Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:16, реферат
Цель данной работы установить различия между взглядами Гегеля и Маркса.
Задачи:
1)Рассмотреть диалектику Гегеля;
2)Рассмотреть Марксистскую диалектику;
3)Сравнить и найти отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля;
Объект исследования – диалектика.
Предмет исследования – диалектика Маркса и диалектика Гегеля.
Введение 3
1. Диалектика Гегеля 5
2. Марксистская диалектика. 7
3. Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля 15
Заключение 16
Список литературы 18
Всеобщие законы диалектики проявляются в вещах не рядом с частными законами, не помимо них, а в них самих. В той области природы, какую изучает, например, физика, законы диалектики проявляются не помимо и не рядом с физическими законами, а в них самих - в физических законах. То же самое имеет место и во всех других явлениях природы и общества, где всеобщие законы - законы диалектики - проявляются только в специальных законах, свойственных данным явлениям.
Отсюда следует, что материалистическая диалектика, марксистская философия, не может стоять над специальными науками и предписывать им “свои” законы. Как раз наоборот: диалектика вскрывает лишь то общее, что присуще всем явлениям природы и общества, всем законам отдельных областей объективной действительности. Не будь этого общего в законах специальных наук, не могла бы существовать и сама диалектика, диалектический метод.
Философия не заменяет остальных наук о природе или обществе, а, наоборот, сама зиждется на открытиях этих наук: обобщая их достижения, она обнаруживает в них всеобщие законы. Другие же науки, руководствуясь всеобщими законами, открытыми марксистской философией, глубже проникают в сущность конкретных явлений природы, обнаруживая в них своеобразное проявление общих законов.
Так, марксистский диалектический метод находит источник своих сил в успешном развитии всех конкретных наук, а последние тем успешнее развиваются, чем вернее и полнее руководствуются марксистским диалектическим методом.
Классики
марксизма-ленинизма
Невиданно быстрыми темпами развивается советская наука. За одно лишь последнее десятилетие советские учёные обогатили естествознание крупнейшими достижениями: космогоническая теория, учение об образовании звёзд, нахождение путей использования внутриатомной энергии, открытие законов термоядерной реакции, теория происхождения клеток из неклеточного вещества, открытия в области агробиологии, почвоведения и т. д. Эти открытия нанесли сильнейший удар метафизике, ещё более укрепив позиции материалистической, марксистской диалектики [8].
Иная
картина наблюдается в
Среди философов империализма находится немало таких, которые вообще отвергают необходимость придерживаться какого-либо определённого метода познания. В этом проявляется деградация современной буржуазной философии. Проповедуя идеализм, агностицизм, философы империализма отвергают научное познание, насаждают мистику, алогизм, интуитивизм. Бергсон, Уайтхед и многие другие сводят познание к божественному откровению, утверждая, что сущность мира постигается лишь подсознательно.
Принижая
разум, современные мракобесы
Анализ философских систем идеологов империализма показывает, что и те философы, которые отказываются от метода, которые подменяют его “внутренним созерцанием”, “подсознательным” и т. п., на деле тоже руководствуются методом, но методом антинаучным, метафизическим, таким же реакционным, как и их системы.
Естествоиспытатели не могут обойтись без философии, писал Энгельс. “Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия, или же они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и с ее достижениями” [3].
Особенно велико значение марксистско-ленинской философии для развития науки в социалистическом обществе. Коммунистическая партия Советского Союза вела и ведёт неустанную борьбу против тех, кто растворял философию в естествознании, и против тех, кто отрывал естествознание от философии.
Коммунистическая партия разоблачила механистов, которые отрывали советское естествознание от философии, утверждая, что естествознание может развиваться без философии. Одновременно партия разоблачила и идеалистическую ревизию марксистской философии. Идеалисты, отождествив марксистскую материалистическую диалектику с идеалистической диалектикой Гегеля, подменив первую второй, сбивали науку на путь отрыва от практики социалистического строительства, на путь схоластической, формалистической игры философскими категориями.
Ведя решительную борьбу против механицизма и идеализма, против проникновения реакционных философских школ и школок в естествознание, Коммунистическая партия активно боролась и борется за внедрение материалистической диалектики в советскую науку. Ленин указывал, что “без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом” [8]. Это указание Ленина сохранило всё своё значение и по сие время.
Итак,
диалектический метод представляет
собой единственно научный
Рассмотрев в отдельности понимание диалектики Гегелем и Марксом, можно сделать вывод о том, что Маркс представил открытую, способную к дальнейшему развитию системы материалистическую диалектику, в то время, как у Гегеля – это замкнутая телеологическая система. Процесс познания у Гегеля заканчивается абсолютным тождеством, познанием идеей самой себя, возвращением в идею, тогда как у Маркса познание оказывается возможным лишь на основе и с точки зрения более высокой ступени развития, возникающей в результате снятия противоположностей, как их диалектический синтез. Эта более высокая ступень в развитии познания у Маркса возникает, таким образом, на основе развития и разрешения противоречий менее высокой ступени развития, тогда как у Гегеля она оказывается существующей от века. Вновь достигнутая ступень познания у Маркса, в отличие от Гегеля, представляет собой не прекращение развития, но исходный пункт нового этапа развертывания противоречия. Легко заметить, что усмотрение существования отражения в отношениях противоположностей противоречия тотчас приводит к пониманию различия в структуре разрешения противоречия в материалистической и идеалистической формах диалектики.
В своей материалистической форме диалектика означает неустранимость постоянного соотнесения того, что может быть названо теоретическим уровнем с уровнем предметным, точнее, субъектного с эмпирически данной предметностью. Это вовсе не является тем, что могло бы быть обозначено как применение диалектики к внешнему материалу. Это взаимоотношение субъектного и объектного, материального и идеального в ходе и на основе практической деятельности представляет собой собственную форму существования диалектической противоречивости, вообще материалистической диалектики. Но в этом случае диалектика представляет собой нечто большее, чем только философскую теорию.
Заключение
Диалектическая
концепция развития, в противоположность
метафизической, понимает его не как
увеличение и повторение, а как
единство противоположностей, раздвоение
единого на взаимоисключающие
Сознательное применение
Список литературы:
Информация о работе Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля