Платон и его учение об идеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:46, контрольная работа

Описание

Жизнь и творчество Платона. Рассуждение о учении об идеях.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Платон.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

   идеальные. Вместе с тем это не субъективный, а объективный идеализм. 
Идеи Платона прежде всего бытие, а не понятия нашего ума, и существуют 
они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания.
 

   3.3. Теория познания  Платона

    
Учение Платона  многосторонне, сложно и противоречиво. Это – целый спектр различных точек зрения и их оттенков. Среди них объективный идеализм – воззрение преобладающее, но не единственное. В идеалистическую основу системы взглядов Платона вторгается дуализм, учение о двух мирах. Платон разделял человеческое существо на тело и душу, имеющих разную природу. 
Тело - темница души, оно смертно и неразумно, душа человеческая есть 
бессмертная сущность небесного происхождения, вселившаяся в телесную 
оболочку. Этот ярко идеалистический и даже мистический взгляд на природу души Платон запечатлел в двух диалогах – в «Федре» и в «Федоне». В 
первом из них в форме мифа рисуется потусторонне происхождение души, ее 
«крылатая» природа, борьба разумного начала души и управляемых этим 
началом чувств с низменными началами, вселение падших душ в телесную 
форму, падение их на Землю, обреченность их на искупительные 
перевоплощения. В «Федоне» излагаются доводы, посредством которых Сократ пытается доказать бессмертную природу души.  
С мифом о природе души у Платона связано и его понимание знания. Даже 
под бременем тела на Земле, вдали от занебесной области, душа хранит 
истинное знание. Это – воспоминание о нечувственном бытии, которое она 
созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело и обладает 
им независимо от всяких актов восприятия. Этот мотив характерен для 
теории познания Платона, по которой всякое знание, выражающееся в 
понятиях, есть воспоминание.  
                                                             
19

   Для психологического объяснения этой доктрины Платон пользуется законом ассоциации по сходству. Познающее сознание, получая восприятия, 
припоминает некоторое понятие, сходное с ними, служащее их прототипом. 
Для этого необходимо, чтобы такое первообразное понятие существовало в 
душе, еще до напомнивших о нем восприятий, хотя бы как несознаваемое. 
Подобное скрытое существование возможно только в силу того, что идея 
была познана душой прежде, чем для души, благодаря ее слиянию с телом, 
сделались возможными восприятия, и что теперь, на основании данного 
закона, по поводу восприятий в сознании воспроизводится сходная с ними 
идея.  
Это учение Платон развивает в «Федоне», используя идею сходства. Когда 
вещи называют «сходными», то они в действительности никогда не бывают 
совершенно сходны; для того, чтобы их назвать сходными, следовало раньше 
различать их каким-либо образом, т.е. находить несходными. Если же к ним 
все-таки применяется понятие сходства, то это понятие мы получаем не из 
них, а должны были принести с собой в мир, т.е. должны были обладать им 
раньше и с самого начала. Относительно же сходные вещи только 
«напоминают» нам абсолютную идею сходства. 
Всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как 
первоначальное, до всякого восприятия приобретенное достояние души, оно 
возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней 
восприятиями.  
 
3.4. Телеологический порядок в мире идей Платона: идея блага

    
Область идей представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде: на 
вершине пирамиды, превыше истины и знания, по силе и достоинству - выше 
пределов сущности – пребывает идея блага. Ум, возвышающийся в познании 
до идей, едва ли может только коснуться ее. Идея блага по своей природе 
                                                             
20

   выходит за пределы одного лишь познания; он сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от нее сущность. Она есть источник всякого бытия и всякого знания.  
Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер 
телеологического учения, т.е. учения о целесообразной направленности 
всех явлений и процессов мира. Благо является не только верховной 
причиной бытия, но и целью. Идея блага, или добра, не имеет никакого 
другого содержания. Если начинать исследование (как это было сделано в 
«Филебе») с разбора волевой стороны человеческой жизни, то эта идея 
окажется жизненной целью; но все, что при этом можно обозначить как ее 
содержание, есть лишь какое-нибудь определенное, частное благо, 
существующее наряду с другими благами. Понятие самого добра сводится, 
таким образом, к понятию абсолютной цели, т.е. по существу, является 
формальным определением. 
Только в такой общей форме можно рассматривать идею добра как силу, 
определяющую мир возникновения. Это – понятие мировой цели, которая 
мыслится как причина всего совершающегося. Содержание «добра» здесь уже не может быть определено, т.к. это не какая-нибудь частная цель, а 
единая и всеохватывающая совокупность всех целей. 
Платон так сильно подчеркивает это отношение, что у него весь мир идей 
сливается в идее добра. Таким образом, последняя становится единством, 
которое приравнивается всей «сущности» и потому может быть просто 
обозначено как «причина». Мировая цель мыслится как система целей, 
образующих в отдельности частные идеи, и в качестве такой общей 
совокупности «сущность» есть причина возникновения. 
Платон обозначил добро как единое, или как единицу, из которой возникает 
сначала высшая множественность идей, а затем – низшая множественность 
чувственных вещей.

