Пьер Тейяр де Шарден: Феномен человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:41, реферат

Описание

Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, вышедшие посмертно, вызвали реакции, зачастую диаметрально противоположные. Если одни именуют его "новым Фомой Аквинским", который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии; другие - характеризуют его учение как "фальсификацию веры" (Жильсон), "подмену христианской теологии гегелевской теогонией" (Маритен) (

Содержание

Введение 3
1. Путь «Феномена человека» от написания до публикации 5
2. Основные идеи «Феномена человека» 6
3. Эволюционно-биологическое содержание «Феномена человека» 8
4. Философские проблемы в «Феномене человека» 10
Заключение 13
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

реферат философия.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

      Концептуальным  аппаратом в области гражданской  истории и предсказания служат те же радиальные и тангенциальные энергии, что и в области предчеловеческой и человеческой эволюции; природа  человека при этом мыслится как некий  инвариант, а это уже – несоответствие реальному положению вещей, заключающемуся в том, что «вся история есть не что иное, как беспрерывное  изменение человеческой природы».

      Ноосфера  для Тейяра – часть природы, недаром  он не употребляет в «Феномене  человека» даже термина «культура».

      Выводы  Тейяра пассивны, они не дают стимула  к выбору того или иного «сценария», всё равно кончающегося заранее  предначертанным торжеством «точки Омега». Конструктивность же марксистских прогнозов лежит не в оптимизме  или вообще оценочном моменте самом по себе, но в их ориентации на борьбу, на деятельностную позицию прежде всего на социальном уровне.

      Конечно, в индивидуальных случаях возможно и более полное усвоение приверженцами  Тейяра или их группами материалистической диалектики. Но в этих случаях мы уже имеем дело с научно-материалистическим подходом к той или иной проблематике.

      Тем не менее, в учении П. Тейяра де Шардена  благодаря человечному оптимистическому и благородному порыву, которым оно  проникнуто и который его одушевляет; благодаря признанию того, что специфичность феномена человека ничуть не исключает исторического происхождения сознания; благодаря его категорическому, без всяких недомолвок утверждению, что человеческая история имеет смысл, и его осуждению индивидуалистического отчаяния декадентских мыслителей имеется немало ценного в научном отношении (7).

 

        Заключение

      Среди ученых специалистов, вдохновенных теологов и мудрых философов крайне редко  можно встретить универсального мыслителя или хотя бы действительно  междисциплинарного творца-исследователя. Прослеживать взаимосвязи и взаимодействия самых различных сфер, областей и доминионов культуры чрезвычайно сложно, однако еще сложнее соединить практически несоединимое, создавать новое как органичный сплав крайне разнородных компонентов. В этом смысле фигура Тейяра де Шардена, пожалуй, уникальна: ему удалось проявить себя одновременно в науке, философии, религии и синтезировать в своей концепции целую серию совершенно, на первый взгляд, несовместимых между собой представлений

      Хотя  Тейяр не оставил прямых учеников и не создал особой школы, его учение было настолько знаменитым, что породило целое течение мысли, носящее  его имя и группирующееся вокруг специального журнала. По мнению о. Александра Меня, труды Тейяра не только учат нас любовному отношению к миру и способствуют построению целостного христианского миросозерцания, но также помогают диалогу христиан с нехристианами. Из всех теологических доктрин именно тейярдизм оказывается — благодаря своему широкому эволюционному подходу — симптоматично перекликающимся с неортодоксальным диаматом: Тейяр был единственным современным западным теологом, чьи работы были опубликованы в СССР. Известность Тейяра распространилась даже в сферу искусства: показательно, что нашумевшая научно-фантастическая эпопея Дэна Симмонса о Гиперионе предполагает действенность и актуальность тейярдизма даже в очень далеком будущем...(8)

      Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Годом раньше, на приеме во французском консульстве, он сказал своим близким друзьям: «Я хотел бы умереть на Пасху, в день Воскресения» (9).

      После смерти Тейяра де Шардена была создана  комиссия, в которую вошли многие его друзья, в том числе выдающиеся учёные (А. Брейль, Дж. Хаксли, А. Тойнби, М. Мерло-Понти и др.). Комиссия составила и подготовила к изданию десятитомное собрание сочинений, куда вошли практически все его работы, за исключением писем и некоторых эссе. Собрание сочинений было открыто в 1957 году «Феноменом человека».

 

Список  использованной литературы 

1. А.А. Грицанов Философский словарь

2. Тейяр де Шарден.  Images et paroles,1966

3. П.Тейяр де Шарден «Феномен человека», М: Наука, 1987, с. 51

4. Б.А. Старостин  «От феномена человека к человеческой  сущности»

5. П.Тейяр де Шарден «Феномен человека», М: Наука, 1987, с. 225

6. П.Тейяр де Шарден «Феномен человека», М: Наука, 1987, с. 61

7. Роже Гароди «Метод Тейяра»

8. Василий Кузнецов «Тейяр де Шарден: стремление живого организма мира к божественному совершенству».

9. ru.wikipedia.org/wiki/Тейар_Шарден

Информация о работе Пьер Тейяр де Шарден: Феномен человека