Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:37, реферат
Каждая из великих цивилизаций Востока по-своему уникальна. Уникальность традиционной культуры Китая прежде всего связывается с китайским церемониалом. Это идущие из глубокой древности этико-ритуальные традиции, проявляющиеся в жестко фиксированных стереотипах поведения и высказываниях, нормах взаимоотношений и основах общественного устройства. Именно в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были непреложными ценностями для всего китайского общества еще со времен древности.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Особенности восточной антропологии и этики……………………………..4
1.1 Понятие антропологии и этики в философии……………………………..4
1.2 Философия Древнего Востока о человеке…………………………………5
1.3 Особенности этики Китая……………………………………………………8
2 Этические стандарты Древнего Китая………………………………………12
2.1 Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга…………….12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных литературных источников…………………………. 21
Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга (и), продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе.
Долг – это моральное
Следование всем этим принципам
было обязанностью благородного цзюнь-цзы,
который в сборнике изречений
Конфуция «Лунь Юй» определяется
как человек честный и
Познав истину утром, он «может спокойно умереть вечером.
«Чего не желаешь себе, не делай
и другим», - утверждал он. Это
качество в понимании Конфуция, сумма
всех добродетелей: «Победить себя
и возвратиться к «нормам поведения»
- значит стать гуманным человеком».
Что же касается женщины, то согласно
конфуцианской морали, женщина должна
быть добродетельной, уметь поддерживать
разговор, следить за своей внешностью,
проявлять искусство в
Таким образом, «благородный человек» Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей.
Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но, как это нередко случается, с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся преимущественно в демонстрации преданности старине, уважения к старшим, напускной скромности и добродетели.
Многочисленные последователи
и почитатели Конфуция, слепая преданность
которых каждому слову философа
тоже в немалой степени
В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу – всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения.
Одной из важных основ социального
порядка, по Конфуцию, было строгое
повиновение старшим. Любой старший,
будь то отец, чиновник, наконец, государь,
– это беспрекословный
Достойный правитель.
На благородного мужа Конфуций возлагает ответственность за поддержание порядка в Поднебесной. Исходя из этого, особое значение Конфуций придает описанию правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Отвечая на вопрос о том, следует ли убивать людей в целях улучшения управления государством, Конфуций заявил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».
Конфуций не объясняет, откуда берется достойный правитель. По всей вероятности, он считает его таким же проявлением всеобщей закономерности, как и любую вещь в природе. Из контекста ясно, что подобный талант нельзя сформировать, но его можно выявить, чтобы человек, обладающий им, занял подобающее место в государстве. Отсюда своеобразие системы экзаменов на должность, предусматривающих лишь отбор наиболее достойных, но не воспитание или обучение их.
Правитель может стать благородным мужем, если соответствует определенным требованиям. При этом Конфуций подчеркивает, что власть должна находиться в руках верховного правителя, «сына Неба», а не сановников, ибо он несет ответственность за поддержание естественного хода вещей, что и обеспечивает государственную стабильность. «Когда в Поднебесной царит дао, ритуал, музыка, (приказы) на карательные походы исходят от сына неба... Когда в Поднебесной царит дао, то правление уже не находится в руках у сановников. Когда в поднебесной царит дао, то простолюдины не ропщут». Идеальное правление не находится в зависимости от того, какие государственные мероприятия осуществляет правитель, а от того, что представляет он собою и как он себя ведет: «Если личное поведение тех, (кто стоит наверху), правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, (кто стоит наверху), неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется». В идеале такая форма правления не связана с преднамеренными действиями. Управление осуществляется как бы само собой.
Итак, идеальную форму правления Конфуций связывает с поддержанием естественного и неизменного порядка вещей через недеяние (увэй) достойного правителя, одним лишь своим поведением восполняющим недостающие звенья всеобщих связей в соответствии с дао, избегающего частных намерений и надуманных действий.
Таков идеальный облик правителя. А как на практике: есть ли однозначное соответствие между высокой моралью и высоким постом? Судя по тому, как настойчиво Конфуций подчеркивает, каким должен быть правитель, ему ясно, что совпадения тут нет. Поэтому характеристика благородного мужа служит Конфуцию и самостоятельной задачей, отличной от вопроса о наилучшем управлении государством.
В этой связи на первый план выходит
отношение благородного мужа к знанию,
его способность к
Они для него самоценны и направлены на существенное и общее, а не на частности. Бескорыстное получение знаний приближает благородного мужа к состоянию совершенномудрого. Конфуций не проводит между ними жесткой грани.
Некоторых древних правителей он называет
совершенномудрыми. По-видимому, он связывает
это состояние с гуманностью
как с высшей истиной. Тогда идеалом
поведения совершенномудрого
Заключение
Воплощением этики Древнего Китая стало конфуцианство. Учение Конфуция занималось только вопросами этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.
Не будучи религией в полном смысле
слова, конфуцианство стало большим,
нежели просто религия. Конфуцианство
– это также и политика, и
административная система, и верховный
регулятор экономических и
Особенности этико-ритуальных учений
Древнего Китая определяются переходом
от родоплеменных отношений через
выдвижение родовой аристократии (как
следствие разложения рода и появления
частной собственности) к образованию
ряда государств во главе с правителями.
Острота социальных кризисов в период
объединения Китая под эгидой
династий Цинь и Хань обусловили особый
интерес древнекитайских
Анализ древнейших мировоззренческих
учений и особенностей философских
методов позволяет составить
представление об идейном багаже,
который представлял собой
Важно также обратить внимание на то, сколь практически полезными для общества оказались идеи различных древних мыслителей, для институциональной структуры Китая. Иными словами, усилия, затраченные великими мыслителями древности, начиная с Конфуция, не пропали зря: выработанные и реализованные ими и их последователями идеи не только вошли в плоть и кровь Поднебесной, составив надежный ее каркас, но и гарантировали необходимую прочность ее структуры, включая стабильность и механизм ее самовосстановления в кризисных ситуациях.
Стабильность, сила и неисчерпаемые
регенеративные потенции традиционного
Китая заключаются в его
Однако именно социальная гармония и Великий Порядок, предельная суть которых воспринималась всеми, столь различными мыслителями, всегда одинаково и была в основе всех учений. А в них главным по существу оставалось создание сильного централизованного государства, бдительно следящего за порядком в Поднебесной.
Список использованных литературных
источников
Информация о работе Особенности восточной антропологии и этики