П.Ф. Лесгафт: концепция гармоничного развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:51, реферат

Описание

Актуальность темы обусловлена следующим. Никогда ранее проблема развития личности у подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания.

Содержание

1. Введение...............................................................................................................3
2. Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности.............5
3. Формирование личности ребёнка в дошкольном возрасте..............................8
4. Заключение.........................................................................................................11
5. Литература..........................................................................................................13

Работа состоит из  1 файл

Эссе по философии.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ    
 
 
 
 
 
 
 

    Эссе

    По  дисциплине «Философия»  

    на  тему: «П.Ф. Лесгафт: концепция гармоничного развития личности.»  
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Факультета  дефектологии

Авдащенкова Татьяна 

Москва 2011

Содержание

1. Введение...............................................................................................................3

2. Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности.............5

3. Формирование личности ребёнка в дошкольном возрасте..............................8

4. Заключение.........................................................................................................11

5. Литература..........................................................................................................13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  темы обусловлена следующим. Никогда  ранее проблема развития личности у  подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный  кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания.  Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной «правильной» морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня, должна быть линия формирования личности в процессе активного взаимодействия. C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.  
  На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.  
 Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.  
 С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.  
 Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.  
 Основная проблема, возникающая у детей – это проблема взаимоотношений с родителями. Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с детьми старшего возраста общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.  
Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими людьми. Какую же громадную ответственность налагает это на семью! Как ко многому обязывает! Какой тончайший процесс постоянно идет рядом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности.

Психология  личности

      Вопрос о психологических особенностях личности вообще и больного, в частности, является самым главным в медицинской психологии. Тем не менее он, к сожалению, остается недостаточно изученным.

      Личность  может быть определена как отдельно взятый конкретный человек - продукт общественного развития определенной исторической эпохи с присущими ему индивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек - не только личность, но и организм. Поэтому личность - это человек как носитель сознания.

      Вопрос  о психологических особенностях личности вообще и больного, в частности, является самым главным в медицинской  психологии. Тем не менее он, к  сожалению, остается недостаточно изученным.

      Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек - продукт общественного развития определенной исторической эпохи с присущими ему индивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек - не только личность, но и организм. Поэтому личность - это человек как носитель сознания.

      Личность - центральный объект изучения психологии, социологии, педагогики, правоведения и многих других наук. История учения о личности и методики ее изучения прошли сложный путь и претерпели разнообразные изменения. Одни исследователи говорили о непознаваемости психики человека вообще, другие пытались изучить личность с помощью интуиции, вчуствовавшись в переживания человека, усилия третьих были направлены к исследованию только внешних проявлений психической деятельности.

      Субъективно-идеалистическая  психология пыталась изучать внутренний мир человека вообще, вне всякой связи с социальной средой. Иногда придавалось некоторое значение влиянию факторов внешней среды, однако по сравнению с ролью врожденных качеств ей отводилось второстепенное место. Во всех поисках истинного пути к действительному пониманию личности человека не учитывалось (или трактовалось неверно) то основное, что отличает человека в биологическом мире, - социальная среда, непрерывно совершающийся процесс общественного развития личности, в котором большое значение имеет следующее.

Направленность  личности.

      Передовые отечественные клиницисты середины и конца XIX и начала XX в., исходя из принципа нервизма, рассматривали и  изучали больного не только как объект, но и как субъект, неповторимую в своих свойствах личность, в единстве с внешней и прежде всего социальной средой, во всей сложности их взаимосвязи и взаимообусловленности.

      С точки зрения материалистического  учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основой, определяющей всю личность, является та ее социально обусловленная сторона, которая включает в себя направленность личности, ее моральные качества. Направленность личности - это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими и в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных жизненно важных для него целей. В направленности надо различать ее качества и формы.

 

Качества  направленности личности

 

Формы направленности личности

      Уровень личности - это общественная значимость направленности. Положительная широта может переходить в разбросанность. Интенсивность может колебаться от полного безразличия до отчетливо выраженной страсти, связанной и с устойчивостью направленности. Важнейшим качеством направленности является ее действенность, в которой проявляется активность характера.

      Формы направленности личности - это влечения и желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и, как высшая форма направленности - убеждения.

      Интерес личности - это специфическая познавательная форма направленности личности на предметы и явления окружающего мира. Специфическая потому, что у каждой личности имеются определенные сознательные мотивы и возникает соответствующая эмоциональная окраска объекта интереса. Особо следует отметить активность и волевой компонент в структуре того или иного интереса. Если степень активности невелика, то интерес имеет преимущественно созерцательный характер, если значительна, то интерес побуждает человека к действию в направлении познания, овладения предметом интереса и становится склонностью.

