Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:23, реферат
Гуманитарное знание изменяет сознание человека, так как формирует его отношение к миру, позволяет по-новому взглянуть на него. Проблема самоопределения - важнейшая гуманитарная проблема для человека в числе других проблем, потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и вообще самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся.
- абстракции и
общие понятия в гуманитарном
познании не отвергаются, но
они здесь – вспомогательные
средства при описании
-в социальном познании
должен быть постоянный учет всех субъективных
моментов; если в естественных науках
их единство обусловлено классической
механикой, то в гуманитарном знании –
понятием «культура».
Тема 7. Социальное и
гуманитарное знание
Вопрос об уникальности
социальных знаний является в истории
философской мысли предметом дискуссий.
Социальные явления
подчиняются законам, общим для
всей действительности. В их познании
можно использовать точные методы социального
исследования. Социология кик наука
должна быть снободна or енялей с идеологией,
что требует отделения в ходе конкретного
исследования реальных фактов от субъективных
оценок
Социальные явления
следует осмысливать в
Общественные науки
Изучение фактов,
законов, зависимостей общественно-исторического
процесса
Изучение целей
и мотивов деятельности человека,
его духовных ценностей, личностного
восприятия мира
Результат исследования
Социальное знание
Гуманитарное знание
I
Основная задача
Анализ общественных
процессов и выявление в них
закономерных, повторяющихся явлений
Анализ целей, мотивов,
ориентации человека и понимание
его помыслов, побуждений, намерений
Социальное и гуманитарное
знания взаимопроникаемы. Без человека
нет общества. Но и человек не
может существовать без общества.
Особенности гуманитарного
знания: понимание; обращение к текстам
писем и публичных выступлений,
дневников и программных
Гуманитарное знание
призвано воздействовать на человека,
одухотворять, преображать его моральные,
идейные, мировоззренческие ориентиры,
способствовать развитию его человеческих
качеств.
Социальное и гуманитарное
знания — результат социального
познания.
Социальное познание
— процесс приобретения и развития
знаний о человеке и обществе.
Познание общества,
протекающих в нем процессов имеет, наряду
с общими для всей познавательной деятельности
чертами, также и существенные отличия
от познания природы.
Особенности социального
познания
1.
Субъект и объект познания
совпадают. Общественная жизнь
пронизана сознанием и волей человека,
она, по существу, субъект-объектна, представляет
в целом субъективную реальность. Получается,
что субъект познает здесь субъекта же
(познание оказывается самопознанием).
2.
Получаемое социальное знание
всегда связано с интересами индивидов-субъектов
познания. Социальное познание задевает
непосредственно интересы людей.
3.
Социальное знание всегда
4.
Сложность объекта познания —
общества, которое обладает
5.
Поскольку общественная жизнь
изменяется очень быстро, то в процессе
социального познания можно говорить
об установлении только относительных
истин.
6.
Ограничена возможность
Описать и понять
социальные явления позволяет правильный
подход к ним. Это означает, что
социальное познание должно опираться
на следующие принципы:
—
рассматривать социальную действительность
в развитии;
—
изучать общественные явления в
их многообразных связях, во взаимозависимости;
—
выявлять общее (исторические закономерности)
и особенное в общественных явлениях.
Всякое познание
общества человеком начинается с восприятия
реальных фактов экономической, социальной,
политической, духовной жизни — основы
знаний об обществе, деятельности людей.
Социальный факт
Объективный факт
Научный факт
Событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях
Знание о событии,
которое описано с учетом специфики
социальной ситуации, в которой оно
имело место
Не .шнигит от исследователя; может быть не зафиксирован путем описания его свойств
Отражен в книгах,
рукописях, научных докладах или
зафиксированы иным путем
Наука различает
следующие виды социальных фактов.
Виды социальных фактов
i
Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп
Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные)
Словесные (вербальные)
действия: мнения, суждения, оценки
Чтобы факт стал научным,
его следует интерпретировать (лат.
interpretatio — истолкование, разъяснение).
Прежде всего факт подводится под какое-либо
научное понятие. Далее изучаются все
существенные факты, из которых складывается
событие, а также ситуация (обстановка),
в которой оно происходило, прослеживаются
многообразные связи изучаемого факта
с другими фактами.
