Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:41, реферат
Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, вышедшие посмертно, вызвали реакции, зачастую диаметрально противоположные. Если одни именуют его "новым Фомой Аквинским", который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии; другие - характеризуют его учение как "фальсификацию веры" (Жильсон), "подмену христианской теологии гегелевской теогонией" (Маритен) (
Введение 3
1. Путь «Феномена человека» от написания до публикации 5
2. Основные идеи «Феномена человека» 6
3. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека» 8
4. Философские проблемы в «Феномене человека» 10
Заключение 13
Список использованных источников
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУВПО Мордовский государственный университет
имени Н.П.
Огарева
Архитектурно-строительный
факультет
Реферат
на тему:
«Пьер Тейяр де Шарден:
Феномен
человека»
Выполнила: студентка 208 гр. ЭиУПС Базеева Е.Ю
Проверил: Абрамов
В.А.
Саранск 2010
Содержание
Введение | 3 |
1. Путь «Феномена человека» от написания до публикации | 5 |
2.
Основные идеи «Феномена |
6 |
3. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека» | 8 |
4. Философские проблемы в «Феномене человека» | 10 |
Заключение | 13 |
Список использованных источников | 15 |
Введение
Годы,
которые протекли со дня смерти о.
Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были
наполнены ожесточенными
Естествоиспытатели до сих пор пользуются его исследованиями сразу в нескольких областях: общей и исторической геологии, геоморфологии, палеонтологии, палеоантропологии.
Он отвечает на многие вопросы, которые волнуют сегодня мыслящих людей. Наука и религия, эволюция и грядущее преображение мира сплетаются в его "Феномене человека" в единое живое целое. Естествоиспытатель и священник, поэт и богослов, мыслитель и мистик, блестящий стилист и обаятельный человек - он как бы создан для того, чтобы стать властителем дум нынешних поколений. Католики гордятся им, коммунисты издают его книги, хотя и те и другие далеки от того, чтобы полностью принять его учение. Такова сила его притягательности.
Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Труд "Феномен человека" посвящен проблеме взаимоотношения науки и религии, вопросам эволюции и грядущего преображения мира, образу "конвергирующей" Вселенной, изложению оснований видения мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству.
1. Путь «Феномена человека» от идеи до публикации
В
1923 году отправился в исследовательскую
экспедицию в Тяньцзинь (Китай). Во время
экспедиции, в пустыне Ордос, написал
несколько статей и эссе, в 1926—1927
годах Тейяр пишет книгу «
С готовой рукописью «Феномена человека» он вернулся в 1946 г. Во Францию, но получить разрешение на её публикацию оказалось безнадёжным делом (2). Последнюю попытку в данном направлении Тейяр предпринял в 1947 г. Переработав «Феномен» в виде варианта с изъятием наиболее острых мест. Осенью 1948 г. Тейяр посетил Рим. Он пытался добиться разрешения у папской курии на публикацию если не самого «Феномена», то хотя бы его фрагментов под заглавием «Зоологическая группа человека». Однако и эта поездка не дала желаемого результата. Тогда Тейяр вводит в книгу дополнительную главу в виде эпилога: « Христианский феномен». В ней он (как бы забыв о неоднократно подчеркивающейся в книге феноменологической установке и об отказе от теологии в данном труде) ввел ранее даже не упоминавшиеся трансцендентные объекты и дал такой вариант онтологии, для которого можно было бы надеяться получить разрешение.
Надежда оказалась несбыточной, поскольку даже в этой добавочной главе немало мест, выглядевших «подозрительными и неортодоксальными».
Всё
это, как легко понять, не помогло
снять обвинений в
Тейяру не разрешили и занять кафедру в Колледж де Франс, куда его уважительно приглашали. Даже избрание Тейяра в Парижскую академию наук в 1950 году не изменило предубеждения церковных иерархов против его идей. Тейяру вновь не дано было разрешения выступать по проблемам философии, а в 1951-1954 гг. запрещено даже ездить в Париж, в связи с этим он принял предложение, связанное с работой в США и руководством раскопками в Африке, тем более, что как раз в эти годы поступали новее данные о находках, еще теснее связавших его с миром приматов.
Но Тейяру уже не суждено было использовать эти данные для углубления картины «феномена человека», до своей смерти он успел лишь совершить две поездки по странам Южной Африки.
Начало
посмертной публикации собрания сочинений
Тейяра произвело немалое впечатление
и в то же время навлекло на автора новые
осуждения. Их серия открылась изъятием
книг из библиотек семинарий и других
католических учреждений (1957) и указом
ватиканской канцелярии во главе с кардиналом
Оттавини от 30 июня 1962 г., содержавшим призыв
охранить католическую молодежь от воздействия
работ Тейяра.