      Интересы  свойственны всем людям. Разным личностям присущи интересы разные по широте, устойчивости и другим качествам. При этом широта интересов обязательно предполагает выделение одного из них как основного и ведущего. Это придает человеку устойчивость в жизни, концентрирует его волю и помогает при достижении определенных успехов в процессе деятельности.

      Идеалы  имеют большое воспитательное значение, хотя воспитание в себе тех или  иных качеств в конечном счете  зависит от волевых свойств личности.

      Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность. Мировоззрение людей определяется общественным бытием, включающим в себя теории и идеи, которые возникают на основе той или иной общественной формации. Мировоззрение личности так же, как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связаны с духом времени, конкретной исторической эпохой и свойственным ей общественным сознанием.

      Сравнение мировоззрения конкретной личности с идеологией позволяет выявить  взгляды:

  1. соответствующие уровню сегодняшнего времени;
  2. являющиеся ростками нового;
  3. являющиеся <родимыми пятнами>, пережитками.

      Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения  со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за свое мировоззрение. Эта сторона личности тесно связана со стороной, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов.

      Наиболее  отчетливо это видно на убеждениях, в структуру которых входят компоненты мышления, эмоций и воли. Обе подструктуры связаны с третьей - знаниями, навыками, умениями и привычками личности, объединяемые понятием <опыт>. Эта подструктура определяет уровень развития личности и имеет особое значение для педагога, но и врач должен остерегаться оценивать его мышление по уровню знаний. Ни психотерапия, ни трудотерапия не будут эффективными, если врач не учтет особенности третьей стороны личности больного.

Формирование  личности ребёнка  в дошкольном возрасте

      Говоря  о развитии личности ребёнка, обычно указывают на два возрастных периода, в которых производят решающие изменения:

      1. Период подросткового и даже юношеского возраста;
      2. Период дошкольного детства.

      Значение  этих периодов для развития личности отмечает такой выдающийся представитель  отечественной педагогики и психологии Петр Францевич Лесгафт.

      Каждый  из этих периодов имеет свои особенности. Для подросткового периода характерна начанающаяся активная раота над  собой; это период формирования нравственного  сознания, идеалов, период развития самосознания личности.

      В дошкольном детстве — периоде первоначального фактического складывания личности — устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство личности. Именно в силу этого так важен период дошкольного детства.

      Изучая  труды Петра Францевича Лесгафта я смогла увидеть, в чём же заключается  процесс складывания личности в  дошкольном детстве? Что это за новые  связи и отношения устанавливаются  между отдельными процессами деятельности ребёнка, они имеют социальную природу, могут образоваться только на основе развития жизни в оющественных условиях, т.е. только у человека и лишь на определённом этапе развития.

      Петр  Францевич Лесгафт писал: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде, он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянным поощрением, отличиями и восхищением его действиями и способностями. То же самое приходится сказать и относительно влияния на него различных мер и угнетающих его условий. Предупреждая все действия ребенка, отстраняя от него всякое влияние окружающей его среды, его можно сделать слабоумным, как бы развиты и талантливы ни были его родители».

      Воздействие условий утробной жизни ребенка  имеет огромное значение для последующего его развития никотин и алкоголь, фармакологические средства, повышенная радиация, болезни и психические расстройства матери — все это так или иначе рано или поздно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка.

      Первостепенную  роль в формировании личности П. Ф. Лесгафт  отводил воспитанию и самовоспитанию. В ряде его сочинений проводится мысль, что только благодаря разумному  воспитанию ребенок становится полноценной  личностью «Испорченность» ребенка  школьного или дошкольного возраста — результат системы воспитания, за которую расплачивается всетаки один воспитанник. Не прирожденная тупость ребенка, а педагогические ошибки взрослых подготовляют ребенку горькую будущность.

      Личность  не безразлична к внешним организованным и неорганизованным влияниям. Она избирательно к ним относится по мере развития и становления личности усиливается не только ее активность, но и избирательность, педагогическое мастерство, опыт и знания старших должны прийти на помощь формирующейся личности ребенка. Следовательно, взрослые должны так организовать жизнь детей, чтобы они были деятельны как в физическом, так и в умственном и нравственном отношении.

      Воспитание  деятельной личности требует, чтобы  деятельность ребенка была разнообразной, так как всякое однообразие быстро утомляет его, угнетает и убивает в нем самостоятельность. Чем меньше ребенок, тем он подвижнее, тем чаще он должен переходить от одного занятия к другому, от одного вида деятельности к другому. Ни в коем случае нельзя освободить ребенка от посильного труда, от преодоления трудностей в работе, его деятельность должна постепенно усложняться. Только при этом условии можно оживать развития и укрепления его физических и духовных сил.

      Активность  личности неотделима от самостоятельности.  Исполнительная активность — это, по существу, лишь расторопность Предоставление самостоятельности должно быть органически связано с формированием чувства ответственности.

Информация о работе П.Ф. Лесгафт: концепция гармоничного развития личности