Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:22, доклад
В своем докладе я проведу анализ истоков формирования русской философской мысли, коснувшись сути славянской мифологии и причин осознанного перехода от мифологии к интеллектуальному видению мироздания.
стороны, продолжает
сосуществовать с христианством. Наступает
период «двоеверия» .
Языческая славянская мифология выражала все основные особенности духовного, этнокультурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян. Более того, уже в Древней Руси развитие духовной культуры и религиозно-философской мысли происходило не только в русле христианской веры, но и под влиянием традиционного, в том числе, и языческого славянского мировосприятия.
Философская мысль древней
3.ОТПОЧКОВАНИЕ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НА РУСИ 9 В.
На первое место среди распространенных в Древней Руси переводных сочинений следует поставить произведения Иоанна Дамаскина "Источник знания".
Авторитет Аристотеля
особенно велик для Дамаскина, ему
он следует, рассматривая основные формы
и отношения бытия – существенное и случайное,
род и вид, сходство и различия, качество
и количество и т.д.
Дамаскин исходит из определения философии как познания существа предметов. Он делит философию на умозрительную и практическую. Умозрительная философия включает в себя богословие, математику и физиологию. Практическая философия занимается изучением "добродетелей" и делится на этику, экономику и политику.
В основе развиваемой
Дамаскином системы представлений
о мире и человеке лежит античное
учение о четырех элементах, или стихиях.
Большое внимание Дамаскин уделяет вопросу о сущности человека, о его двойственной природе. Дамаскин подробно перечисляет атрибуты души как особой духовной субстанции, непостижимым образом связанной с человеческим телом. Душа по Дамаскину, сущность простая, не имеющая формы, бесплотная и бессмертная, одаренная разумом и свободной волей.
Ставя вопрос о
причинах всего происходящего в
мире, Дамаскин, как
богослов, называет
в первую очередь Бога. Что касается
других причин "производящих": необходимости,
судьбы, материальной природы, счастья,
стройности, то все они произведены
от Бога.
Затрагивая вопросы
познания, Дамаскин говорит о чувственном
и рациональном познании. Чувство определяется
как способность души воспринимать материальные
предметы.
С этого фундаментального
произведения началось расхождение
в видении мира в Славянской
мифологии и принципах
Широко был известен на Руси таже Иоанн экзарх Болгарский, произведение которого "Шестоднев", т.е. толкования на библейский рассказ о шести днях творения мира, перешло на Русь не позднее 11 в. Основные вопросы, рассмотренные Иоанном Болгарским, примерно те же, что у Иоанна Дамаскина.
Философские идеи встречаются и в других
переводных сочинениях. Например, в "Изборнике
1073" переведенном для киевского князя
Святослава Ярославича : мы встречаемся
с представлением о четырех стихиях как
первоэлементах, их которых составлено
человеческое тело. Тело и органы служат
тем инструментом, посредством которого
приводятся в исполнение идеи рождающиеся
в душе. Однако тело отягощает душу и огрубляет
ум.
Кроме того, существовал "Изборник 1076г.",
содержавший, как и "Изборник 1073г."
отрывки из трудов отцов церкви. Также
в Киевской Руси широкое распространение
нашли сборники изречений древнегреческих
и римских философов. Одним из таких сборников
была "Пчела", первоначальный перевод
которой с греческого был сделан уже в
11 в. Центральное место в "Пчеле" занимают
проблемы нравственности, общественного
долга, всякого рода наставления и поучения:
о дружбе, целомудрии, о правде и мужестве
и т.д. В "Пчеле" прославляется разум
и любомудрии.
В числе переводных сборников был сборник
изречений Менандра "Мудрого", жившего
в Афинах IV-III вв. д.н.э. Древнейший список
его сочинений носит название "Поучительные
изречения и слова Менандра Мудрого".
Древняя Русь была знакома и с философской
мыслью средневекового Востока, в частности
по изречениям в таких произведениях,
как "Повесть о царевиче Иосафе",
а также "Повесть об Акире Премудром".
Одним из первых древнерусских философов
является Илларион, киевский митрополит
в 1051-1054гг. Сведения о его жизни крайне
скудны. Известно, что он входил в число
приближенных князя Ярослава Мудрого,
был одним из основателей Киево-Печерского
монастыря.
Достоверно известным произведением Иллариона является "Слово о законе, через Моисея данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом; и о том, как закон отошел и благодать и истина всю землю заполнили и вера на все народы распространилась и нашего народа русского достигла".
Илларион, будучи носителем христианского миросозерцания, развивает особый тип отношения к "истории". Во-первых, прошедшее, т.е. библейская история, воспринимается как реальный символ, прообраз, ключ, с помощью которого удостоверяется божественная предзаданность всех важнейших событий уже собственно христианской истории.
Во-вторых, будучи мыслителем древнерусским, Илларион процесс христианизации рассматривает через призму крещения Руси. Оно видится ему как завершающий этап распространения христианства.
И, в-третьих, размышления Иллариона о прошлом и настоящем этапах взаимодействия Бога и человечества отражается на совершенно новое, неведомое язычеству видение будущего.
Внеся идею единственности, однократности земного существования, христианство придало особый статус "концу истории" – последнему суду Бога над людьми и будущей жизни.
Илларион, начиная свое слово, сразу же осуждает эту перспективу, подчеркивая, что: «…закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни».
Со временем древнерусская философская
мысль стала все более утверждаться на
принципах вольнодумства и свободомыслия,
постепенно переключаясь на освоение
мировоззренческих структур народного
язычества, духовных ценностей вне православных
традиций, что особенно ярко и в "Слове
о полку Игореве".
С философско-этическим идеями, окончательно завершившими философский путь «вне» славянской мифологии, выступает также митрополит Никифор.
Он обращается к Владимиру Мономаху с посланием, в котором вводит философское рассуждение о том, что представляют собой душа и пять чувств, при помощи которых она действует. Никифор исходит из того, что человеческая душа сотворена Богом и является бессмертной. Ум ставится превыше чувств и воли, т.к. с его помощью человек познает божественную
премудрость и окружающие вещи.
Философская мысль древней Руси и периода
феодальной раздробленности усваивала
достижения античной и византийской цивилизаций
и одновременно делала первые самостоятельные
шаги. Она развивалась в рамках религиозного
мировоззрения. Но за религиозной оболочкой
скрывалась сильная и самобытная мысль,
исследовавшая вопросы миросозерцания,
пытавшаяся найти теоретический ответ
на практические вопросы.
Список используемой литературы:
1. Замалеев А.С.
Философская мысль в
2. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии.
3. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре древней Руси.
4. Громов М.И.,
Козлов Н.С. Русская
5. Галактионов
А.А., Никандров П.Ф. Русская
6. История философии
СССР в 4-х тт.
Морская Государственная
______________________________
Д
О К Л А Д
ОТПОЧКОВАНИЕ
РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ
МЫСЛИ
ОТ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
8 - 9
ВЕКА
Кафедра
философии
Группы
Васенин Марк
Г.Санкт-Петербург
2011г.
1.
Информация о работе Отпочкование Русской филосовской мысли от славянской мифологии 8-9 века