Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:22, контрольная работа
Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Такое определение вбирает в себя и сферу прекрасного, и возвышенного, и комического, и трагического, и др. эстетических категорий, характеризующих чувственное постижение человеком: мира. Оно также охватывает и сферу искусства, которое развивает и воспитывает эту особую сферу человеческого духа чувственность.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Зарождение средневековой эстетики………………………………….4
2. Византийская эстетика…………………………………………………..6
3. Раннее Средневековье…………………………………………………...8
4. Позднее Средневековье………………………………………………..11
Заключение ……………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………..16
Интересовала Августина и такая проблема, как эстетическое восприятие, в частности восприятие человеком прекрасного. Здесь он обращал внимание на чувственное и интеллектуальное восприятие. Труды Августина почти на протяжении тысячелетия были одним из главных проводников античного платонизма и неоплатонизма в западноевропейскую средневековую эстетику, в них были заложены основы средневековой религиозной эстетики, осмыслены пути использования искусства на службе церкви. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142).
В целом мысль раннего
средневековья имела
Образцом схоластического
Аквинский определял прекрасное как то, что доставляет удовольствие своим видом. Для красоты требуются три условия:
1) цельность или совершенство,
2) должная пропорция или
3) ясность, благодаря которой
предметы, имеющие блестящий цвет,
называются прекрасными.
Красота и благо различаются не реально, так как Бог, в его представлении, является и абсолютной красотой и абсолютным благом, а лишь в понятии. Благом называется то, что удовлетворяет какое-либо желание или потребность. А потому оно связано с понятием цели, поскольку желание есть своего рода движение к предмету. Для красоты требуется нечто большее. Она является таким благом, самое восприятие которого дает удовлетворение. Или, иначе, желание находит удовлетворение в самом созерцании или постижении прекрасной вещи. Эстетическое удовольствие тесно связано с познанием. Вот почему к эстетическому восприятию, прежде всего, имеют отношение те ощущения, которые наиболее познавательны, а именно зрительные и слуховые. Зрение и слух тесно связаны с разумом и потому способны к восприятию прекрасного.
«Свет» выступал важной категорией всей средневековой эстетики. Активно разрабатывалась световая символика. «Метафизика света» была той основой, на которой в средние века покоилось учение о красоте. Claritas в средневековых трактатах означает свет, сияние, ясность и входит почти во все определения красоты. Красота для Августина — сияние истины. Для Аквинского свет прекрасного означает «сияние формы вещи, будь то произведение искусства или природы... таким образом, что она представляется ему во всей полноте и богатстве ее совершенства и порядка».
Внимание средневековых
Средневековые мыслители много занимались вопросами восприятия красоты и искусства, высказав ряд интересных для истории эстетики суждений.
Завершая свое движение, траектория средневековой эстетики как бы проделывает полный круг. К ранним теориям образа-символа, эманации добавляются размышления о чувственной красоте, художественных критериях, во многом демонстрирующих свою самоценность.
Фома Аквинский живет в тот период, когда средневековый аллегоризм постепенно утрачивает свое безраздельное господство, поэтому философ пытается реабилитировать красоту чувственного мира, найти объективные признаки прекрасного. К ним он относит, во-первых, цельность, или совершенство, во-вторых, должную пропорцию, или созвучие, а в-третьих, ясность. Определяя специфику эстетического чувства, Фома Аквинский отмечает его бескорыстный характер. Например, человек восхищается гармонией звуков, что не имеет отношения к поддержанию жизни.
Вслед за Аристотелем Фома рассматривает искусство как подражание и видит его назначение в познании. Прекрасным будет тот образ, который наиболее полно отражает вещь, даже если бы она сама была безобразной.
Ф.Аквинский даже предпринимает усилие «измерить» прекрасное, он определяет его как нечто завершенное, обладающее числовой гармонией, чувственным восприятием и блеском. Такой подход к анализу прекрасного как существующему объективно и вбирающему в себя ряд самоценных качеств, несомненно, близок аристотелевской традиции. Глобальная смена ориентаций - от платонизма к аристотелевским принципам - отразила всю сложность эволюции средневекового менталитета и подчеркнула своеобразие позднего средневековья, одновременно выступающего и в качестве проторенессанса.
Усиление внимания человека к предметному миру, любование его чувственно воспринимаемой красотой подготовило в XIV в. наступление новой культурной парадигмы Возрождения. Показательно, что и эстетические теории позднего средневековья во многом реабилитируют реальное бытие и живую человеческую чувственность.
Таким образом, в сравнении
с более ранними историческими
этапами, Средневековье создало
и новые ценности культуры и возможности
для дальнейшего роста
Заключение
Эстетика средневековья получила развитие в период раннего и зрелого феодализма в странах Западной и Центральной Европы, Византии, Древней Руси, Китае, Индии, Средней Азии, Иране и др. Эстетическая культура народов этих стран еще недостаточно изучена.
В эпоху средневековья
на историческую арену вышли многие
народы. Этим обстоятельством объясняется
богатство содержания и многообразие
форм эстетического наследия средневековья.
Обращает на себя внимание также и
то обстоятельство, что искусство
феодализма приобретает широкую
социальную направленность: оно обращается
не только к эксплуататорским, но и
к эксплуатируемым классам. В
силу большого влияния церкви эстетическая
культура средневековья несет на
себе отпечаток религиозной
Феодальные отношения у разных народов складывались по-разному и отличались своеобразием развития. Это накладывало отпечаток и на их духовную, в том числе и эстетическую культуру. Вместе с тем имелись и черты общности, поскольку феодальные отношения в различных странах в своем развитии подчинялись тем закономерностям, которые свойственны любой исторической форме феодализма.
Возникла церковная литература:
гимны, духовные стихи, жития святых,
церковная драма. Аналогичная картина
наблюдалась в живописи, архитектуре,
музыке. Эти виды искусства приобрели
ярко выраженную религиозную окраску.
Основным идейным комплексом стало
учение «святых отцов» и «учителей»
церкви о ничтожности земного
существования по сравнению с
вечной жизнью, о тщетности человеческих
усилий, о бренности всего земного.
Искусство пропагандировало аскетическую
доктрину, идею покорности властям, суля
воздаяния в потустороннем
В период раннего средневековья наряду с церковным искусством существует народное искусство, однако оно не получило соответствующего теоретического осмысления в эстетике раннего средневековья.
Первыми эстетиками средневековья
выступили «отцы» и «учителя»
церкви: Василий Великий, Иоанн Златоуст,
Иероним, Августин и др. Они разработали
основные эстетические принципы, которые
позднее легли в основу средневекового
официального искусства и послужили
исходным пунктом для эстетических
трактатов западного
Список использованных источников
2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник / В.В.Бычков. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
3. Умберто Эко. Искусство и красота в средневековой эстетике / Эко Умберто. — СПб.: Алетейя, 2003. — 256 с.
4. Этика, Эстетика / В.А.Кондрашов, Е.А.Чичина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 512 с.