Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:46, контрольная работа
Жизнь и творчество Платона. Рассуждение о учении об идеях.
идеальные.
Вместе с тем это не субъективный,
а объективный идеализм.
Идеи Платона прежде всего бытие, а не
понятия нашего ума, и существуют
они сами по себе, независимо от субъекта,
от его сознания и познания.
3.3. Теория познания Платона
Учение Платона многосторонне, сложно
и противоречиво. Это – целый спектр различных
точек зрения и их оттенков. Среди них
объективный идеализм – воззрение преобладающее,
но не единственное. В идеалистическую
основу системы взглядов Платона вторгается
дуализм, учение о двух мирах. Платон разделял
человеческое существо на тело и душу,
имеющих разную природу.
Тело - темница души, оно смертно и неразумно,
душа человеческая есть
бессмертная сущность небесного происхождения,
вселившаяся в телесную
оболочку. Этот ярко идеалистический и
даже мистический взгляд на природу души
Платон запечатлел в двух диалогах – в
«Федре» и в «Федоне». В
первом из них в форме мифа рисуется потусторонне
происхождение души, ее
«крылатая» природа, борьба разумного
начала души и управляемых этим
началом чувств с низменными началами,
вселение падших душ в телесную
форму, падение их на Землю, обреченность
их на искупительные
перевоплощения. В «Федоне» излагаются
доводы, посредством которых Сократ пытается
доказать бессмертную природу души.
С мифом о природе души у Платона связано
и его понимание знания. Даже
под бременем тела на Земле, вдали от занебесной
области, душа хранит
истинное знание. Это – воспоминание о
нечувственном бытии, которое она
созерцала до вселения на Землю и до своего
заключения в тело и обладает
им независимо от всяких актов восприятия.
Этот мотив характерен для
теории познания Платона, по которой всякое
знание, выражающееся в
понятиях, есть воспоминание.
Для психологического
объяснения этой доктрины Платон пользуется
законом ассоциации по сходству. Познающее
сознание, получая восприятия,
припоминает некоторое понятие, сходное
с ними, служащее их прототипом.
Для этого необходимо, чтобы такое первообразное
понятие существовало в
душе, еще до напомнивших о нем восприятий,
хотя бы как несознаваемое.
Подобное скрытое существование возможно
только в силу того, что идея
была познана душой прежде, чем для души,
благодаря ее слиянию с телом,
сделались возможными восприятия, и что
теперь, на основании данного
закона, по поводу восприятий в сознании
воспроизводится сходная с ними
идея.
Это учение Платон развивает в «Федоне»,
используя идею сходства. Когда
вещи называют «сходными», то они в действительности
никогда не бывают
совершенно сходны; для того, чтобы их
назвать сходными, следовало раньше
различать их каким-либо образом, т.е. находить
несходными. Если же к ним
все-таки применяется понятие сходства,
то это понятие мы получаем не из
них, а должны были принести с собой в мир,
т.е. должны были обладать им
раньше и с самого начала. Относительно
же сходные вещи только
«напоминают» нам абсолютную идею сходства.
Всякое знание, выражаемое в понятиях,
есть воспоминание; как
первоначальное, до всякого восприятия
приобретенное достояние души, оно
возвращается в сознание, как только идея
вызвана сходными с ней
восприятиями.
3.4. Телеологический
порядок в мире идей
Платона: идея блага
Область идей представляет, по Платону,
систему, подобную пирамиде: на
вершине пирамиды, превыше истины и знания,
по силе и достоинству - выше
пределов сущности – пребывает идея блага.
Ум, возвышающийся в познании
до идей, едва ли может только коснуться
ее. Идея блага по своей природе
выходит
за пределы одного лишь познания; он
сообщает предметам не только способность
быть познаваемыми, но и способность существовать
и получать от нее сущность. Она есть источник
всякого бытия и всякого знания.
Учение об идее блага сообщает учению
Платона о бытии и о мире характер
телеологического учения, т.е. учения о
целесообразной направленности
всех явлений и процессов мира. Благо является
не только верховной
причиной бытия, но и целью. Идея блага,
или добра, не имеет никакого
другого содержания. Если начинать исследование
(как это было сделано в
«Филебе») с разбора волевой стороны человеческой
жизни, то эта идея
окажется жизненной целью; но все, что
при этом можно обозначить как ее
содержание, есть лишь какое-нибудь определенное,
частное благо,
существующее наряду с другими благами.
Понятие самого добра сводится,
таким образом, к понятию абсолютной цели,
т.е. по существу, является
формальным определением.
