Особенности современной мировой цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание

Понятие “цивилизация” появилось в XVIII веке и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шоландский философ А.Фергюссон (1723-1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со второй половины XVIII века широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации.

Содержание

Введение1
Особенности современной мировой цивилизации1
Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение4
Пути решения глобальных проблем. Стратегия выживания человечества.1
Заключение4
Список литературы4

Работа состоит из  1 файл

философия11111.docx

— 46.18 Кб (Скачать документ)

Многомиллиардное население земного шара должно иметь мощные источники энергии, которые тоже небезграничны. Суть энергетического кризиса состоит в том, что невозобновляемые источники сырья, такие как уголь, нефть, газ, лес, по подсчетам ученых, исчезнут через 50-60 лет (в лучшем случае через 75-80 лет). В связи с этим остро стоит проблема использования природных источников энергии и термоядерного синтеза, причем сделать это надо в чрезвычайно короткие сроки.

Демографические, экологические  и энергетические проблемы, вплетаясь  в общую совокупность общественных факторов, оказывают существенное влияние  на саму человеческую сущность.

Все тревожнее звучит предупреждение биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, и не исключена возможность ломки  основного генетического кода в  результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно  фиксируется резкое ослабление иммунного  аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов. Число людей, страдающих от заболеваний, связанных с некачественной водой, исчисляются многими сотнями миллионов человек. По-прежнему малярия остается одной из главных проблем в Юго-Восточной Азии, риску заболеть этой болезнью подвергается 96 % населения.

Снова начали возникать эпидемии болезней, о ликвидации которых было ранее объявлено. В 1990 г. в Южной  Америке распространилась холера, а  ее локализованные вспышки были зафиксированы  во многих странах. Появились и новые  болезни, в числе самых опасных - СПИД, распространяющийся на всех континентах.

Не менее страшной угрозой  является кризис человеческой духовности. Сейчас нет надежных социальных ориентиров, философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно  охарактеризовать наше сегодня и, тем  более, завтра.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути решения глобальных проблем. Стратегия выживания человечества.

Таким образом, глобальные проблемы современности показывают, что состояние  человеческой цивилизации становится все более критическим из-за неспособности  мирового сообщества вырабатывать и  согласовывать «стратегию развития природы» и «стратегию развития общества». Возникает потребность в новом  виде общественно-исторической деятельности.

Сегодня человечество стоит перед выбором. Необходимо решение вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии. Речь идет о выборе пути, о сценариях будущего развития человеческой цивилизации.

Ошибка восприятия природы  как ресурса ,который человечество может использовать, как хочет и привела нас к сегодняшнему кризису.

 Не менее опасна и другая, полярная позиция так называемых "глубоких экологов", говорящих о человечестве в терминах болезни. Согласно их взглядам, люди - это патогены, своего рода вирусы, вид глобального рака, угрожающего самому существованию Земли. Способ лечения один: стереть человечество с лица Земли. Иначе говоря, они считают, что "мир поражен раком, и рак этот - сам человек".

Экологическое сознание - важнейший  компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества. Для разрешения противоречий, порождаемых техническим прогрессом, стали создаваться программы практических действий, такие как "Римский клуб", "Геосфера - биосфера" и др. Каждая из этих программ вне ее зависимости от исходных посылок столкнулась с проблемой соотношения эволюции природной среды и человеческой культуры.

Большие надежды ученые возлагают  на развертывание информационной (компьютерной) технологической революции как  технико-экономической основы выживания  человечества и преодоления преград  к объединению и взаимодействию людей. Сторонники "информационного  сообщества" утверждают, что в  обществе главное - информация, и выдвигают  проект глобальной электронной цивилизации. Сущность современных социально-экономических, политических и научных процессов  заключается, по словам академика В.Ф. Авдеева, в скачкообразном возрастании интенсивности информационных процессов в контурах управления и познания. Благодаря научной технологии и техническим средствам кибернетики (на базе микроэлектроники) открываются новые огромные возможности качественного преобразования производительных сил, ускорения НТП и социального прогресса, с одной стороны, и защиты биосферы - с другой.

Таким образом, информационная революция создает объективную  привлекательную основу, которая  позволит отвести термоядерную и  экологическую угрозу. В связи  с этим возникла новая отрасль  знания - информатика, которая исследует  закономерности производства, потребления  и использования информации. Начинается она с издания программ общегосударственной  информатизации общества, включающих в себя политические, социальные, правовые и экономические аспекты. Сейчас в Европе существует "Европейская  стратегическая программа по исследованию и разработке информационной технологии" (в Японии создан научный проект прокладки по всей стране оптико-волокнистого кабеля и подключения к нему уже  существующих телекоммуникационных систем). Программа информатизации есть и  у нас в стране, хотя по многим важнейшим информационным характеристикам  динамики общества мы значительно отстаем. Развитие автоматизированной информационной среды приводит к реализации нового типа мирового хозяйства со смешанной  и социально защищенной экономикой, с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Разумеется, здесь следует  учитывать исторически сложившиеся  особенности каждой страны. Потребительские  запросы Франции и Сомали различны. Но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношение  плана и рынка в основных чертах уже определились. Это будет способствовать упрочению хозяйственных связей, решению глобальных проблем.

Согласно учению Вернадского, биосфера, превращаясь в ноосферу, должна постепенно превращаться в организм, основной целью развития которого будет  являться сохранение гомеостазиса человечества, т.е. обеспечение коэволюции человека и биосферы. Переход в эпоху  ноосферы, как полагали основатели ноосферогенеза, само собой произойти  не сможет. Для этого необходимы отдача всех интеллектуальных и нравственных сил, выработка стратегии для  ее реализации.

Коэволюция потребует  взаимной адаптации человека и общества, стихийное, не контролируемое развитие производственных сил должно быть утрачено и подчинено обеспечению условий  коэволюции.

По мнению академика Н.Н. Моисеева, "концепция ноосферы уже  может служить основой для  системного анализа проблем взаимодействия человека и окружающей среды и  для построения определенной программы  научных исследований. Условно всю  совокупность возникающих задач  мы можем разделить на две большие  группы:

а) исследование необходимых  условий коэволюции;

б) исследование возможности  обеспечения условий коэволюции.

Первая группа проблем  носит естественнонаучный характер. Вторая группа относится уже к  социально-экономической сфере и  требует выработки определенных механизмов принятия решений. Но для  этого человеку предстоит изменить характер своей жизнедеятельности  и свое положение в биосфере - это постулат, к реализации которого люди должны быть готовыми".

Следовательно, человечество может отойти от края пропасти, если перестроит свои мировоззренческие  установки и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого  развития свои представления о свободе, демократии, ответственности, смысле бытия, а промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран  и будущих поколений. Достижения науки, технологии, информатики, здравоохранения  и образования должны быть поставлены на службу интересам всего человечества.

Решение глобальных проблем напрямую связано с процессами демократизации общественного устройства и политикой ненасилия. На протяжении всей истории человечество сопровождали войны, перевороты, убийства, что нашло отражение и в истории философии. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека "супер-животным", полагал, что насилие - это органичный для людей способ взаимного общения. З. Фрейд считал агрессивность элементом человеческого поведения. И сегодня немало тех, кто полагает, что рост насилия - определяющая тенденция действительности. Однако современная цивилизация и ее дальнейшее развитие настоятельно требуют отказаться от культа силы и перейти к политике диалога, поискам согласия, взаимоприемлемых решений. Этика ненасилия из наивно-утопической теории становится одним из центральных моментов философской мысли. Мартин Лютер Кинг справедливо заметил: "Тот, кто верит в ненасилие, глубоко верит в будущее".

Существуют и другие попытки  решения проблем, с которыми столкнулось  человечество.  В частности, так называемые контркультурные течения (приверженцы контркультуры - обычно молодежь), пытаясь противостоять духовной атмосфере современного индустриального общества, породившей, на их взгляд, эти самые глобальные проблемы, предлагают отказаться от сложившихся общественных ценностей, моральных норм, идеалов, стандартов и стереотипов жизни. Ибо глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие парламентской демократии в устранении господства политической олигархии, продолжающиеся национальные и религиозные конфликты заставляют искать иной, альтернативный путь, основанный на подлинно человеческих ценностях.

Практика жизни показывает, что культурный нигилизм в форме  отказа от обязанностей и обязательств, присущий почти всем контркультурным  движениям, не является конструктивной позицией по отношению к сложно развивающемуся миру и вряд ли может помочь в  ликвидации складывающихся негативных явлений. Отсюда следует вывод о  безальтернатнвности научно-конструктивного  подхода к изучению и обустройству мира.

 

 

 

 

Заключение.

В наше время  кризис становится явным и глобальным, он охватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и другие, которые составляют естественные основания бытия человека.

А суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не только во внешних факторах, но и во внутренних: в человеке, в его мировоззрении, совокупности ценностных установок, определяющих его поступки и способы самореализации.

Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие  безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости  сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения  человека и Природы.

 Необходим переход  к новой цивилизации, где будет  достигнута коэволюция человека  и биосферы. Состояние коэволюции  общества и окружающей среды  предполагает необходимость включения  жизнедеятельности человека в  стабильные биохимические циклы  биосферы и исключение из этих  циклов всего того, что изначально  не присуще живому.

Ученые считают, что необходимо вписаться в уже существующие, естественные природные условия. Все вышесказанное, по существу, означает постановку проблемы качественно нового типа цивилизационного развития, которое должно прийти на смену современной цивилизации, и дальнейшую разработку всепланетарной стратегии ее реализации. Не "затаиться" в ожидании, отказавшись от всех достижений НТП, не ''вернуться к природе" в примитивном значении этого призыва, а подняться на качественно новый уровень взаимоотношений природы и общества, обеспечить их стабильность. Уравновешенное взаиморазвитие - такова неотложная задача.

Сегодня одной из важнейших характеристик, цивилизации является острота накопившихся и продолжающих усугубляться противоречий и проблем, которые делают вполне реальной угрозу гибели человечества или, по меньшей мере, серьезных потрясении, деградации важнейших аспектов его существования.

Речь идёт прежде всего о сохраняющейся опасности возникновения термоядерной войны, резком обострении других глобальных проблем на фоне противоречивых демографических изменений, затяжных региональных конфликтов, трудностей в адаптации к требованиям микроэлектронной революции. Сюда относятся также кризис городов, рост наркомании, преступности и терроризма, деградация культуры и морали, маргинализация1 значительных масс людей, изменение структуры ценностей, потребностей и идеалов современного человека.

 

1 Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу. Так же - таким термином именуют субъекты общества утратившие свои функции, но еще числящимися как их исполняемые.


Информация о работе Особенности современной мировой цивилизации