Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа
Понятие “цивилизация” появилось в XVIII веке и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шоландский философ А.Фергюссон (1723-1816) рассматривал его содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со второй половины XVIII века широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации.
Введение1
Особенности современной мировой цивилизации1
Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение4
Пути решения глобальных проблем. Стратегия выживания человечества.1
Заключение4
Список литературы4
Многомиллиардное население земного шара должно иметь мощные источники энергии, которые тоже небезграничны. Суть энергетического кризиса состоит в том, что невозобновляемые источники сырья, такие как уголь, нефть, газ, лес, по подсчетам ученых, исчезнут через 50-60 лет (в лучшем случае через 75-80 лет). В связи с этим остро стоит проблема использования природных источников энергии и термоядерного синтеза, причем сделать это надо в чрезвычайно короткие сроки.
Демографические, экологические и энергетические проблемы, вплетаясь в общую совокупность общественных факторов, оказывают существенное влияние на саму человеческую сущность.
Все тревожнее звучит предупреждение биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, и не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов. Число людей, страдающих от заболеваний, связанных с некачественной водой, исчисляются многими сотнями миллионов человек. По-прежнему малярия остается одной из главных проблем в Юго-Восточной Азии, риску заболеть этой болезнью подвергается 96 % населения.
Снова начали возникать эпидемии болезней, о ликвидации которых было ранее объявлено. В 1990 г. в Южной Америке распространилась холера, а ее локализованные вспышки были зафиксированы во многих странах. Появились и новые болезни, в числе самых опасных - СПИД, распространяющийся на всех континентах.
Не менее страшной угрозой
является кризис человеческой духовности.
Сейчас нет надежных социальных ориентиров,
философско-антропологических
Таким образом, глобальные проблемы современности показывают, что состояние человеческой цивилизации становится все более критическим из-за неспособности мирового сообщества вырабатывать и согласовывать «стратегию развития природы» и «стратегию развития общества». Возникает потребность в новом виде общественно-исторической деятельности.
Сегодня человечество стоит перед выбором. Необходимо решение вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии. Речь идет о выборе пути, о сценариях будущего развития человеческой цивилизации.
Ошибка восприятия природы как ресурса ,который человечество может использовать, как хочет и привела нас к сегодняшнему кризису.
Не менее опасна и другая, полярная позиция так называемых "глубоких экологов", говорящих о человечестве в терминах болезни. Согласно их взглядам, люди - это патогены, своего рода вирусы, вид глобального рака, угрожающего самому существованию Земли. Способ лечения один: стереть человечество с лица Земли. Иначе говоря, они считают, что "мир поражен раком, и рак этот - сам человек".
Экологическое сознание - важнейший
компонент экологической
Большие надежды ученые возлагают
на развертывание информационной (компьютерной)
технологической революции как
технико-экономической основы выживания
человечества и преодоления преград
к объединению и взаимодействию
людей. Сторонники "информационного
сообщества" утверждают, что в
обществе главное - информация, и выдвигают
проект глобальной электронной цивилизации.
Сущность современных социально-
Таким образом, информационная революция создает объективную привлекательную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу. В связи с этим возникла новая отрасль знания - информатика, которая исследует закономерности производства, потребления и использования информации. Начинается она с издания программ общегосударственной информатизации общества, включающих в себя политические, социальные, правовые и экономические аспекты. Сейчас в Европе существует "Европейская стратегическая программа по исследованию и разработке информационной технологии" (в Японии создан научный проект прокладки по всей стране оптико-волокнистого кабеля и подключения к нему уже существующих телекоммуникационных систем). Программа информатизации есть и у нас в стране, хотя по многим важнейшим информационным характеристикам динамики общества мы значительно отстаем. Развитие автоматизированной информационной среды приводит к реализации нового типа мирового хозяйства со смешанной и социально защищенной экономикой, с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Разумеется, здесь следует
учитывать исторически
Согласно учению Вернадского, биосфера, превращаясь в ноосферу, должна постепенно превращаться в организм, основной целью развития которого будет являться сохранение гомеостазиса человечества, т.е. обеспечение коэволюции человека и биосферы. Переход в эпоху ноосферы, как полагали основатели ноосферогенеза, само собой произойти не сможет. Для этого необходимы отдача всех интеллектуальных и нравственных сил, выработка стратегии для ее реализации.
