Платон и его учение об идеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:46, контрольная работа

Описание

Жизнь и творчество Платона. Рассуждение о учении об идеях.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Платон.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

    9

   под руководством Аристотеля. 

   2.4. Творчество

    
Творчество Платона по сегодняшний  день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Литературная жизнь Платона началась при жизни Сократа и не прекращалась в течение 50 лет, до самой смерти Платона. В творчестве Платона исследователи выделяют три периода:  
 
* Первый период (с 399 года до 389-387 годов до н.э) - "ранний"- он начинается после смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона в Сицилию. Все диалоги этого периода отличаются схожестью своей формы. В них Сократ ведет разговор с каким-либо видным афинским гражданином (знатоком предмета), в процессе беседы Сократ выявляет ряд противоречий и нелепостей, и далее делает определенные выводы. Диалоги периода: "Апология Сократа", "Критон", "Протагор", 1-я книга "Государства", "Лахет", "Лисий", "Парменид". 
 
* Второй период (80-е годы Шв. до н.э.)- совпадает с первым путешествием в Италию. Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Диалоги периода: "Ион", "Гиппий больший", "Гиппий меньший", "Горгий", "Менон", "Кратил", "Евтидем", "Менексен". 
 
* Третий период (70-60 года IV века до н.э.)- зрелый период творчества. Началом этого периода считают диалог "Парменид". В последующих трудах все больше проявляется влияние пифагорейской философии. Диалоги периода: "Федон", "Пир", "Федр", "Теэтет", "Тимей", "Критий", "Парменид", "Софист", "Политик", "Филеб", "Государство" (2-10 книги). 
 
                                                                                                10

   Платон - единственный из всех философов античности, чьи труды практически полностью дошли до наших дней - это 34 диалога и "Апология Сократа". Кроме диалогов сохранились также некоторые письма Платона (около 13), в основном адресованные его друзьям в Сиракузах. Главным персонажем большей части диалогов является Сократ, который описывается Платоном как идеальный нравственный и философский учитель. Есть свидетельства о лекции, прочитанной Платоном афинским гражданам. Лекция была посвящена Благу и основывалась на математических аналогиях. 
 
Диалоги Платона имеют особую ценность: с одной стороны в них он представляет свои научные концепции, с другой стороны - новое мировоззрение. Однако философа нельзя назвать изобретателем литературной формы диалога - в то время она была достаточно распространенным художественным приемом в литературном кругу, находившимся под влиянием Сократа. Этим можно объяснить главенствующее положение Сократа в диалогах. Ведь именно он руководит разговором и в его уста вкладываются важнейшие выводы. Однако в самом последнем произведении Платона, в "Законах " Сократ вовсе отсутствует. Сохранившиеся 12 книг не связаны в одно целое, во многих местах изложение резко обрывается. Но, не смотря на это, произведение представляет историческую ценность. 
 
"За полувековой период писательской деятельности Платона характер диалога у него много раз менялся то в ту, то в другую сторону. Более драматичен диалог в его ранних произведениях ("Хармид", "Евтифрон", "Евтидем" и особенно "Протагор"), более уравновешен и спокоен в произведениях последнего периода ("Тимей", "Критий", "Законы"). Самые прославленные произведения периода зрелой и систематической философии ("Теэтет", "Софист", "Парменид") часто снижают диалогическую форму до степени вполне пас-

   11

   сивного согласия "спорящих сторон" с Сократом"10 
 
В отношении художественной формы произведений необходимо отметить, что они представляют собой своеобразную исповедь философа. Известно, что создавая свои произведения Платон выражал в них то, что его действительно захватывало, а именно его философские концепции. Смысловым центром его произведений является "Учение об идеях". "Одни диалоги более или менее близко приводят к этому учению, в других оно излагается и обосновывается, в третьих - распространяется и прилагается."11 
Особый композиционный прием у Платона заключается в том, что он часто вставляет диалог, в котором развивается главная мысль в другой или вставляет в речь одного из герой в пересказ другого разговора. 
 
Главным средством характеристики людей у Платона является не описание их внешности, а передача индивидуальной манеры говорить. Основным тоном разговоров служит вежливость, придающая даже резким противоречиям форму любезности. "Платон чрезвычайно любил жизнь. Это видно в сотнях и тысячах его выражений, художественных образов, в его философских концепциях и биографических данных. В этом смысле он чужд всякого аскетизма. Он непрестанно любуется красотой небесного свода, морями и реками, платанами и цветущими вербами, красотой сильного и здорового мужского тела, нежным обликом ранней юности.
 

