Отпочкование Русской филосовской мысли от славянской мифологии 8-9 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:22, доклад

Описание

В своем докладе я проведу анализ истоков формирования русской философской мысли, коснувшись сути славянской мифологии и причин осознанного перехода от мифологии к интеллектуальному видению мироздания.

Работа состоит из  1 файл

марк1.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

                                                   7.

стороны, продолжает сосуществовать с христианством. Наступает  период «двоеверия» . 

         Языческая славянская мифология выражала все основные особенности духовного, этнокультурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян. Более того, уже в Древней Руси развитие духовной культуры и религиозно-философской мысли происходило не только в русле христианской веры, но и под влиянием традиционного, в том числе, и языческого славянского мировосприятия.

          Философская мысль древней Руси  и периода феодальной раздробленности  усваивала достижения античной  и византийской цивилизаций и  одновременно делала первые самостоятельные  шаги. Она развивалась в рамках  религиозного мировоззрения. Но  за религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы миросозерцания, пытавшаяся найти теоретический ответ на практические вопросы. 
 
 

           3.ОТПОЧКОВАНИЕ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НА РУСИ 9 В.

                                ОТ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ. 

        На первое место среди распространенных в Древней Руси переводных сочинений следует поставить произведения Иоанна Дамаскина "Источник знания".

Авторитет Аристотеля особенно велик для Дамаскина, ему  он следует, рассматривая основные формы и отношения бытия – существенное и случайное, род и вид, сходство и различия, качество и количество и т.д. 

           Дамаскин исходит из определения философии как познания существа предметов. Он делит философию на умозрительную и практическую. Умозрительная философия включает в себя богословие, математику и физиологию. Практическая философия занимается изучением "добродетелей" и делится на этику, экономику и политику.

В основе развиваемой  Дамаскином системы представлений  о мире и человеке лежит античное учение о четырех элементах, или стихиях. 

           Большое внимание Дамаскин уделяет вопросу о сущности человека, о его двойственной природе. Дамаскин подробно перечисляет атрибуты души как особой духовной субстанции, непостижимым образом связанной с человеческим телом. Душа по Дамаскину, сущность простая, не имеющая формы, бесплотная и бессмертная, одаренная разумом и свободной волей.

Ставя вопрос о  причинах всего происходящего в  мире, Дамаскин, как  

                                                      8.

богослов, называет в первую очередь Бога. Что касается других причин "производящих": необходимости, судьбы, материальной природы, счастья, стройности, то все они произведены  от Бога. 

Затрагивая вопросы  познания, Дамаскин говорит о чувственном  и рациональном познании. Чувство определяется как способность души воспринимать материальные предметы. 

           С этого  фундаментального  произведения  началось  расхождение  в видении мира в Славянской  мифологии и принципах зарождающейся  философии на Руси. 

       Широко был известен на Руси таже Иоанн экзарх Болгарский, произведение которого "Шестоднев", т.е. толкования на библейский рассказ о шести днях творения мира, перешло на Русь не позднее 11 в. Основные вопросы, рассмотренные Иоанном Болгарским, примерно те же, что у Иоанна Дамаскина.

         Философские идеи встречаются и в других переводных сочинениях. Например, в "Изборнике 1073" переведенном для киевского князя Святослава Ярославича : мы встречаемся с представлением о четырех стихиях как первоэлементах, их которых составлено человеческое тело. Тело и органы служат тем инструментом, посредством которого приводятся в исполнение идеи рождающиеся в душе. Однако тело отягощает душу и огрубляет ум. 

         Кроме того, существовал "Изборник 1076г.", содержавший, как и "Изборник 1073г." отрывки из трудов отцов церкви. Также в Киевской Руси широкое распространение нашли сборники изречений древнегреческих и римских философов. Одним из таких сборников была "Пчела", первоначальный перевод которой с греческого был сделан уже в 11 в. Центральное место в "Пчеле" занимают проблемы нравственности, общественного долга, всякого рода наставления и поучения: о дружбе, целомудрии, о правде и мужестве и т.д. В "Пчеле" прославляется разум и любомудрии. 

