П.Ф. Лесгафт: концепция гармоничного развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:51, реферат

Описание

Актуальность темы обусловлена следующим. Никогда ранее проблема развития личности у подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания.

Содержание

1. Введение...............................................................................................................3
2. Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности.............5
3. Формирование личности ребёнка в дошкольном возрасте..............................8
4. Заключение.........................................................................................................11
5. Литература..........................................................................................................13

Работа состоит из  1 файл

Эссе по философии.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

      С проблемой воспитания активности и  самостоятельности неразрывно связана проблема самовоспитания. С ранних лет следует приучать ребенка к тому, чтобы он мог потребовать от себя отчета за прожитый день, за совершенный поступок. Вот почему «необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека».

      Цель  воспитания П.Ф Лесгафт видел  в гармоническом, всестороннем развитии личности, в подготовке ее к постоянному самоусовершенствованию. Об этом он писал в статьях «Антропология и педагогика» (1899), «О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях» (1909). В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» цель воспитания раскрыта наиболее полно, а именно «содействовать развитию разумного человека». Под «разумным человеком» П.Ф. Лесгафт понимал человека критически мыслящего, высоконравственного, физически здорового, трудолюбивого, стремящегося к всестороннему совершенству.

      Идея  о всестороннем, гармоническом развитии личности — это одна из основных идей прогрессивной русской педагогики. П. Ф. Лесгафт от нее не отходит, не суживает содержание понятия «всестороннее  гармоническое развитие» по сравнению  с революционными демократами. В отличие от них он исходил не из идеи воспитания революционера-борца, а из отвлеченной этической идеи о мудрости человека, которая должна показать ему узость личной жизни, указать на значение общественной деятельности.

 
 
 
 
 
 

Заключение

      Анализ  системы психологических взглядов великого русского физиолога, врача и педагога П.Ф. Лесгафта показал, что он внес значительный вклад в развитие детской и педагогической психологии. В разработке ряда проблем он опережал своих современников, как на Западе, так и в России. Решая вопросы детской и педагогической психологии, П.Ф. Лесгафт выступал как ученый-материалист, педагог и психолог-гуманист, общественный деятель-демократ.

      В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ  человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема правильного формирования личности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

      Формирование  личности у детей происходит под  воздействием объективных условий  жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

      Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования личности детей.

      Решающее  значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

     Нравственные  отношения, представления, поступки, которые  формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

     Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной  работы дошкольного учреждения и  семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». – МГУ им. М.В. Ломоносова. – http://www.psy.msu.ru/

2. Вераска Н. Е. Понимаете ли вы своего ребёнка? - М.: Дрофа, 2008.

3. Вопросы психологии личности в трудах П.Ф. Лесгафта. В сб. "Вопросы экспериментальной психологии и ее история". М., 1974.

4. Комратова Н. Г, Грибова Л. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3—4 лет. - М.: 2006.

5. Обучение и психическое развитие ребенка в трудах П.Ф. Лесгафта. В сб. "Вопросы экспериментальной психологии и ее история". М., 1975.

6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. - Мозаика - Синтез, 2008.

7. Якобсон С. Г., Соловьёва Е. В. Дошкольник//Педагогика и психология. - М.: Дрофа, 2006.

8. http://psyera.ru/harakter-i-ego-formirovanie-1035.htm

9. http://scholar.su/content/stanovlenie-doshkolnoi-pedagogiki-kak-nauki

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лесгафт,_Пётр_Францевич

 

Информация о работе П.Ф. Лесгафт: концепция гармоничного развития личности