                                                                                        21 
 
 

   Заключение 

   Платон  – основатель одного из основных течений в философии – объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа платоновского идеализма – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании – это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не связанной с чувственными вожделениями.

   Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.

   Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая диалектика.

   Ученик  Платона – Аристотель – ввел другую методологическую программу – опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рас-

   22

   суждения. Она и сейчас определяет лицо научного познания. Чем же может быть важен Платон сегодня? В последнее время происходит некоторая переоценка роли науки. Значение науки для развития цивилизации бесспорно. Но всегда ли она развивается в правильном русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения в святая святых – воспроизводство человека. Она постоянно работает над усовершенствованием и производством все более и более разрушительного оружия. Технические и материальные достижения западной цивилизации огромны, но на их фоне отступают и забываются такие понятия, как духовность, нравственность. В наше время очень важно обращение к более духовным областям знания, возвращение к более нравственному и идеальному. Здесь свою роль может сыграть и Платон.

   В нашей  стране важно влияние Платона  именно как мастера диалогического искусства. Изучение теории и практики античного диалога, оказавшего огромное влияние на мировое диалоговое и риторическое искусство, может помочь делу возрождения в нашу пору культуры античного диалектического мышления, выработке необходимых навыков творческого, в противоположность догматическому, мышления. Опыт древних греков сегодня актуален и необходим, ибо мы по существу стоим перед теми же проблемами, в которых по-своему пытались разобраться граждане древнегреческих полисов. 
 
 
 
 
 

   23

   Литература

    
1. Платон "Федон, Пир, Федр, Парменид." - М.: Изд-во "Мысль", 1999 
( произведения"Федр" и "Пир") 
 
2. Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. - К.:Зовнiшторгвидав Украiни,

1993 - 176 с. 
3. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона - М.: Мысль, 1988.

4. Асмус В.Ф.Античная  философия М., 1976. 
 
5. Антология мировой философии Т 1. Изд. "Мысль", 1968. 
 
6. Богомолов А.С. Античная философия - М: Изд-во Мысль- 368с. 
 
7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 1993 
 
8. Рассел Б. Мудрость Запада: Пер. с англ.-М.:1998.- 479с 
 
9. Нерсесянц В. С. Платон. - М.: Мысль, 1984  
 
10. Лосев А.Ф Платон. Федон. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999 
 
1 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона - М.: Мысль, 1988.( 5с. ) 
 
2 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона ( 6с. ) 
 
3 Нерсесянц В. С. Платон. - М.: Мысль, 1984 ( 10с) 
 
4 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона ( 13 с.) 
 
5 Лосев А.Ф. Там же 
 
6 Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. - К.:Зовнiшторгвидав Украiни, 1993 - 176 с.(20с.) 
 
7 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона( 24 с.) 
 
8 Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. (27с.) 
 
9 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 1993.(44 с.) 
 
10 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона ( 51с .) 
 
11 Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН.(42с.) 
 
12 Асмус В.Ф. Античная философия (210с.) 
 
13 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона(46 с.) 
 
14 Асмус В.Ф.Античная философия М., 1976. [Платон "Тимей", 29 Е] (190с.)  
 
15 Там же.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  :

Введение ………………………………………………………………

I   Жизнь Платона……………………………………………………..

    1. Биография……………………………………………………….
    2. Встреча с Сократом…………………………………………….
    3. Академия………………………………………………………..
    4. Творчество……………………………………………………….

II Учение об идеях……………………………………………………..

  2.1 Мотивы  и предпосылки возникновения  учения об идеях……..

  2.2 Мир «идей» и мир «вещей»………………………………………

2.3. Теория познания  Платона……………………………………….

2.4. Теологический порядок в мире идей Платона: идея блага……

Заключение……………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………..

    
 

Информация о работе Платон и его учение об идеях