Только в такой общей форме можно рассматривать
идею добра как силу,
определяющую мир возникновения. Это –
понятие мировой цели, которая
мыслится как причина всего совершающегося.
Содержание «добра» здесь уже не может
быть определено, т.к. это не какая-нибудь
частная цель, а
единая и всеохватывающая совокупность
всех целей.
Платон так сильно подчеркивает это отношение,
что у него весь мир идей
сливается в идее добра. Таким образом,
последняя становится единством,
которое приравнивается всей «сущности»
и потому может быть просто
обозначено как «причина». Мировая цель
мыслится как система целей,
образующих в отдельности частные идеи,
и в качестве такой общей
совокупности «сущность» есть причина
возникновения.
Платон обозначил добро как единое, или
как единицу, из которой возникает
сначала высшая множественность идей,
а затем – низшая множественность
чувственных вещей.
Заключение
Платон – основатель одного из основных течений в философии – объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа платоновского идеализма – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону, менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании – это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не связанной с чувственными вожделениями.
Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия кладет идеальные сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие, отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего блаженства каждой человеческой души.
Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его идеалистическая диалектика.
Ученик Платона – Аристотель – ввел другую методологическую программу – опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рас-
22
суждения. Она и сейчас определяет лицо научного познания. Чем же может быть важен Платон сегодня? В последнее время происходит некоторая переоценка роли науки. Значение науки для развития цивилизации бесспорно. Но всегда ли она развивается в правильном русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения в святая святых – воспроизводство человека. Она постоянно работает над усовершенствованием и производством все более и более разрушительного оружия. Технические и материальные достижения западной цивилизации огромны, но на их фоне отступают и забываются такие понятия, как духовность, нравственность. В наше время очень важно обращение к более духовным областям знания, возвращение к более нравственному и идеальному. Здесь свою роль может сыграть и Платон.
В нашей
стране важно влияние Платона
именно как мастера диалогического
искусства. Изучение теории и практики
античного диалога, оказавшего огромное
влияние на мировое диалоговое и риторическое
искусство, может помочь делу возрождения
в нашу пору культуры античного диалектического
мышления, выработке необходимых навыков
творческого, в противоположность догматическому,
мышления. Опыт древних греков сегодня
актуален и необходим, ибо мы по существу
стоим перед теми же проблемами, в которых
по-своему пытались разобраться граждане
древнегреческих полисов.
23
Литература
1. Платон "Федон, Пир, Федр, Парменид."
- М.: Изд-во "Мысль", 1999
( произведения"Федр" и "Пир")
2. Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. - К.:Зовнiшторгвидав
Украiни,
1993 - 176 с.
3. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь
Платона - М.: Мысль, 1988.
4. Асмус В.Ф.Античная
философия М., 1976.
5. Антология мировой философии Т 1. Изд.
"Мысль", 1968.
6. Богомолов А.С. Античная философия - М:
Изд-во Мысль- 368с.
7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.
- М.: Молодая гвардия, 1993
8. Рассел Б. Мудрость Запада: Пер. с англ.-М.:1998.-
479с
9. Нерсесянц В. С. Платон. - М.: Мысль, 1984
10. Лосев А.Ф Платон. Федон. Полн. собр. соч.
в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999
1 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь
Платона - М.: Мысль, 1988.( 5с. )
2 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь
Платона ( 6с. )
3 Нерсесянц В. С. Платон. - М.: Мысль, 1984 (
10с)
4 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь
Платона ( 13 с.)
5 Лосев А.Ф. Там же
6 Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. - К.:Зовнiшторгвидав
Украiни, 1993 - 176 с.(20с.)
7 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь
Платона( 24 с.)
8 Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. (27с.)
9 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.
- М.: Молодая гвардия, 1993.(44 с.)
10 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь
Платона ( 51с .)
11 Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН.(42с.)
12 Асмус В.Ф. Античная философия (210с.)
13 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь
Платона(46 с.)
14 Асмус В.Ф.Античная философия М., 1976. [Платон
"Тимей", 29 Е] (190с.)
15 Там же.
Содержание :
Введение ………………………………………………………………
I Жизнь Платона……………………………………………………..
II Учение об идеях……………………………………………………..
2.1 Мотивы и предпосылки возникновения учения об идеях……..
2.2 Мир «идей» и мир «вещей»………………………………………
2.3. Теория познания Платона……………………………………….
2.4. Теологический порядок в мире идей Платона: идея блага……
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………