        В числе переводных сборников был сборник изречений Менандра "Мудрого", жившего в Афинах IV-III вв. д.н.э. Древнейший список его сочинений носит название "Поучительные изречения и слова Менандра Мудрого". 

          Древняя Русь была знакома и с философской мыслью средневекового Востока, в частности по изречениям в таких произведениях, как "Повесть о царевиче Иосафе", а также "Повесть об Акире Премудром". 

                                                    9.

       Одним из первых древнерусских философов является Илларион, киевский митрополит в 1051-1054гг. Сведения о его жизни крайне скудны. Известно, что он входил в число приближенных князя Ярослава Мудрого, был одним из основателей Киево-Печерского монастыря. 

         Достоверно известным произведением Иллариона является "Слово о законе, через Моисея данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом; и о том, как закон отошел и благодать и истина всю землю заполнили и вера на все народы распространилась и нашего народа русского достигла".

         Илларион, будучи носителем христианского миросозерцания, развивает особый тип отношения к "истории". Во-первых, прошедшее, т.е. библейская история, воспринимается как реальный символ, прообраз, ключ, с помощью которого удостоверяется божественная предзаданность всех важнейших событий уже собственно христианской истории.

Во-вторых, будучи мыслителем древнерусским, Илларион процесс  христианизации рассматривает через  призму крещения Руси. Оно видится  ему как завершающий этап распространения  христианства.

И, в-третьих, размышления Иллариона о прошлом и настоящем этапах взаимодействия Бога и человечества отражается на совершенно новое, неведомое язычеству видение будущего.

        Внеся идею единственности, однократности земного существования, христианство придало особый статус "концу истории" – последнему суду Бога над людьми и будущей жизни.

     Илларион, начиная свое слово, сразу же осуждает эту перспективу, подчеркивая, что:    «…закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни».

     

        Со временем древнерусская философская мысль стала все более утверждаться на принципах вольнодумства и свободомыслия, постепенно переключаясь на освоение мировоззренческих структур народного язычества, духовных ценностей вне православных традиций, что особенно ярко и в "Слове о полку Игореве". 

         С философско-этическим идеями, окончательно завершившими философский путь «вне» славянской мифологии, выступает также митрополит Никифор.

        Он обращается к Владимиру Мономаху с посланием, в котором вводит философское рассуждение о том, что представляют собой душа и пять чувств, при помощи которых она действует. Никифор исходит из того, что человеческая душа сотворена Богом и является бессмертной. Ум ставится превыше чувств и воли, т.к. с его помощью человек познает божественную

                                                 10.

премудрость и  окружающие вещи.

 

         Философская мысль древней Руси и периода феодальной раздробленности усваивала достижения античной и византийской цивилизаций и одновременно делала первые самостоятельные шаги. Она развивалась в рамках религиозного мировоззрения. Но за религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы миросозерцания, пытавшаяся найти теоретический ответ на практические вопросы. 
 
 
 

Список используемой литературы:

1. Замалеев А.С.  Философская мысль в средневековой  Руси.

2. Франк С.Л.  Сущность и ведущие мотивы  русской философии.

3. Поляков Л.В.  Философские идеи в культуре  древней Руси.

4. Громов М.И., Козлов Н.С. Русская философская  мысль 10-17 вв.

5. Галактионов  А.А., Никандров П.Ф. Русская философия9-19 вв.

6. История философии СССР в 4-х тт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       11. 

        Морская Государственная Академия  им.адмирала Макарова

       ____________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Д О К  Л А Д 

ОТПОЧКОВАНИЕ  РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ  

МЫСЛИ  ОТ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ  

8 - 9 ВЕКА 

Кафедра философии 
 
 
 
 

                                    Подготовил курсант

                         Группы

                                     Васенин Марк 
 
 
 
 
 
 

Г.Санкт-Петербург

2011г.

1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Отпочкование Русской филосовской мысли от славянской мифологии 8-9 века