Коэволюция потребует
взаимной адаптации человека и общества,
стихийное, не контролируемое развитие
производственных сил должно быть утрачено
и подчинено обеспечению
По мнению академика Н.Н. Моисеева, "концепция ноосферы уже может служить основой для системного анализа проблем взаимодействия человека и окружающей среды и для построения определенной программы научных исследований. Условно всю совокупность возникающих задач мы можем разделить на две большие группы:
а) исследование необходимых условий коэволюции;
б) исследование возможности
обеспечения условий
Первая группа проблем
носит естественнонаучный характер.
Вторая группа относится уже к
социально-экономической сфере
Следовательно, человечество может отойти от края пропасти, если перестроит свои мировоззренческие установки и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития свои представления о свободе, демократии, ответственности, смысле бытия, а промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколений. Достижения науки, технологии, информатики, здравоохранения и образования должны быть поставлены на службу интересам всего человечества.
Решение глобальных проблем напрямую связано с процессами демократизации общественного устройства и политикой ненасилия. На протяжении всей истории человечество сопровождали войны, перевороты, убийства, что нашло отражение и в истории философии. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека "супер-животным", полагал, что насилие - это органичный для людей способ взаимного общения. З. Фрейд считал агрессивность элементом человеческого поведения. И сегодня немало тех, кто полагает, что рост насилия - определяющая тенденция действительности. Однако современная цивилизация и ее дальнейшее развитие настоятельно требуют отказаться от культа силы и перейти к политике диалога, поискам согласия, взаимоприемлемых решений. Этика ненасилия из наивно-утопической теории становится одним из центральных моментов философской мысли. Мартин Лютер Кинг справедливо заметил: "Тот, кто верит в ненасилие, глубоко верит в будущее".
Существуют и другие попытки решения проблем, с которыми столкнулось человечество. В частности, так называемые контркультурные течения (приверженцы контркультуры - обычно молодежь), пытаясь противостоять духовной атмосфере современного индустриального общества, породившей, на их взгляд, эти самые глобальные проблемы, предлагают отказаться от сложившихся общественных ценностей, моральных норм, идеалов, стандартов и стереотипов жизни. Ибо глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие парламентской демократии в устранении господства политической олигархии, продолжающиеся национальные и религиозные конфликты заставляют искать иной, альтернативный путь, основанный на подлинно человеческих ценностях.
Практика жизни показывает,
что культурный нигилизм в форме
отказа от обязанностей и обязательств,
присущий почти всем контркультурным
движениям, не является конструктивной
позицией по отношению к сложно развивающемуся
миру и вряд ли может помочь в
ликвидации складывающихся негативных
явлений. Отсюда следует вывод о
безальтернатнвности научно-
Заключение.
В наше время кризис становится явным и глобальным, он охватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и другие, которые составляют естественные основания бытия человека.
А суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не только во внешних факторах, но и во внутренних: в человеке, в его мировоззрении, совокупности ценностных установок, определяющих его поступки и способы самореализации.
Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения человека и Природы.
Необходим переход
к новой цивилизации, где
Ученые считают, что необходимо вписаться в уже существующие, естественные природные условия. Все вышесказанное, по существу, означает постановку проблемы качественно нового типа цивилизационного развития, которое должно прийти на смену современной цивилизации, и дальнейшую разработку всепланетарной стратегии ее реализации. Не "затаиться" в ожидании, отказавшись от всех достижений НТП, не ''вернуться к природе" в примитивном значении этого призыва, а подняться на качественно новый уровень взаимоотношений природы и общества, обеспечить их стабильность. Уравновешенное взаиморазвитие - такова неотложная задача.
Сегодня одной из важнейших характеристик, цивилизации является острота накопившихся и продолжающих усугубляться противоречий и проблем, которые делают вполне реальной угрозу гибели человечества или, по меньшей мере, серьезных потрясении, деградации важнейших аспектов его существования.
Речь идёт прежде всего о сохраняющейся опасности возникновения термоядерной войны, резком обострении других глобальных проблем на фоне противоречивых демографических изменений, затяжных региональных конфликтов, трудностей в адаптации к требованиям микроэлектронной революции. Сюда относятся также кризис городов, рост наркомании, преступности и терроризма, деградация культуры и морали, маргинализация1 значительных масс людей, изменение структуры ценностей, потребностей и идеалов современного человека.
1 Маргина́л (от лат. margo — кра
Информация о работе Особенности современной мировой цивилизации