Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа
Понятие “цивилизация” появилось в XVIII веке и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шоландский философ А.Фергюссон (1723-1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со второй половины XVIII века широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации.
Введение1
Особенности современной мировой цивилизации1
Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение4
Пути решения глобальных проблем. Стратегия выживания человечества.1
Заключение4
Список литературы4
Оглавление
Введение1
Заключение4
Список литературы4
Введение
Понятие “цивилизация” появилось в XVIII веке и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шоландский философ А.Фергюссон (1723-1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со второй половины XVIII века широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации. Оно стало трактоваться как определенная совокупность ценностей, обогащаемых в ходе развития общества, как его социальное и моральное совершенствование. Миссия цивилизации, отмечали французские просветители, состоит в том, чтобы покончить с войнами и завоеваниями, с рабством и нищетой и распространить на мир славную “империю разума”.
На сегодняшний день цивилизации –это аспекты всемирной истории, единство и многообразие материальной и духовной культуры человеческого общества, его ценностей, образа жизни и труда. Каждый период, каждое общество, нация обладают собственной неповторимой цивилизацией. И в то же время в каждой из них есть элементы, присущие человечеству в целом, причем, по мере развития науки и техники, средств связи и транспорта, экономических, культурных и иных обменов между государствами, народами и частными субъектами, количество этих элементов растет. Понятие цивилизации отражает уникальность, неповторимость человеческого рода.
Сегодня одной из важнейших характеристик, цивилизации является острота накопившихся и продолжающих усугубляться противоречий и проблем, которые делают вполне реальной угрозу гибели человечества или, по меньшей мере, серьезных потрясении, деградации важнейших аспектов его существования.
Основная особенность современной мировой цивилизации – это увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление, что является признаком глубокого кризиса цивилизации, уходящего корнями в историю европейской культуры. И это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально-технической цивилизации, идейно-мировоззренчески восходящей к греческой культуре.
С эпохи Возрождения, когда человек был "поставлен" в центр мироздания, а природа рассматривалась как источник удовлетворения его потребностей, начинает складываться технократический тип мышления. С зарождением промышленной революции и индустриализации общества наиболее развитые научные представления физических наук, особенно механики, легли в основу не только физической картины мира, но и стали ядром потребительского мировоззрения, которое фактически допускало вседозволенность человеческой деятельности в природе и игнорировало нравственный аспект в социальной и экологической практике.
Наиболее отчетливо психологию потребительства сформулировал еще в XVII в. Френсис Бэкон, который считал, что задача науки - ставить силы Природы на службу человеку. Такой взгляд на взаимоотношения Природы и человека сделался универсальной парадигмой вплоть до сегодняшнего дня. Достаточно вспомнить известные слова Мичурина "Нам нечего ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача".
Природа - как склад ресурсов и богатств, которые можно и должно использовать в соответствии с волей и желанием человека; человек - "царь природы" и может изменять среду обитания, как ему заблагорассудится. Это заключение является мировозренческой основой возникновения глобальных проблем и кризиса современной цивилизации.
Одновременно этот кризис касается современного человека вообще, способа его самореализации. Ведь все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и Америки, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек и способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.
Другими словами человек "забыл", что он является неотделимой частью природы. В свое время русский физиолог Сеченов говорил о том, что познать человека можно лишь в единстве его плоти, души и природы, в которой он живет. А так же главная мысль учения В.И. Вернадского о ноосфере, - что на определенном этапе развития цивилизации человечество должно будет принять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию нашей планеты. В противном случае у человечества просто не будет будущего.
Учение о ноосфере означало появление принципиально нового понимания всего происходящего на Земле, оно означало переход к изучению планеты в целом, к исследованию процессов взаимодействия техносферы, биосферы и человеческого общества.
Но учение В.И. Вернадского долгое время оставалось объектом исследований небольшого круга ученых, продолжая потреблять, убивать и разрушать, приближая опасную черту кризиса цивилизации. До сих пор человек продолжает рассматривать природу как безграничный резервуар, необъятную кладовую ресурсов, способную удовлетворить все его мыслимые и немыслимые потребности.
Тот факт, что истоки этого кризиса
уходят в глубь истории европейской культуры,
не только отмечен, но и проанализирован,
в частности, русскими философами П. Флоренским
и
Н. Бердяевым. Флоренский отмечает, что
уже "давно, вероятно, с XVI в., мы перестали
охватывать целые культуры как свою собственную
жизнь; уже давно личность, за исключением
очень немногих, не может подняться к высотам
культуры, не терпя при этом величайшего
ущерба". В этих условиях "попытка
обогатиться покупается жертвою цельной
личности". "Жизнь разошлась в разных
направлениях, и идти по ним не дано; необходимо
выбирать". Следствием этого является
расщепление личности, форм ее самореализации
на отдельные виды деятельности. При этом
расщеплению подвергаются формы не только
трудовой деятельности, но и деятельности
духа. Флоренский отмечает, что "содержание
науки чужой специальности давно уже стало
недоступным не только просто культурному
человеку, но и специалисту-соседу"."Здание
культуры духовно опустело". Личности
приходится жить в мире отвлеченных схем,
"работая на цивилизацию, ее губящую
и ее же порабощающую".
В наше время кризис становится явным и глобальным, он охватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и другие, которые составляют естественные основания бытия человека.
Глобальные проблемы явились
результатом, с одной стороны, огромных
масштабов человеческой деятельности,
радикально изменяющих природу, общество
и образ жизни людей, а с
другой - неспособности человека рационально
распорядиться этой могучей силой.