   Глава 3. Учение об идеях

   3.1. Мотивы и предпосылки  возникновения учения  об идеях

    
Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против 
материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, 
а также против античной софистики. 
                                                                                                12

   Как и  всякая великая эпоха в истории  философии, эпоха Платона 
обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о 
сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого 
себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона 
заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и 
самую важную сторону деятельности Сократа. 
В «Хармиде», где речь идет о понятии самообладания, Платон развивает ту 
мысль, что нравственное требование самопознания имеет в виду особенный 
вид знания, объектом которого служат не другие предметы, как у 
обыкновенного знания, а оно само, т.е. имеет в виду знание о знании. Это 
заимствованный Платоном без всяких урезок принцип Сократа.  
 
Ядром научной доктрины Платона является основной вопрос о сущности 
знания, и в ответе на этот вопрос он превзошел Сократа.  
 
Сократ всегда ограничивался тем, что для всякого вопроса практической 
жизни искал общего правила, на основании которого данный вопрос должен 
быть решен. Его жизненным идеалом было хотение по правилам. 
Философствование Сократа, по содержанию направленное на отыскание 
прочных нравственных принципов, приняло форму знания, выражавшегося в 
понятиях. 
Эта же задача была руководящей и для Платона; но у него она получила 
большие размеры и разветвилась в нескольких направлениях.  
Известную роль играло при этом прежде всего то обстоятельство, что в 
Платоне, рядом с этико-политическим, возник и чисто научный интерес к 
математическому познанию. 
Несомненно, что в своей философии Платон в такой же сильной степени 
находился под влиянием математических мотивов, в какой он сам 
способствовал развитию греческой математики. Платон увидел в 
                                                                                         13

   математических  проблемах благодатную почву  для исследования при помощи понятий, - область точных определений и недоступных сомнению 
доказательств. Сократовское требование, чтобы знание выражалось понятиями, у Платона распространилось с практических на теоретические проблемы, а это должно было вызвать изменения в самом процессе образования понятий. Сократ старался вывести общие правила и понятия ценности, исходя из отдельных представлений, отыскивая и сравнивая аналогичные им случаи; но этот индуктивный прием был недостаточен для отыскания математических понятий. Платон должен был осознать недостаточность сократовской схемы, как только его задача – знание, выражаемое в понятиях – предстала перед ним в более широких размерах. 
Знание, выражающееся в понятиях, должно проследить также и подразделение родовых понятий на видовые; оно должно сделать своей задачей изложение порядка и связи всех понятий между собой. Для подразделения Платон 
перенял метод элейцев: исследование вопроса, рассматривая сначала одно 
возможное решение, а затем другое – прямо противоположное. Также он ввел 
метод гипотетического исследования понятий, сводившийся к тому, что 
пригодность и достоверность добытого мышлением понятия проверялись 
правильностью следствий, которые из него можно вывести. 
Все эти действия, - отыскивание понятий, их подразделение и размещение в 
определенном порядке, их гипотетическое исследование, Платон соединил 
общим именем диалектики; понятия же, которыми занимается последняя, он 
назвал идеями.

   3.2. Мир «идей» и мир «вещей»

    
Греческое слово "идея"(eidos) означает "вид", "картина" или "образец". Идеи" Платона - не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия"12
                                                             

   14

   Понятие идеи является ключевым понятием в  философии Платона. Идеи, по его словам существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны. "Идeя" пpoтивoпocтaвляeтcя y Плaтoнa вceм ee чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй. Чyвcтвeнныe вeщи измeнчивы и пepexoдящи, в ниx нeт ничeгo пpoчнoгo, ycтoйчивoгo, пocтoяннoгo. "Всякая вещь, чтобы быть чем-то, должна чем-нибудь отличаться от всего другого. Сумма всех отличий данной вещи от всех прочих вещей есть ее идея, или ее смысл"13
Согласно учению Платона, материальный мир является лишь копией, тенью мира идеального. Материальный мир находится между миром идей, понимаемых, как реальное бытие (мир подлинный, который порождает мир вещей), и небытием (материей как таковой).

   Сама  же область идей не представлялась Платону однородной, она образовывала иерархию. Так, по Платону, существуют идеи высшего порядка - это идеи прекрасного, справедливого. Затем идеи, выражающие физические явления и процессы - идеи огня, движения, цвета, звука. Третий ряд идей - отдельные разряды существ (животные, человек). Далее - идеи предметов. Все количество эйдосов восходит к идее Блага - к единому первоначалу. Эта идея "единого" близка к идее о Боге. "Бог - не только существо живое, он - совершенство благ"14. "Бог и есть само благо. Желая, чтобы все было наилучшим, он создает мир по собственному подобию, т. е. согласно "идее" совершеннейшего живого существа"15.  
Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создает миф о пещере. В этом мифе говорится следующее: В одной пещере с самого рождения томятся узники. Они сидят спиной к огню и их головы не могут поворачиваться, поэтому они постоянно смотрят только в одну сторону - на стену пещеры. Позади них ходят люди, которые проносят различные предметы. Заключенные могут видеть лишь тени этих предметов и людей. И если хотя бы одному узнику удалось бы освободиться и увидеть людей, огонь и предметы, он бы наверня-