2. Основные положения «Феномена человека»
Потомок
Вольтера, приходившегося двоюродным
дедом матери Тейяр Автор концепции
"христианского эволюционизма".
Профессор кафедры геологии Парижского
Католического университета (1920-1925). Член
Парижской академии наук (1950). Творчество
Т. многоуровнево и разнопланово. Тейяр
де Шарден всегда делал ударение на взаимосвязи
всех наук. Он мечтал о некой сверхнауке,
координирующей все отрасли знания. В
этом контексте Тейяр трактовал особую
значимость религии, ибо науке необходима
убежденность в том, что "универсум
имеет смысл и что он может и должен, если
мы останемся верными, прийти к какому-то
необратимому совершенству", с его точки
зрения: "...мы, несомненно, осознаем,
что внутри нас происходит нечто более
великое и более необходимое, чем мы сами:
нечто, которое существовало до нас и,
быть может, существовало бы и без нас;
нечто такое, в чем мы живем и чего мы не
можем исчерпать; нечто служащее нам, при
том, что мы ему не хозяева; нечто такое,
что собирает нас воедино, когда после
смерти мы выскальзываем из самих себя,
и все наше существо, казалось бы, исчезает".
Для подлинного прорыва в постижении этих
проблем, по Тейяру, необходимо обретение
глубокой интуиции единства и высшей цели
мира. В этом смысле религия и наука предстают
как две неразрывно связанные стороны
или фазы одного и того же полного акта
познания, который один смог бы охватить
прошлое и будущее эволюции. (Попытки определения
подходов к получению подлинно цельного
знания не новы для истории философии
- известны теоретические изыски Аристотеля
на эту тему, идея "свободной теософии
- цельного знания" у В. Соловьева и мн.др.)
Выстраивая схему архитектоники развития
планетарного бытия, Тейяр обозначал ее
этапы как "преджизнь" (или "сфера
материи" - литосфера/геосфера), "жизнь"
(биосфера) и "феномен человека" ("ноосфера").
Мистическая трактовка Тейяром де Шарденом
материи, феноменов творчества, активности
человека - по-видимому, были близки миропониманию
христианства, но были излагаемы им сквозь
призму своего, глубоко интимного, личностно-окрашенного
опыта. Тейяру была близка мысль, согласно
которой тварный мир сумел возвыситься
до благороднейших уровней совершенства
вследствие того, что Христос не был Богом,
принявшим облик земного существа, логический
отбор и изобретательство, математика,
искусство, измерение времени и пространства,
любовные тревоги и грезы - все эти виды
внутренней жизни на самом деле суть ничто
иное как бурление вновь образовавшегося
центра в тот миг, когда он распускается
сам в себе". В дальнейшем, согласно
Тейяр, из ноосферы разовьется "любовь,
высшая, универсальная и синтетическая
форма духовной энергии, в которой все
другие душевные энергии будут трансформированы
и сублимированы, как только попадут в
"область Омеги"). Он сумел обосновать
в контексте своей концепции совершенно
уникальную трактовку гуманизма (в измерении
не столько степени постулируемого антропоцентризма,
сколько в степени минимально предзаданного
милосердия): "Разве может быть по-другому,
если во Вселенной должно поддерживаться
равновесие? Сверхчеловечество нуждается
в Сверх-Христе. Сверх-Христос нуждается
в Сверхмилосердии... В настоящий момент
есть люди, много людей, которые, объединив
идеи Воплощения и эволюции, сделали это
объединение действительным моментом
своей жизни и успешно осуществляют синтез
личного и всеобщего. Впервые в истории
люди получили возможность не просто знать
и служить эволюции, но и любить ее; таким
образом, они скоро смогут сказать непосредственно
Богу, (и это будет звучать привычно и не
будет стоить людям никаких усилий), что
они любят Его не только от всего сердца
и от всей души, но и "от всей Вселенной".
Грандиозная интеллектуально-религиозная
модель Тейяра, органично включающая в
себя идеи "сверхжизни", "сверхчеловечества",
"планетизации" человечества, позволила
ему дополнить чисто религиозные характеристики
ноосферы ее подлинно информативным описанием:
"Гармонизированная общность сознаний,
эквивалентная своего рода сверхсознанию.
Земля не только покрывается мириадами
крупинок мысли, но окутывается единой
мыслящей оболочкой, образующей функционально
одну обширную крупинку мысли в космическом
масштабе.
3. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека»
Эволюция у Тейяра неизменно на первом плане, а её значение подчеркивается с предельной заостренностью. Пожалуй, более настойчиво, чем кто-либо ещё Тейяр подчеркивает, что эволюция не ограничена рамками живой природы, что «начиная со своих самых отдаленных образований, материя выступает перед нами в процессе развития» (3). На противоположном конце эволюционной лестницы, в социальных структурах, Тейяр также не видит реальной закономерности движения. Наиболее конструктивная часть тейяровского учения о развитии – это та, которая связана с биологическим уровнем и его трансформацией в «феномен человека».
