Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Описание

Цель данной работы установить различия между взглядами Гегеля и Маркса.
Задачи:
1)Рассмотреть диалектику Гегеля;
2)Рассмотреть Марксистскую диалектику;
3)Сравнить и найти отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля;
Объект исследования – диалектика.
Предмет исследования – диалектика Маркса и диалектика Гегеля.

Содержание

Введение 3
1. Диалектика Гегеля 5
2. Марксистская диалектика. 7
3. Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля 15
Заключение 16
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  по образованию

Сибирский государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М. Ф. Решетнева 

Кафедра философии  
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. Т-82

Подтеребов  Я.С.

                                                        Проверил:   

Валишина  И.И. 
 
 
 
 

Красноярск 2010г.

 

      Содержание: 

 

Введение

     Диалектика — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, диалектика — это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории диалектики выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная диалектика древних мыслителей; диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии; диалектика  русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая диалектика  как высшая форма современной диалектики. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и диалектики.

     Наиболее развитой формой диалектического метода в классической европейской философии была диалектика Гегеля. Он понимал ее как универсальное средство развития и метод познания мира. Диалектика по Гегелю основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия; идее противоречия как единства, взаимоисключающего и одновременно предполагающего противоположности внутри себя.

     В основе диалектического материализма Маркса лежит диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Маркс понимает философию как науку и пытается построить ее строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Бога не существует, он является лишь плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Итак, цель данной работы установить различия между взглядами Гегеля и Маркса.

Задачи:

1)Рассмотреть  диалектику Гегеля;

2)Рассмотреть Марксистскую диалектику;

3)Сравнить  и найти отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля;

Объект исследования – диалектика.

Предмет исследования – диалектика Маркса и диалектика Гегеля. 
1. Диалектика Гегеля.

     Высшей  ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.

     Гегелевская система объективного идеализма  состоит из трех основных частей. В  первой части своей системы - в "науке  логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным [1]. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. 
Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро его идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель утверждал, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

     Выступая  против метафизиков, рассматривавших  понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

     В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает 
развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится 
конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом [2]. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии [6].

     Таким образом, историческая роль философских  учений немецких философов конца XVIII - начала XIX вв., в особенности Гегеля, состояла в развитии этими выдающимися  мыслителями диалектического метода [1].

 

2. Марксистская диалектика.

     Новая ступень в развитии диалектики - марксистская диалектика, создана Марксом  и Энгельсом, великими вождями пролетариата, как метод познания и изменения  действительности, метод революционного действия рабочего класса. Марксистская диалектика явилась важнейшим результатом великого творческого подвига, совершённого Марксом и Энгельсом, революционного переворота, произведённого ими в философии. Опираясь на все завоевания научной мысли за предшествующий период истории, Маркс и Энгельс создали качественно новую диалектику, впервые ставшую научной.

     Марксистская  диалектика - наука о наиболее общих  законах развития природы, общества и мышления, всеобщий метод познания и революционного изменения действительности.

     Великой заслугой Маркса и Энгельса является не только то, что они открыли диалектику в природе и обществе, но и то, что они обосновали всеобщий характер диалектики, её законов. Основоположники марксизма доказали, что законы взаимосвязи, движения, изменения, развития являются наиболее общими, относящимися ко всем без исключения явлениям мира. Такого вывода не могли сделать домарксистские материалисты вследствие ограниченности научных данных того времени, а также вследствие своей классовой ограниченности. Что же касается идеалистов-диалектиков, то именно идеалистический характер их диалектики исключал возможность доказательства всеобщности движения, изменения, развития. Идеалисты всячески стремились доказать, что диалектика присуща не материи, а “сверхматериальным” явлениям.

     Открыв  диалектику в природе и в обществе и научно истолковав её отображение в сознании человека, Маркс и Энгельс впервые обосновали всеобщий характер её законов. Несмотря на огромное различие между явлениями неорганической и органической природы, между обществом и явлениями природы, а также между всеми этими явлениями и мышлением, Маркс и Энгельс нашли то общее, что всех их объединяет: законы развития природы, общества и познания.