   15

   ка  решил, что это воображаемые объекты, т.к. всю жизнь он привык верить, что реальные вещи - это тени. Кроме того- свет бы ослепил его. 
Можно предположить, смысл этого мифа заключается в том, что познать идеальную реальность довольно сложно. Узники пещеры - это мы. Тени на стене представляют собой образы знакомых нам вещей. Солнце символизирует верховную идею Блага, поэтому так сложно смотреть на него, хотя оно дает жизнь и делает все остальное видимым. Миф повествует о том, что если мы чужды философии, то мы видим только тени, видимость предметов.  
Платон разработал еще один способ понимания идеального мира - через интуицию. Он пишет, что все мы родились с врожденным пониманием идеального мира, но забываем это знание. Платон вводит понятие "анамнезис"- воспоминание идеального мира, который мы знали до рождения. Анамнезис объясняет то, почему мы знаем некоторые вещи, хотя никогда не сталкивались с ними на опыте. Анамнезис указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Известен случай, когда Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию. 
Учение Платона об идеях - "идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный идеализм, так как, по Платону, "идея" существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных чувственных

   16

   предметов, существует как общее для всех этих предметов." Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. 
Таким образом, Платон отделил созерцаемое чувствами от созерцаемого 
умом, перенес «умопостигаемые» предметы в какую-то «занебесную», по его 
собственному выражению, область. В результате этого термин «идея», 
который первоначально обозначал лишь созерцаемую умом форму или причину 
чувственных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное и даже 
сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм, или идей, стала 
учением философского идеализма.  
 
Ход мыслей Платона был таков. По отношению к чувственным вещем их идеи – одновременно и их причины и образцы, по которым эти вещи были созданы, и цели, к которым стремятся существа чувственного мира, и, наконец, понятия об общей основе вещей каждого класса, или разряда. Только идеи, по Платону, составляют истинное бытие. 
Однако, по мнению Платона, для объяснения наблюдаемых явлений и 
воспринимаемых вещей недостаточно предположить существование одних лишь видов, или идей. Ведь чувственные вещи преходящи, изменчивы, лишены истинного существования. Их качества должны быть обусловлены уже не только бытием, но и каким-то небытием. Это небытие Платон отождествляет с материей. Благодаря существованию материи возникает множество 
чувственных вещей. Материя, которую Платон уподобляет «матери», 
принимает в свое лоно идею и превращает единство и целостность каждого 
постигаемого умом вида во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве. При этом для Платона идеи первее материи; 
понятием небытия уже предполагается – как его условие – бытие; небытие 
                                                                                               17

   тоже  есть бытие, только бытие иное по отношению к данному.  
По воззрению, изложенному в «Федре», местопребывание идей – «занебесную область» - «…занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – разуму…».  
Только несовершенство нашего способа мышления, как думает Платон, 
внушает нам представление, будто идеи пребывают в каком-то пространстве 
– наподобие того, как чувственные вещи представляются нам обособленными друг от друга и находящимися в пространстве. Такой взгляд на 
пространственную локализацию идей – иллюзия, а источник иллюзии – 
материя, под которой Платон понимает едва вероятный, постигаемый 
каким-то «незаконным» рассуждением род пространства, или причину 
обособления, отдаления друг от друга единичных вещей чувственного мира. 
Взирая на этот род пространства, мы впадаем в иллюзию: мы «точно грезим 
и полагаем, будто все существующее должно неизбежно находиться в 
каком-нибудь месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не 
находится ни на земле, ни на небе, то будто не существует». 
Но это взгляд, по мнению Платона, ошибочен. Именно вследствие этого 
ошибочного взгляда мы «и по пробуждении не можем определенно выражать 
правду, отличая все эти и сродные им представления от негрезящей, 
действительно существующей природы».  
Таким образом, только в несобственном, и притом в чрезвычайно неточном, 
смысле к идеям Платона могут быть прилагаемы определения пространства, 
времени и числа. В строгом значении платоновские идеи совершенно 
запредельны, не выразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в 
каких категориях числа, пространства и времени.  
Учение это очевидно идеализм, так как в нем истинной сущностью 
чувственных вещей объявляются причины, лишенные чувственных свойств, 
неподвластные чувственным условиям, постигаемые только умом, - словом, 
                                                                                             18

Информация о работе Платон и его учение об идеях