Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:23, контрольная работа
Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны современного мира - социально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего человечества.
Введение 3
Глава 1. Перспективы человечества и предвидение будущего 5
1.1 О перспективах человечества 5
1.2 Сущность предвидения 12
1.3 Методы предвидения будущего 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
21
Введение
Глава 1. Перспективы человечества и предвидение будущего
1.1 О перспективах человечества
1.2 Сущность предвидения
1.3 Методы предвидения будущего
Заключение
Список использованной литературы
Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны современного мира - социально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего человечества.
Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Среди основных глобальных проблем можно выделить:
предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
регулирование стремительного роста населения;
предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;
обеспечение человечества ресурсами;
преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;
озоновые дыры;
проблема онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и СПИДа.
Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.
В погоне за властью и богатством человек не заботится о последствиях своей деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде. Нерешенность одних проблем, влечет за собой появление других, еще более опасных. Именно в руках нашего поколения будущее всего человечества.
Надо безоговорочно признать невозможность избавиться от надвигающейся катастрофы какими бы то ни было средствами, не меняя кардинального образа жизни людей. Можно признать необходимость перехода к “альтернативной цивилизации”.
Цель работы – проанализировать перспективы человечества.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть перспективы будущего;
- проанализировать методы и сущность предвидения будущего.
Лавинообразному характеру воздействия человечества на природу, который принял масштабы биогеохимического преобразования облика нашей планеты сопутствовали в XX в. резкие качественные изменения в социальной сфере, порой инициирующие этот характер изменений. Последние затрагивают практически все грани человеческого бытия: этические, эстетические, религиозные, научные и т.д. Общество конца XX столетия сталкивается с такими проблемами, о существовании которых раньше просто не подозревало.
В связи с глобальными изменениями, происшедшими к концу XX века, вызванными техногенными факторами, человечество осознало тот факт, что решение задач, связанных с сохранением земной цивилизации является настолько сложным, что требует международного сотрудничества для их решения.
К.Э. Циолковский выдвинул ряд интереснейших идей о закономерностях развития жизни и разума в космосе. Среди них центральной явилась идея космического распространения общественных разумных существ как необходимого условия принципиально неограниченного прогресса космических цивилизаций [7, с. 182]. Согласно Циолковскому, любое общество мыслящих существ способно достичь такого уровня научного и технического развития, который позволит населению распространяться не только в своей солнечной системе, но и в соседних. В своем развитии цивилизация будет охватывать все большее количество вещества и энергии космоса. Производственная мощь цивилизации возрастает со временем настолько, что становится соизмеримой с энергетическими ресурсами звезд и даже галактик. Представители этой цивилизации непрестанно совершенствуются в социальном отношении, но биологически остаются по-прежнему зависимыми от определенных условий окружающей среды, создавая для себя при освоении новых областей физико-химические и биологические параметры, близкие к условиям планеты, на которой зародилась данная цивилизация. Такой путь развития Хайруллин называет объектотехнологическим. По существу, он основывается на экстраполяции в космос современных форм деятельности человечества по преобразованию земной природы.
Однако распространение цивилизации в космосе, по мнению Циолковского, – это не только количественный рост ее пространственно-энергетических параметров и производственно-преобразующей мощи, а еще и переход в новое качественное состояние. Этот переход связан с приспособлением существ к жизни в новой, космической среде при помощи целенаправленного преобразования их биоструктуры. При обживании различных областей космоса получатся разнообразные породы существ: пригодные для жизни при разной силе тяжести, в разных атмосферах, при разных температурах, живущие пищей или непосредственно солнечными лучами. Человек в далеком будущем сможет приспособить биоструктуру своего организма к существованию в неземных условиях «…путем искусственного подбора и преобразования» [7, с. 184]. Такой путь развития автор называет субъектотехнологическим, поскольку оно выступает как целенаправленное преобразование биологического аспекта природы самого познающего и действующего субъекта.