     Марксистская  материалистическая диалектика органически  объединяет воедино данные всех наук, обобщает всю совокупность этих данных и даёт цельную диалектическую картину мира. Только марксистская диалектика как наука о всеобщих законах развития связывает в одну все открытия наук о природе и общественных наук и, теоретически обобщая опыт всемирной истории человечества, служит великому делу борьбы прогрессивных сил всех стран за мир, демократию, социализм.

     Коренное  отличие марксистского диалектического  метода от всех предшествующих ему  форм диалектики состоит также и  в том, что только марксистская диалектика является всеобщим методом научного познания явлений природы и общества; она является могущественным средством их изменения.

     До  возникновения марксизма наука  не знала такого метода, который  мог бы быть верным руководством для  каждой науки и который позволил таким образом теоретически обобщать данные всех наук. Философы-идеалисты даже тогда, когда они занимались диалектикой, не ставили вопроса о познании материального мира. Те же из материалистов, которые доходили до понимания элементов диалектики в природе, не сумев довести диалектическое рассмотрение процесса развития доверху - до явлений общества и в том числе сознания, также не могли создать такой всеобщий метод познания.

     Марксистский  диалектический метод познания - это  наиболее общие законы развития объективного мира, открытые, осознанные идеологами рабочего класса и являющиеся поэтому средством дальнейшего познания и изменения объективного мира.

     История философии, история науки вообще знает множество безуспешных  попыток создания всеобщего метода познания. Многие философы пытались превратить математический метод в метод исследования всех явлении природы. Подобного рода попытки делаются и в настоящее время в буржуазных странах. Однако несостоятельность этой универсализации математических приемов исследования очевидна: законы любой специальной науки действуют только в её сфере.

     Есть  законы математические, физические, химические, биологические, физиологические, общественные и другие особые законы определённых явлений объективного мира. Может  ли система каких-нибудь из этих законов составить метод познания для всех других явлений? Нет, не может, ибо каждый из таких законов действует только в своей области явлений. Речь же идёт о таких законах природы, которые общи решительно всем явлениям действительности и научное понимание которых даёт правильный научный подход ко всем явлениям природы и общества. Такие законы существуют в природе. Это наиболее общие законы движения, изменения, развития, присущие всем явлениям природы, общества и познания. Эти законы и составляют объективное содержание марксистского диалектического метода [7].

     Итак, не частные, а всеобщие законы природы, осуществляющиеся во всех областях и  явлениях её,- законы диалектики - марксизм-ленинизм научно формулирует в качестве всеобщего метода познания.

     Только  потому, что законы марксистской диалектики объективны и всеобщи, ими сознательно  руководствуются марксисты в  условиях капитализма, организуя борьбу рабочего класса; ими руководствуются  марксисты и в условиях социалистического  строительства; ими же будут руководствоваться люди и при коммунизме. Однако всеобщность и объективность законов диалектики нисколько не исключают бесконечного многообразия форм проявления этих законов в зависимости от условий, места, времени.

     Так, положение диалектики о том, что все в природе находится в состоянии изменения, развития, - вечно, ибо изменение и развитие явлений природы всегда были, есть и будут. Однако они всегда были и будут разными по своему содержанию и форме проявления. При начальном состоянии нашей планеты они имели один характер; появление первых живых организмов ознаменовало собой возникновение новых процессов изменения, развития; появлению человеческого общества сопутствовали новые, невиданные до того процессы изменения, развития. И в каждый данный момент жизни природы постоянно действующие законы диалектики осуществляются по-разному: в одно и то же время процесс движения, изменения проявляется то в виде движения масс воздуха, то в виде окисления металла, то в виде гниения листа, упавшего с дерева, то в виде процесса образования нового биологического вида и т. д.

     Это показывает, что постоянство законов  диалектики нельзя понимать метафизически: законы диалектики, будучи всеобщими, проявляются в разных условиях по-разному.

Информация о работе Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля