О причине, начале и едином» и «О бесконечности, вселенной и мирах»; оба написаны в 1584 году в Оксфорде), преподает в Оксфордском университете. Но вновь уезжает из Англии — сначала во Францию, потом в Германию. Преподает в Вюртемберге, где подвергается преследованиям со стороны лютеран. Бруно опять странствует и вынужден, в конце концов, вернуться на родину, в Италию.

В Венеции он устраивается домашним учителем к одному из патрициев (в Падуанский университет его не допускают). Хозяин начинает донимать Джордано требованием, чтобы тот рассказал ему о его тайном знании и поспособствовал его власти над миром. Бруно вынужден уехать. Хозяин, обидевшись, заявляет инквизиции о том, что у него жил еретик. Инквизиция хватает Бруно и в 1592 года заключает в тюрьму — сначала в местную, венецианскую, а через год — в римскую. Восемь лет он находился в заточении, но не отказался от своих убеждений. 17 февраля 1600 года Бруно был сожжен на костре. Известна его фраза после того, как произнесли приговор: «Вам должно быть гораздо более страшно выносить свой приговор, чем мне его выслушивать»[22].

Что же это за ересь, в которой обвинили Джордано Бруно? Атеистическая пропаганда чаще всего говорила, что он был сожжен за свои научные убеждения.

Основная проблема Бруно обусловлена его философскими привязанностями. Его главным учителем был Николай Кузанский. Повлияли на него и мусульманские средневековые философы Авиценна и Аверроэс, а также естественнонаучные взгляды Николая Коперника. Их учения он и пытался синтезировать в своем учении, которое в целом является возрождением неоплатонизма.

В работах Бруно все время встречаются известные нам неоплатонические термины: «единое», «ум», «душа», «материя». Правда, понимает он их не как Плотин (не как уровни бытия), а в духе Кузанского, для которого Бог есть максимум и минимум, высшее единство мира. Для Джордано Бог также является Единым, что является исходным пунктом для понимания мира. Единое есть и причина бытия (ибо Бог есть Единое), и само бытие (ибо все бытие едино). Поэтому Бог и мир есть одно и то же. В мире соединяются все его противоположности — возможность и действительность, дух и материя. Мир не рождается и не уничтожается, поскольку мир и Бог есть одно и то же.

Собственно, у Джордано Бруно мы видим одно из наиболее последовательных выражений пантеистической концепции. Поскольку Бог бесконечен, постольку и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимум, является и минимумом, постольку Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть, каждый атом мира есть одновременно и Бог. А поскольку движущим механизмом мира (тем началом, которое приводит мир в движение и одушевляет его) является Бог, постольку же в силу совпадения минимума и максимума каждая часть мира является Богом и потому каждая часть мира, каждый его атом имеют источник движения сами в себе. Мир и Бог тождественны, поэтому мир развивается сам.

В мире, как и в Боге, совпадают все противоположности, поэтому нельзя разделять мир на материю и форму. Будучи противоположностями, они совпадают, поэтому нельзя помыслить материю без формы, как и форму без материи. Поэтому же нельзя и определить Бога, ибо определение предполагает некоторое ограничение, а Бог, включая в Себя все определения, все противоположности, превосходит какое-либо определение. В Боге совпадают единственность и множественность, минимум и максимум, прямая является одновременно и кривой (явное заимствование у Николая Кузанского), холод одновременно является теплом, возникновение предполагает уничтожение и т.д. Весь мир постоянно изменяется, и ничто не тождественно самому себе. Такое же изменение есть и в Боге.

Джордано Бруно возражает против аристотелевского разделения материи и формы и указывает, что не существует никакой первоматерии. Материя и форма существуют всегда вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог.

Материя развертывается самостоятельно (повторение термина Николая Кузанского о развертывании мира из единого). Материя имеет сама в себе способность к образованию форм и потому не мыслится вне формы. Именно так — как способность материи к самоформированию — и понимает Бруно душу мира, плотиновскую третью ипостась бытия. Душа — это всеобщая форма мира. Она есть и внутри материи как форма, присущая материи, и некоторое начало, объединяющее материю. Поэтому весь мир одушевлен, весь мир сам несет в себе жизненное начало.

Во вселенной, которая, как и Бог, является бесконечной, нет никакого центра. Ни землю, ни человека мы таковым считать не можем. Во вселенной все однородно, любая точка может быть одновременно названа и центром, и окружностью (и здесь очевидно влияние Николая Кузанского). Земля не находится в центре мира, а является одной из планет, которых в мире бесконечное множество. Здесь на основании агрументов, почерпнутых у Кузанского, Бруно одновременно критикует и концепцию Коперника, который остановился на изменении геоцентрической системы на гелиоцентрическую, оставив, тем не менее, сферу неподвижных звезд. Джордано возражает против этого и вслед за Николаем Кузанским утверждает, что мир бесконечен. Звезды — это такие же солнца, они тоже могут иметь вокруг себя планеты, на которых тоже может быть жизнь.

Таким образом, вместо плотиновской эманации и развертывания Николая Кузанского Бруно отождествляет Бога и природу. Бог не находится вне вещей, а содержится в самих вещах; Он есть внутреннее начало мира, а не находится над миром.

