Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:53, реферат
Протополитика носила отчетливо выраженный политический характер. Это была практическая наука, стремящаяся воздействовать на человеческую жизнь, осветить путь человеческой практике — больше всего ее интересовали цели и смысл человеческого бытия и человеческой деятельности. Поэтому главным предметом ее исследования являлось государство как идеальный образец человеческого объединения, а в центре ее внимания всегда оставалась идея всеобщего блага.
Цель реферата — раскрыть происхождение и понятие государства по мнению Платона.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Происхождение и сущность государства по мнению Платона...........6
Глава 2.Типы государств по Платону.................................................................11
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................
Московский гуманитарно-
Тверской филиал
РЕФЕРАТ
Студентки 5-ого курса юридического факультета
группы № Ю-562 специальность –«Юриспруденция»
Доскоч Натальи Андреевны
учебная дисциплина
Философия права
Тема: «Платон о сущности и происхождении государства»
Дата: «_______»___________2013г.
Оценка: «____________________»
Тверь 2013г.
Содержание
Введение......................
Глава 1. Происхождение и сущность государства по мнению Платона...........6
Глава 2.Типы государств по Платону.......................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
История политической мысли уходит
в глубокую древность, поскольку
политические идеи рождаются вместе
с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный
характер, но уже с II и I тысячелетий до
нашей эры дошли до нас крупные памятники
законотворчества и философско-правовые
учения. Древний Египет и Междуречье, Индия
и Китай оставили нам великие памятники
человеческой мысли, такие как Законы
Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также
целые философские системы (конфуцианство,
зороастризм). Однако современная политическая
наука развивается на основе эволюции
западной политической мысли, начало которой
было положено в эпоху античности.
Государство - одно из самых
совершенных, сложных и созданий
человеческой цивилизации. Большая
часть известной из истории народов
- это картина, повествующая о формировании,
столкновениях и гибели государственных
образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди
не щадили ни себе подобных, ни самих себя.
С первых и до последних дней своей жизни
человек в большей или меньшей степени
зависит от государства, призванного защищать
его права и безопасность, но взамен требующего
от него соблюдения многочисленных, подчас
весьма обременительных норм и правил.
Возникший еще в античных государствах,
исполненный трагизма конфликт между
стремящейся к свободе человеческой личностью
и жестокими ограничениями, налагаемыми
на нее государством и обществом, не разрешен
и по сей день.
На протяжении веков
менялись представления людей о
государстве, его роли и функциях,
о наилучших формах политического
устройства. Мыслители античности рассматривали
возникновение государства как
естественный процесс развития и усложнения форм общежития
людей.
Размышления философа Платона можно рассматривать
как теоретические предшествования современной
политической науки. На определенных стадиях
развития общества проблемы власти и управления
приобретали такую важность, что усилия
лучших умов того времени концентрировались
на рассмотрении человека, помещаемого
в фокус политики.
Платон был первооткрывателем
в сфере философского освещения
обширного комплекса политико-
В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.
Изучению жизни, творчества
и учения Платона о государстве
и праве посвящено большое
количество литературы; начало было положено
в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение
его в истории столь велико, что исследованию
и изучению Платона посвящаются научные
работы и по сей день.
Протополитика носила отчетливо выраженный
политический характер. Это была практическая
наука, стремящаяся воздействовать на
человеческую жизнь, осветить путь человеческой
практике — больше всего ее интересовали
цели и смысл человеческого бытия и человеческой
деятельности. Поэтому главным предметом
ее исследования являлось государство
как идеальный образец человеческого
объединения, а в центре ее внимания всегда
оставалась идея всеобщего блага.
Цель реферата — раскрыть
происхождение и понятие
Глава 1. Происхождение и сущность государства по мнению Платона
Ряд авторов считают, что “причиной
возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает
наличие у людей врожденных социальных
потребностей, которые каждый отдельный
индивид не может удовлетворить собственными
усилиями и поэтому нуждается в помощи
со стороны других индивидов”. Таким образом,
каждый человек привлекает то одного,
то другого для удовлетворения той или
иной потребности. Испытывая нужду во
многом, многие люди собираются воедино,
чтобы обитать сообща и оказывать друг
другу помощь: такое совместное поселение
и получает у нас название государства.
Помимо этого, государство
создается для того, чтобы обеспечить
его членам благополучие и безопасность.