Соотношение «внутреннего мира» с внешним у Тейяра обрисовано сходно с идеей Спинозы о том, что осознание объектов душой тем богаче, чем оно сложнее. Отличие тейяровской концепции связано с тем, что Тейяр пытается разъединить свои образы «внутреннего» и «внешнего» через понятия радиальной и тангенциальной энергии и увеличение сложности происходит в эволюционных рядах.
Безусловно, преемственность работ Тейяра с идеями Дидро, Вольтера и других энциклопедистов применительно к вопросам, затрагивающим сферу эволюционной биологии. Эволюционная экология не избежала и воздействия интуитивизма и других иррационалистических тенденций его времени.
Не случаен тот факт, что единственное место в «Феномене человека», где говорится об «элементах сознания» как о лежащих в основе «элементов материи», утверждает в то же время параллелизм развития тех и других в длительности, а не во времени.
Зло, по Тейяру, это прежде всего человеческое страдание, но оно есть необходимый для человеческого рода стимул к совершенствованию, зло – это разобщенность, постепенно преодолеваемая процессом эволюции, вплоть до будущих стадий человеческого развития. Это преодолевание совершается через страдание.
Внесение оценочного момента в процесс развертывания эволюционных потенций, начиная от ранних стадий и до высших (человеческой, социальной, ноосферной) фаз, представляет собой в тейяровской схеме спорное и в то же время важное место.
Чрезмерно подчеркивая роль единственной стержневой линии в эволюции, Тейяр в итоге объединяет реальное многообразие филогенеза, рано разбившегося на эукариот и прокариот, далее растений и животных и т.д. Вне поля зрения Тейяра остается вся общая эволюция растений, не говоря уже о грибах, выделяемых в отдельное царство.
Вклад Тейяра в учение о биосфере также связан с представлениями о ней как о биоте, в конечном счете монофилетическом, появившемся в результате одной «пульсации». Судьбы этого биота существенным образом отражены в обеих частях названия «био-сфера»: это жизненная оболочка Земли и это сфера, которая не отпускает свои компоненты далеко от себя.
Традиция
Тейяра – это прежде всего философия
природы, продолжающая традиции натурфилософии,
этой исторически наиболее ранней из форм
философии вообще (4).
4. Философские проблемы в «Феномене человека»
В «прологе» Тейяр предупреждает, что в его книге не следует искать конечного объяснения природы вещей – какой-то метафизики. Следовало бы ожидать, и так оно и есть, что присутствуют и попытки наметить «третью линию», которая преодолела бы несовместимость первых двух. Прежде всего это призыв к «соединению разума и мистики» (5) или же науки и религии, поскольку более тонких различий между «разумом», «наукой» и «знанием», равно как между «мистикой», «религией», и «поклонением» Тейяр не проводит. Тейяр изображает силы человеческой культуры как «конвергирующие» к высшему единству, именуемому Духом Земли.
Материю Тейяр видит как преисполненную возможностей развития, порождения, выхода за пределы: потенций, которые он на своем метафорическом языке зовет «божественными», «трансцендентными» и т.д. Отношение материи к духу есть отношение первичности, по крайней мере постольку, поскольку Тейяр не ставит вопроса ни о каком сотворении материи: «материя – мать духа, дух – высшее состояние материи».
В «Феномене человека» в смысле бесконечной и неуничтожимой основы мира употребляется термин «ткань универсума», а материя фактически отождествляется с веществом.
Тейяр считает, что по существу всякая энергия имеет психическую природу, но разделяет всякую фундаментальную энергию на две составляющие: тангенциальную (которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка) и радиальную энергию (которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния) (6). Тангенциальная энергия – это «энергия, обычно принимаемая наукой», и она соответствует движениям в пределах одного витка «вздымающейся спирали» или движениям по поверхности сферы. Радиальная энергия ведет к переходу на новые витки спирали или к расширению сферы, к повышению уровня организации. Радиусами каждый элемент данной сферы связан с центром её и всех сфер, с «солнцем бытия», с мистической точкой «Альфа», которая каким-то образом есть находящаяся в противоположном направлении, в бесконечном удалении от поверхности сферы наружу точка «Омега». Очевидно, Тейяр колебался между тем, чтобы приписать Омеге роль своего рода предельного понятия или кантовских идей разума, для которых нет соответственного предмета в опыте (это идеи души, мира в целом, бога), но которые все же регулируют познание, и тем, чтобы придать Омеге онтологический статус. Так, Омега выступает в качестве «полюса притяжения» для радиальных энергий.