Субъектотехнологическое направление тесно связано с объектотехнологическим, так как может возникнуть и существовать только на базе последнего. Само оно также должно оказать влияние на объектотехнологический путь развития. Действительно, если представители цивилизации изменят свою биоструктуру так, что смогут жить в широком диапазоне условий, то отпадет необходимость грандиозной преобразовательной деятельности по подгонке новых сфер обитания под условия материнской планеты. Тогда космическое распространение цивилизации может не сопровождаться легко наблюдаемыми огромными изменениями в соответствующих областях Вселенной. Данные соображения могут служить объяснением того, что до сих пор не удается обнаружить «космическое чудо», т.е. проявление в космосе деятельности иных развитых обществ. Иначе говоря, отсутствие «космического чуда» можно истолковать как без отрицания наличия других обществ в космосе, так и без отрицания их космического расширения.
Деятельность человека по освоению космоса можно также рассмотреть в приложении к вопросу о переходе на автотрофный путь развития человечества. Известно, что основу биосферы составляют автотрофные организмы, синтезирующие все необходимые им вещества из неорганических веществ с использованием энергии Солнца (фотосинтез) или энергии, выделяющейся при окислении соеднинений серы, железа, аммиака и др. (хемосинтез). Гетеротрофные организмы, к которым относится человек, используют готовые органические вещества, созданные автотрофами. Человек, находясь в зависимости от биосферы, вместе с тем оказывает на нее негативные воздействия. Это явилось источником экологического кризиса, грозящего в скором времени перерасти в экологическую катастрофу. Чтобы не допустить такого развития событий, возникла идея ослабить эко-логические связи биосферы и человечества, превратив его в «автотрофное общество» [5, с. 69]. В.И. Вернадский, автор идеи автотрофности человечества, видит способ ее осуществления в освоении новых технологий, связанных основном с использованием независящих от биосферы источников энергии и вещества (энергия Солнца, ветра, приливов и атомная энергетика, производство веществ и искусственных продуктов питания). Таким образом, смысл автотрофного пути развития состоит в изоляции производственной деятельности человека от биосферы. Наиболее полное свое развитие этот путь получает лишь с выходом за пределы планеты, в космос. На Земле добиться изоляции деятельности человека от биосферы если не невозможно, то весьма затруднительно. Речь идет не только об отказе от использования производимого биосферой органического материала, но и об отказе от использования неорганической основы биосферы (земная кора, нижние слои атмосферы, гидросфера). «Выход в космос производства, а затем и части населения планеты в более отдаленном будущем ведет к существенному ослаблению антропогенного пресса на живое и косное вещество биосферы и тем самым это все оказывается не просто продолжением автотрофного пути развития, начатого на планете, а его сутью» [5, с. 77]. Эти рассуждения приводят к выводу, что освоение космоса и автотрофный путь – это одно общее направление социально-экологического развития [5, с. 78].Вернемся снова к мыслям К.Э. Циолковского. У него мы находим ряд идей о природе мира и человека, характерных для всех представителей русского космизма: вера во вселенский, космический прогресс, убеждение в могуществе разума, вера во всесилие науки, являющаяся важнейшим принципом [6, с. 30]. Наиболее привлекательными в учении Циолковского для современного интеллектуала являются его прогнозы о грядущем торжестве Разума во Вселенной. Представления ученого о высших формах жизни, их организации, будущем справедливом общественном объединении, образовании союза жителей ближайших солнц привлекают своей конкретностью. Они получили свое развитие в советских научно-фантастических произведениях (например, в «Туманности Андромеды» И. Ефремова).
«Пройдут миллиарды лет, и опять из лучей возникнет материя высшего класса и появится, наконец, сверхновый человек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Он уже не будет спрашивать: почему, зачем? Он это будет знать и, исходя из своего знания, будет строить себе мир по тому образцу, который сочтет более совершенным… Такова будет смена великих космических эр и великий рост разума! И так будет длиться до тех пор, пока этот разум не узнает всего, то есть многие миллиарды миллионов лет, многие космические рождения и смерти. И вот, когда разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство» [6, с. 31], - так представлял себе переход человечества в совершенное состояние К.Э. Циолковский.
Наша цивилизация стоит на пороге катастрофы, гибели все жизни на планете. Этого нельзя избежать какими бы то ни было паллиативами, не меняя кардинально образ жизни людей. Надо признать безоговорочно необходимость перехода к “другой цивилизации”. В литературе на эту тему за последние 15-20 лет, беспорядочно разбросаны ее кирпичики, их можно объединить в пять отчетливо проступающих “блоков”. Это должна быть цивилизация:
1. низкой энергетики;
2. высокой устойчивости;
3. полностью демилитаризованная;
4. экологически чистая;
5. подлинно человечная.
Эти “блоки” составляют каркас концепции нового образа жизни - “альтернативной человеческой цивилизации”.
Низкая энергетика.
Этот “блок” - основополагающий. Именно он диктует все остальное. Невозможно на Земле без конца, или хотя бы еще в несколько раз удваивать производство и потребление энергии. Для этого недостаточно нефти, угля, газа (а если бы и достало - природа бы практически была бы уничтожена). Увеличение числа АЭС повышает вероятность нового Чернобыля. Физика подсказывает единственно возможный выход из положения: постепенный перевод иссекающего горючего в категорию хим. сырья(перестать топить ассигнациями) и такое же постепенное свертывание атомной энергетики, с одновременным наращиванием и мировом энергетическом балансе удельного веса так называемых чистых источников энергии. Их насчитывается до десятка: солнечное излучение (в том числе транслируемое из космоса в виде микроволновой электроэнергии, полученной при несравненно более высоком КПД), ветер, речные потоки, морские приливы, волны, внутреннее тепло Земли в его выходах на земную поверхность и в глубинах Земли ( пока не используется ), разница температур на поверхности моря и в глубинных слоях(пока только первые эксперименты) , а так же гипотетически-экзотические источники, как магнетизм Земли.
Но все источники чистой энергии в совокупности составляют лишь считанные проценты мирового энергетического баланса. Повысить их удельный вес, при современном уровне развития науки и техники, весьма трудно. Даже снизив потребности в несколько раз - мы не сведем концы с концами. [2, c.45]
При любых чистых источниках энергии недопустимо их превращение в тепло сверх определенных пределов, диктуемых естественным тепловым балансом Солнце-Земля. Назначение каждой калории в мировом энергобалансе должно быть обоснованно наибольшей отдачей от нее без негативных последствий.
Из сказанного следует основные параметры качественно нового образа жизни. Во-первых, максимальная теплоизоляция жилища, помещений для работы и развлечений, вообще всех зданий. Во-вторых, немалая экономия тепла может быть достигнута за счет повышения культуры питания, одежды, жилища. В-третьих, минимизация моторного транспорта, пожирающего огромную долю производимой и потребляемой энергии. Понятно, совсем упразднить его нельзя: не всякий нужный товар произведешь на месте и не в каждом случае удовлетворишься пусть даже самым идеальными средствами связи.
Человек не может сидеть всю жизнь на пороге своего дома, но мир может быть открыт и с помощью других средств: собственные ноги, велосипед, лошадь, планер и другие - мало ли возможностей для “безкаллорийного ” передвижения. Мы опять возвращаемся к проблеме оптимизации расселения и пешеходной доступности мест работы, покупок и развлечений. “Низкоэнергетическая цивилизация” несовместима с урбанизацией, напрочь исключает крупные и тем более сверх крупные города.Необходим информационный переворот в науке, производстве, культуре, во много раз, снижает необходимость в выработке энергии, добыче сырья, производстве материалов, строительстве, развитии транспорта и т. д.. И если бы вдобавок удалось стабилизировать прирост населения приближением к “нулевому приросту” - есть шанс восстановить рассыпающуюся систему глобальных балансов в качественно новом состоянии. Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха, почвы, гидросферу - радиационного, шумового, теплового, химического загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.
Также если мы все сегодня за несколько лет перейдем на энерго- и ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и дезурбанизации - все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.
Информация о работе Перспективы человечества и предвидение будущего