Чтобы разрешить данное противоречие
и найти выход из сложившейся
ситуации, необходимо установить критерий
и иерархию глобальных проблем. Специалисты
выдвигают от 2 до 3 десятков острейших,
неотложных проблем, стоящих сегодня
перед мировым сообществом. Но все
они сходятся на том, что эти проблемы
условно можно разделить на 2 класса.
Один из них связан с отношением
между человечеством и
К первому классу глобальных
проблем можно отнести
Ко второму классу относятся проблемы сокращения непомерного экономического разрыва между населением наиболее развитых стран (так называемого "золотого миллиарда") и огромной массой населения развивающихся стран. Можно перечислить и еще ряд проблем, затрагивающих интересы различных стран, но к глобальным относятся жизненно важные проблемы именно всего человечества. Решение глобальных проблем предполагает взаимную обусловленность и комплексный характер их научного исследования учеными различных стран. Все они сходятся на том, что первоочередной проблемой третьего тысячелетия является обеспечение мира, предотвращение мировой термоядерной войны. Это определяется не только ее грозными последствиями, но и тем, что ненасильственный мир без ядерного оружия создает необходимые предпосылки и гарантии для научного, практического решения всех остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества, достижения политической и военной безопасности.
Политическая безопасность
предполагает активный поиск государствами
таких форм взаимодействия с другими
участниками международных
Военная безопасность призвана обеспечить интересы государств в конфликтных ситуациях, когда они вынуждены применять средства вооруженной борьбы. Роль военных средств в арсенале внешней политики заметно снижается, о чем свидетельствуют уменьшение вероятности мирового термоядерного конфликта, продолжение процесса ограничения вооружений и разоружения, переход государств на принципы "достаточности" при разработке своей военной политики, активизация деятельности в области миротворчества, в том числе с использованием контингенте в вооруженных сил различных государств для выполнения этих новых для них функций, проведение программ и проектов в области конверсии. Укреплению военной безопасности содействует увеличение гласности в обсуждении проблем военной политики и перспектив развития вооруженных сил, а также введение более строгого законодательного надзора за позитивной деятельностью военных ведомств.
Благодаря усилиям ведущих ядерных держав сегодня значительно уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных и сверхъядерных держав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза атомных технологических катастроф (Чернобыльская АЭС) и угроза локальных войн. Для все большего числа людей становится очевидным бесперспективность и опасность политики с ''позиции силы".
Вторая по своей значимости
глобальная проблема, нависшая над
человеческим сообществом, - это экологическая
катастрофа. Ее суть состоит в том,
что растущее давление па биосферу
антропогенных факторов (результатов
человеческой деятельности) может привести
к стремительному разрыву естественных
циклов воспроизводства биологических
ресурсов самоочищения почвы, воды, атмосферы.
В атмосферу сегодня
Помимо атмосферных выбросов антропогенные химические вещества попадают в природные экосистемы другими путями: жидкие отходы сбрасываются в поверхностные и подземные водные объекты, сухие отходы складируются на специальных площадках или захораниваются в толще земли, в сельском хозяйстве на больших площадях применяются удобрения и ядохимикаты. Эти загрязнения возникают в результате использования человечеством примерно 70 тыс. веществ, к которым ежегодно добавляется от 500 до 1000 новых. Среди этих веществ в сельском хозяйстве особенно широко применяются пестициды. Сейчас в мире ежегодно отравляются пестицидами от 0,4 до 2 млн работников сельского хозяйства. Некоторые из ядохимикатов уже запрещены в ряде стран, но они по-прежнему циркулируют в системах биоты и в человеке. Так, ядохимикат ДДТ давно запрещен в США, по возвращается туда в продуктах, ввозимых из развивающихся стран.
Таким образом, если человечество и дальше будет развиваться на основе "грязных технологий", природа и люди не выдержат, их постигнет экологическая катастрофа, которая может произойти в ближайшее столетие.
Ограничения прироста народонаселения являются следствием другой проблемы, не менее важной, - демографической. Суть ее заключается в том, что с начала XX в. население земли выросло втрое.
Демографы предполагают, что максимальная численность населения Земли не должна превышать 10 млрд человек.
Сейчас темпы прироста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 55 лет. Если предположить, что данная тенденция сохранится, то человечество к 2400 г. плечом к плечу заполнит всю поверхность Земли. Взрывной рост населения планеты привел к дестабилизации социально-экономической ситуации во многих регионах мира. Сегодня 95% детей в развивающихся странах, а это не менее 3/4 всех детей мира, рождаются, живут и умирают в бедности, оставаясь в стороне от научно-технического прогресса. Каждый ребенок, родившийся в индустриально развитой стране, использует в 30 раз больше ресурсов, чем ребенок, родившийся в развивающейся стране. Смертность детей до 1 года в Африке в 8, в Южной Америке в 4, в Азии в 6 раз выше, чем в Европе. Смертность детей до 5 лет в Африке в 11, в Южной Америке в 5, в Азии в 9 раз выше, чем в Европе. В развивающихся странах 750 млн человек голодают, значительная доля населения (обычно 10-40%) неграмотна, особенно высок процент неграмотных среди женщин. Однако во многих странах подобная статистика отсутствует,
В то же время Европа, да и Северная Америка, переживают глубокий демографический кризис, который заключается не в высокой рождаемости, а в суженном воспроизводстве населения. Как видим, получается порочный круг: бедность порождает высокую рождаемость, а высокая рождаемость мешает преодолению бедности, а в высокоразвитых странах, наоборот, происходит резкое снижение рождаемости. Специалисты считают, что при такой тенденции известных событий где-нибудь в середине XXI столетия прирост населения в высоко развитых странах остановится и достигнет 10-11 млрд человек. Но это будет очень "старое" население.
Информация о работе Особенности современной мировой цивилизации