В теории познания Бруно следует за мыслью Николая Кузанского и повторяет ту же самую иерархию способностей человека: ощущения, обобщение, рассудок, интеллект, ум. Каждый раз человек, начиная свои познания от чувственных вещей, обобщает чувства, абстрагируется от них, делает обобщение, а затем производит рассудочный анализ, восходя от них к некоторым определениям, а затем от определений восходит еще выше — к мистическому созерцанию всего во всех противоположностях. Превосходя ограниченность дискурсивного мышления, ум созерцает Бога, объединяющего в Себе все противоположности.

Однако познание человеком Бога не самоцель. Бруно расходится с Плотином, утверждая, что знания имеют, кроме спасения человеческой души, еще и практическую цель: познавая мир, человек может создавать некую практическую магию (по терминологии Бруно) и таким образом управлять природными явлениями и совершенствовать человеческую жизнь.

Бруно отрицает личное бессмертие. Душа после смерти соединяется с Единым, поэтому человек должен искать смысл жизни в самой жизни. Главное для человека — постоянный труд по совершенствованию себя и мира. Именно в труде, в господстве над миром и состоит назначение человека. Вместо религии откровения Бруно настаивает на том, что должна быть религия разума.

Таким образом, преследование Джордано Бруно со стороны католической церкви не было преследованием за его естетвеннонаучные убеждения. Бруно не был самостоятельным ученым, его естественнонаучная теория была лишь фрагментом, заимствованным им у Николая Коперника, аспектом его пантеистического философско-религиозного учения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

В завершении данной работы, можно отметить наиболее важные моменты великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, в месте с тем продолжив всё лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Мы уже говорили о том, что античная философия заложила фундамент европейской философской мысли, что в античной философии, практически, начали решаться, таким образом, и так мировоззренческие проблемы, которые потом разрешались на всех этапах развития общеевропейской философии. Обновленная деятелями Возрождения философия античности в новых и в свою очередь условиях способствовала зарождению основных отраслей научных знаний человечества, заложили основы, практически, всех современных наук. С натурфилософией эпохи Возрождения было органически связано развитие целого ряда невиданных раньше наук. Характерно, что натурфилософские взгляды Николая Кузанского о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца предшествовали научному открытию и публикации в 1543 году Николаем Коперников его гениального произведения: "О вращении небесных кругов".

Надо так же отметить, что благодаря выдающимся людям этого периода, эпоха Возрождения не носила бы столь развитой характер. Они изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Вообщем, надо сказать, что благодаря большому источнику информации по данной теме, поставленные нами цель и задачи были успешно достигнуты.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2007. – 736с.

2. Вундт В. Введение в философию. – М.: ЧеРо, 1998. – 560с.

3. Хосе Ортега-и-Гассет. Человек в XV веке. // Человек. – М.,1992. – № 3. – С. 37.

4. Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.

5. История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.

6. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.

7.http://yankos.chat.ru/gum.htm/ Грицанов А.А. Энциклопедия. – Стр 1-5.

8. Джордано Бруно. Избранное. Самара: Агни, 2000. – 357с.

9. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.: ББИ, 2000. – 248с.

10. Менцин Ю. Л. "Земной шовинизм" и звездные миры Джордано Бруно //Вопросы истории естествознания и техники. – М., 1994. - №1. – С. 12-15.

11. Ясперс К. Всемирная история философии. СПб., 2000. С. 93-94.

12. Далмайр Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании// Вопросы философии – М., 2007. - №2. – С. 35- 39.

13. Миронов В.В. Философия: Учеб. пособие. – М.: Норма, 2004.- 928с.

14. Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы?// Вопросы философии. – М., 2007. - №4. – С. 26-29.

15. Хайтун С.Д. Социальная неотения как механизм эволюционного прорыва ( Ветхий Завет, Древняя Греция, Возрождение)// Вопросы философии – М.: Наука, 2007. - №12. – С. 58-65.

16. Грицанов А.А. История философии: Энциклопедия. – Мн.:Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. – 1376с.

17.Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М.: «Аграф», 2001. – 608с.

 

60

 



[1] Грицанов А.А. Энциклопедия. 2002.- 1376с

[2] Грицанов А.А. Энциклопедия. 2002.- 1376с

[3] Грицанов А.А. Энциклопедия. 2002.- 1376с.

[4] Грицанов А.А. Энциклопедия. 2002.- 1376с.

 

[5] Грицанов А.А. Энциклопедия. 2002.- 1376с.

 

 

[6] Гегель Г.В. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1993. С.203.

[7] Гегель Г.В. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1993. С.210.

[8] Гегель Г.В. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1993. С.211.

[9] Гегель Г.В. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1993. С.212.

 

[10] Грицанов А.А. Энциклопедия. 2002.- 1376с.

[11]Декарт Р. Избранные произведения. М., 950. С. 411-412.

[12] Декарт Р. Избранные произведения. М., 950. С. 412-413.

[13] Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. М., 1982. Т 1. С. 95-97.

[14] Беркли Дж.  Сочинения. М., 1979. С.199.

[15] Лоренцо Вала. Об истинном и ложном благе. М., 1989. С. 58.

[16] Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. М., 1957.

[17] Кузанский Н. Избранные философские сочинения. М., 1979-1980.

[18] Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 69.

[19] Лейбниц Г. В. Сочинения. М., 1982.

[20] Монтень М. Опыты. М.,1991.

[21] Лосев А.В. Эстетика Возрождения. М., 1982. С. 304.

[22] Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 247.


Информация о работе Особенности философии Возрождения