Таким образом, интерпретация
социального факта — это
С научным объяснением
факта связана и его оценка,
которая зависит от следующих
факторов:
—
свойства изучаемого объекта (события,
факта);
—
соотнесение изучаемого объекта
с другими, однопо-рядковыми, или
идеалом;
—
познавательные задачи, которые поставил
исследователь;
—
личная позиция исследователя (или
просто человека);
—
интересы той социальной группы, к которой
исследователь принадлежит.
Образцы заданий
Прочитайте текст
и выполните задания С1-С4.
«Специфика познания
общественных явлений, специфика обществознания
определяется многими факторами. И,
пожалуй, главный среди них —
само общество (человек) как объект познания.
Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном
смысле этого слова). Дело в том, что общественная
жизнь насквозь пронизана сознанием и
волей человека, она, по существу, субъект-объектна,
представляет в целом субъективную реальность.
Получается, что субъект познает здесь
субъекта же (познание оказывается самопознанием).
Естественно-научными методами, однако,
этого делать нельзя. Естествознание охватывает
и может осваивать мир лишь объектным
(как объект-вещь) образом. Оно действительно
имеет дело с ситуациями, когда объект
и субъект находятся как бы по разные стороны
баррикад и потому так различимы. Естествознание
и субъекта превращает в объект. Но что
значит превратить субъекта (человека,
ведь, в конечном счете) в объект? Это значит
убить в нем самое главное — его душу,
сделать из него некую безжизненную схему,
бездыханную конструкцию. <...> Субъект
не может стать объектом, не перестав быть
самим собой. Познать субъекта можно только
субъектным же образом — через понимание
(а не абстрактно-общее объяснение), чувствование,
выживание, сопереживание, как бы изнутри
(а не отстраненно, извне, как в случае
с объектом).
Специфичен в обществознании
не только объект (субъект-объект), но и
субъект. Везде, в любой науке
кипят страсти, без страстей, эмоций
и чувств нет и не может быть человеческого
поиска истины. Но в обществознании их
накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко
П. К. Обществознание: для поступающих
в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация.
М., 1997. С. 80-81.).
I C1. Опираясь на текст,
укажите главный фактор, который определяет
специфику познания общественных явлений.
Каковы, по мнению автора, особенности
данного фактора? Ответ: Главным фактором,
который определяет специфику познания
общественных явлений, выступает его объект
— само общество. Особенности объекта
познания связаны с уникальностью общества,
которое пронизано сознанием и волей человека,
что делает его субъективной реальностью:
субъект по:шаот субъекта же, т. е. познание
оказывается самопознанием.
I C2. I В чем заключается,
по мнению автора, отличие обще-ствознания
от естествознания?
Ответ: По мнению автора,
отличие обществознания от есте-гтпознпния
заключается в различии объектов
познания, его методов. Так, в обществознании
объект и субъект познания совпадают,
а в естествознании или разведены,
или существенно различаются, естествознание
— это монологическая форма знания: интеллект
созерцает вещь и высказывается о ней,
обществознание — это диалогическая форма
знания: субъект как таковой не может восприниматься
и изучаться как вещь, ибо как субъект
он не может, оставаясь субъектом, стать
безгласным; в обществознании познание
осуществляется как бы изнутри, в естествознании
— извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих
объяснений.
СЗ. I Почему автор считает,
что в обществознании накал
страстей, эмоций и
чувств является самым высоким? Дайте
свое объяснение и приведите с
опорой на знания обществоведческого
курса и факты общественной жизни
три примера «эмоциональности»
познания общественных явлений. Ответ:
Автор считает, что в обществознании
накал страстей, эмоций и чувств является
самым высоким, поскольку здесь всегда
присутствует личностное отношение субъекта
к объекту, жизненная заинтересованность
в том, что познается. В качестве примеров
«эмоциональности» познания общественных
явлений могут быть приведены: сторонники
республики, изучая формы государства,
будут искать подтверждение преимуществ
республиканского строя перед монархическим;
монархисты особое внимание уделят доказательствам
недостатков республиканской формы правления
и достоинств монархической; всемирно-исторический
процесс рассматривался в нашей стране
в течение длительного времени с точки
зрения классового подхода и др.
С47] Специфика социального
познания, как отмечает ав-
тор, характеризуется
рядом особенностей, две из которых
раскрыты в тексте. Опираясь на знания
обществоведческого курса, укажите любые
три особенности социального познания,
не отраженные во фрагменте.