Особенности гуманитарного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:23, реферат

Описание

Гуманитарное знание изменяет сознание человека, так как формирует его отношение к миру, позволяет по-новому взглянуть на него. Проблема самоопределения - важнейшая гуманитарная проблема для человека в числе других проблем, потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и вообще самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся.

Работа состоит из  1 файл

Гуманитарное знание изменяет сознание человека.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

- абстракции и  общие понятия в гуманитарном  познании не отвергаются, но  они здесь – вспомогательные  средства при описании индивидуальных  явлений, а не самоцель, как  в естествознании;

-в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном знании – понятием «культура». 

Тема 7. Социальное и  гуманитарное знание  

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий. 

Социальные явления  подчиняются законам, общим для  всей действительности. В их познании можно использовать точные методы социального  исследования. Социология кик наука  должна быть снободна or енялей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от субъективных оценок 

Социальные явления  следует осмысливать в соотнесении  с целями, идеями и мотивами реально  действующих людей. Поэтому в  центре изучения оказывается сам человек и его восприятие мира 

Общественные науки 

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического  процесса 

Изучение целей  и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, личностного  восприятия мира 

Результат исследования 

Социальное знание 

Гуманитарное знание 

I 

Основная задача 

Анализ общественных процессов и выявление в них  закономерных, повторяющихся явлений 

Анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание  его помыслов, побуждений, намерений 

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. 

Особенности гуманитарного  знания: понимание; обращение к текстам  писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям. 

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств. 

Социальное и гуманитарное знания — результат социального  познания. 

Социальное познание — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. 

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы. 

Особенности социального  познания 

1.         Субъект и объект познания  совпадают. Общественная жизнь  пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). 

2.        Получаемое социальное знание  всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей. 

3.         Социальное знание всегда нагружено  оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально,  в то время как обществознание  — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца». 

4.           Сложность объекта познания —  общества, которое обладает разнообразием  различных структур и находится  в постоянном развитии. Поэтому  установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания. 

5.          Поскольку общественная жизнь  изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 

6.         Ограничена возможность применения  такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном  методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления. 

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что  социальное познание должно опираться  на следующие принципы: 

—        рассматривать социальную действительность в развитии; 

—         изучать общественные явления в  их многообразных связях, во взаимозависимости; 

—          выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях. 

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни — основы знаний об обществе, деятельности людей. 

   

 

   

   

Социальный факт 

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

Объективный факт 

   

Научный факт 

Событие, имевшее  место в определенное время, при  определенных условиях 

Знание о событии, которое описано с учетом специфики  социальной ситуации, в которой оно  имело место 

   

   

   

   

   

Не .шнигит от исследователя; может быть не зафиксирован путем описания его свойств 

   

Отражен в книгах, рукописях, научных докладах или  зафиксированы иным путем 
 
 

Наука различает  следующие виды социальных фактов. 

 

   

   

Виды социальных фактов 

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или  больших социальных групп 

   

Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) 

   

Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки 
 

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами. 

Таким образом, интерпретация  социального факта — это сложная  многоступенчатая процедура его  истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, — всего лишь сырье для научных выводов. 

С научным объяснением  факта связана и его оценка, которая зависит от следующих  факторов: 

—        свойства изучаемого объекта (события, факта); 

—         соотнесение изучаемого объекта  с другими, однопо-рядковыми, или  идеалом; 

—        познавательные задачи, которые поставил исследователь; 

—       личная позиция исследователя (или  просто человека); 

—         интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит. 

Образцы заданий 

Прочитайте текст  и выполните задания С1-С4. 

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них —  само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <...> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). 

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и  субъект. Везде, в любой науке  кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80-81.). 

I C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора? Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект — само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект по:шаот субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием. 

I C2. I В чем заключается, по мнению автора, отличие обще-ствознания от естествознания? 

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от есте-гтпознпния заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание — это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании — извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений. 

СЗ. I Почему автор считает, что в обществознании накал 

страстей, эмоций и  чувств является самым высоким? Дайте  свое объяснение и приведите с  опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни  три примера «эмоциональности»  познания общественных явлений. Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др. 

С47] Специфика социального  познания, как отмечает ав- 

тор, характеризуется  рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте. 

Информация о работе Особенности гуманитарного знания