Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:37, реферат
Каждая из великих цивилизаций Востока по-своему уникальна. Уникальность традиционной культуры Китая прежде всего связывается с китайским церемониалом. Это идущие из глубокой древности этико-ритуальные традиции, проявляющиеся в жестко фиксированных стереотипах поведения и высказываниях, нормах взаимоотношений и основах общественного устройства. Именно в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были непреложными ценностями для всего китайского общества еще со времен древности.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Особенности восточной антропологии и этики……………………………..4
1.1 Понятие антропологии и этики в философии……………………………..4
1.2 Философия Древнего Востока о человеке…………………………………5
1.3 Особенности этики Китая……………………………………………………8
2 Этические стандарты Древнего Китая………………………………………12
2.1 Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга…………….12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных литературных источников…………………………. 21
Введение…………………………………………………………
1 Особенности восточной антропологии и этики……………………………..4
1.1 Понятие антропологии и этики в философии……………………………..4
1.2 Философия Древнего Востока о человеке…………………………………5
1.3 Особенности этики Китая……………………………………………………8
2 Этические стандарты Древнего Китая………………………………………12
2.1 Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга…………….12
Заключение……………………………………………………
Список использованных литературных источников…………………………. 21
Введение
Каждая из великих цивилизаций
Востока по-своему уникальна. Уникальность
традиционной культуры Китая прежде
всего связывается с китайским
церемониалом. Это идущие из глубокой
древности этико-ритуальные традиции,
проявляющиеся в жестко фиксированных
стереотипах поведения и
Сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т. п.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что из трех главных и древнейших философских традиций: европейской, индийской и китайской - первая и последняя в наибольшей степени отличны друг от друга. Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т.е. не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной "моральной метафизики".
Цель моей работы : разобраться в особенностях этики и антропологии древнего Китая и познакомиться с учением Конфуция (Кун Цзы (551 - 479гг. до н.э.) – величайшего китайского философа, которым были сформулированы основы социального порядка, который он хотел бы видеть в китайском обществе.
1 Особенности восточной антропологии и этики
1.1 Понятие антропологии и этики в философии
В философии существует множество определений антропологии и этики. Выделим некоторые из них:
Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места антропологии среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую "... переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории" .
Этика (греч.— касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Э. выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
1.2 Философия Древнего Востока о человеке
Первые представления о
Философия Древнего Китая создала самобытное
учение о человеке. Один из наиболее значительных
ее представителей — Конфуций разработал
концепцию «неба», которое означает не
только часть природы, но и высшую духовную
силу, определяющую развитие мира и человека.
Но в центре его философии находится не
небо, не природный мир вообще, а человек,
его земная жизнь и существование, т.е.
она носит антропоцентристский характер.
Обеспокоенный разложением современного
ему общества, Конфуций обращает внимание
прежде всего на нравственное поведение
человека. Он писал, что наделенный небом
определенными этическими качествами,
человек обязан поступать в согласии с
моральным законом — дао и совершенствовать
эти качества в процессе обучения. Целью
обучения является достижение уровня
«идеального человека», «благородного
мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого
впервые разработал Конфуций. Чтобы приблизиться
к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому
ряду этических принципов. Центральное
место среди них принадлежит концепции
жэнь (человечность, гуманность, любовь
к людям), которая выражает закон идеальных
отношений между людьми в семье и государстве
в соответствии с правилом «не делай людям
того, чего не пожелаешь себе». Это правило
в качестве нравственного императива
в разных вариантах будет встречаться
потом и в учениях «семи мудрецов» в Древней
Греции, в Библии, у Канта, у В. Соловьева
и других. Особое внимание Конфуций уделяет
принципу сяо (сыновняя почтительность
и уважение к родителям и старшим), являющемуся
основой других добродетелей и самым эффективным
методом управления страной, рассматриваемой
как «большая семья». Значительное внимание
он уделял также таким принципам поведения,
как ли (этикет), и (справедливость) и др.
Наряду с учением Конфуция и его последователей
в древнекитайской философии следует
отметить и другое направление — даосизм.
Основателем его является Лао-цзы. Исходной
идеей даосизма служит учение о дао (путь,
дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный
и спонтанный закон природы, общества,
поведения и. мышления отдельного человека.
Человек должен следовать в своей жизни
принципу дао, т.е. его поведение должно
согласовываться с природой человека
и вселенной. При соблюдении принципа
дао возможно бездействие, недеяние, приводящее
тем не менее к полной свободе, счастью и
Характеризуя древневосточную философию
человека, отметим, что важнейшей чертой
ее является ориентация личности на крайне
почтительное и гуманное отношение как
к социальному, так и природному миру.
Вместе с тем эта философская традиция
ориентирована на совершенствование внутреннего
мира человека. Улучшение общественной
жизни, порядков, нравов, управления и
т. д. связывается прежде всего с изменением
индивида и приспособлением его к обществу,
а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.
Человек сам определяет пути своего совершенствования
и является своим богом и спасителем. Нельзя
при этом забывать, что характерной чертой
философского антропологизма является
трансцендентализм — человек, его мир
и судьба непременно связываются с трансцендентным (запредельным)
Философия человека Древнего Востока
оказала огромное влияние на последующее
развитие учений о человеке, а также на
формирование образа жизни, способа мышления,
культурных образцов и традиций стран
Востока. Общественное и индивидуальное
сознание людей в этих странах до сих пор
находится под воздействием образцов,
представлений и идей, сформулированных
в тот далекий период.
1.3Особенности этики древнего Китая
Согласно Г. Роземонту, китайские
мыслители разрабатывали
Более того, в китайской философии
этика имела не только социальный
и антропологический, но также гносеологический
и онтологический смысл. Основные виды
знания различались по их моральной
значимости, а фундаментальные параметры
бытия трактовались в этических
категориях, таких, как "добро" (шань),
"благодать-добродетель" (дэ), "подлинность-искренность"
(чэн), "гуманность" (жэнь) и пр.
Поэтому некоторые современные
исследователи и интерпретаторы
конфуцианства видят его
Так, имея в виду кантовскую постановку проблемы соотношения морали и религии, выдающийся китайский философ и историк китайской философии Моу Цзунсань (1909-1995) следующим образом определяет специфику конфуцианства: "У конфуцианцев мораль (дао-дэ) не замкнута в ограниченной сфере, не составляет с религией две противоположные сферы, как на Западе. Мораль у них обладает безграничным проникновением. Моральные действия имеют границы, но та реальность, на которой они основаны и благодаря которой являются таковыми, безгранична". Эта безграничность - уже сфера религии. Моу Цзунсаню вторит другой известный ученый и мыслитель, Ду Вэймин: "Конфуцианская этика с необходимостью простирается в область религии".
Как мы уже отмечали, древнем Китае понятия «этика», «ритуал» и «этикет» не различались. К первой половине I тысячелетия до н.э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах – Чжоу ли, И-ли, Ли-цзы. Эти тексты представляют собой сборник правил поведения, правил проведения обрядов, короче говоря, регламентируют всю человеческую жизнь до мелочей в соответствии с рангово-иерархической системой древнего Китая. Например Сын Неба (император) имеет право на семь алтарей (мяо) в своем храме предков, князья (чжухоу) на пять, сановники (дафу) – на три, а обычные чиновники (ши) – только на один. Мужчины должны ходить по правой стороне улицы, а женщины по левой и так далее. Почему этикету придавалось такое значение? Из-за того, что правила, записанные в Чжоу-ли воспринимались не как человеческие установления, но как отражение небесного порядка.
История донесла до нас разговор Конфуция (552/551–479 до н.э.) с его сыном о Правилах (Ли). Конфуций наставляет сына, который еще не изучил Правила (Ли), в таких словах: «Если ты не будешь учить Правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться». Текст Ли-цзы учили в школах как эталон правильного поведения. Знание правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией было особенно важно для образованных верхов, являясь залогом успешной карьеры. Но некоторые положения были также необходимы и для простолюдинов, ибо, как отмечено в первой главе книги Чжоу ли, правила взаимоотношений должны соблюдать все, именно этим человек отличается от животных.
Достаточно своеобразен и
Конфуций – величайший китайский философ. Его учение записано учениками в книге Луньюй («Изречения» /70/). Конфуций – принципиальный консерватор. Главное для него – ориентация на предков и на традицию. Молодежь хороша, если она повторяет своих родителей в молодости. Религиозные мотивы у Конфуция скомканы, иногда он упоминает Небо, но это скорее традиция, чем вера.
Другая особенность
Мо-цзы (Мо Ди, 479-400 до н. э.), древнекитайский
философ и политический деятель,
основатель школы моистов. Противник
Конфуция. Очень религиозен. Основная
идея – создать справедливое, замечательное
общество. Можно даже сказать, что
Мо-цзы - «утопист». Для него характерна
критика «частного интереса», который
губит все. Согласно Мо-цзы, социальные
беды его времени берут исток
в людском эгоизме, или в том,
что он называет «частным интересом»
(сы). Когда правитель одного царства
стремится достичь преимущества
над другим царством или когда
один род хочет получить преимущество
над другим родом, такой эгоизм приводит
к возникновению «частного
«Что такое беспорядок? Это то, что сын любит себя, но не любит отца, поэтому во имя своей выгоды он наносит ущерб отцу; младший брат любит лишь себя и не любит старшего брата, поэтому он наносит ущерб своему брату, чтобы обеспечить выгоду себе».
Мо-цзы считал, что путь всеобщей
любви может
Мо-цзы считал, что человек должен считать идеалом труд на благо других. В этом он и его школа предвосхитили некоторые идеи западного утопизма, особенно в отождествлении общего блага с пользой и благом всех членов общества. Мо-цзы говорил:
«Того, кто питает к людям всеобщую любовь, кто делает им пользу, Небо непременно осчастливит. А того, кто делает людям зло, обманывает людей, Небо непременно покарает».
Отсюда, можно выделить следующие особенности древнекитайской этики:
1) чрезвычайное почитание
традиции и почтение к старшим
как главные нравственные
2) этика представляет
собой не систему
3) социально-политический
характер этики, основной
3. Этические стандарты Древнего Китая
3.1 Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга
Совершенный человек - высокоморальный цзюнь-цзы, сконструированный Конфуцием в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п.
Жэнь – это высокий почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гуманным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя.
Трактуя гуманность как способность
разбираться в людях и
Информация о работе Особенности восточной антропологии и этики