”Разнообразию человеческих потребностей
в государстве должна соответствовать
специализация труда, ибо только
на её основе можно обеспечить высокое
качество и производительность”. К.Маркс указывал,
что “в республике Платона разделение
труда является основным принципом строения
государства, она представляет собою лишь
афинскую идеализацию египетского кастового
строя”. Целые сословия людей осуществляют
в государстве жизненно необходимые для
общества функции; “этому способствуют
навыки ремесла, изощренные профессиональным
обучением и опытом, умноженные наследственной
передачей, усвоением их с детства в собственной
семье и ближайшей среде”. Поэтому город
должен состоять из землевладельцев, ремесленников,
купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров,
поваров, учителей, врачей, и т.д. Платон
уверен, что лучше работает тот, кто владеет
одним делом, к которому более способен,
и занимается только им. “Поэтому можно
делать все в большом количестве, лучше
и легче, если выполнять одну какую-нибудь
работу соответственно своим природным
задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь
на другие работы”. Все способности человека
принадлежат государству, которое вольно
распоряжается ими по своему усмотрению.
По убеждению Платона, государство должно
также выполнять и нравственные функции
– “воспитывать граждан в верности установленным
порядкам и религии отцов”. В диалоге
“Государство” Платон рассматривает
идеальный государственный строй по аналогии
с человеческой душой. Трем началам человеческой
души – разумному, яростному и вожделеющему
- аналогичны три основных начала государства
(так как между государством и человеком
существует взаимное подобие) – совещательное,
защитное и деловое. Последним же соответствуют
три сословия – правителей-философов,
воинов (стражей) и производителей (ремесленников
и землевладельцев). Сословное деление
общества Платон объявляет условием прочности
государства. Самовольный переход из низшего
сословия в высшие является величайшим
преступлением, ибо каждый человек должен
заниматься тем делом, которому он предназначен
от природы: “Заниматься своим делом и
не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.
Так как вышеуказанные сословия вполне
соответствуют трём сторонам человеческой
души, то и добродетели, свойственные последним,
переносятся у Платона равным образом
на первые. Так, мудрость, есть добродетель
правителей; мужество свойственно более
всего сословию воинов, ограждающих общественную
безопасность и благоденствие; рассудительность
усматривается в подчинении народной
толпы воле правителей и во взаимном согласии
граждан; а справедливость – в том, что
не только согласны между собой граждане,
но и целые сословия их строго исполняют
свои обязанности и, таким образом, каждое
из них всё более утверждается в свойственной
себе добродетели.
Для обоснования вводимой иерархии сословий Платон большое значение придавал распространению среди населения идеального государства “благородного вымысла” о том, что хотя все они – братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников – серебра, а в землевладельцев и ремесленников – железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое и т.д., возможны переходы членов одного сословия в другое. Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж. По мнению В.С.Нерсесянц, вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства.
В «Государстве» Платона коммунизм распространяется только на два высших класса. Коммунистические идеи Платона в «Государстве» критиковал Аристотель, аргументируя это тем, что «общение имуществ может вести лишь к беспрерывным ссорам, вследствие неравного распределения пользования и труда».
«Уничтожение всей частной жизни, всех личных интересов, конечно, лишает человека многих удовольствий; но хорошо воспитанные воины, говорит Платон, находят свое счастье не в материальных наслаждениях, а в исполнении своего назначения». Уничтожив частную собственность, Платон упраздняет и семью, чтобы всецело заменить и семейные интересы общегосударственными. Только при условии общности жен и детей достигается совершенное единство граждан, единство интересов. Тяжбы и взаимные обвинения разве не исчезнут у них, попросту говоря, потому, что у них не будет никакой собственности, кроме своего тела? Все остальное у них общее. Поэтому они не будут склонны к распрям, которые так часто возникают у людей из-за имущества или по поводу детей и родственников2.
Свобода личности подавляется
государством: государство стоит
над гражданином и то, что хорошо
для государства, то хорошо и для гражданина.
Общество делится на три сословия: правителей-философов,
стражей-воинов и земледельцев, ремесленников.
Первые два сословия являются высшими,
последние — низшим.
Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.
Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.
Членам третьего сословия
разрешается иметь частную
Платон предупреждает об опасности излишней
свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная
свобода, по-видимому, и для отдельного
человека, и для государства обращается
не во что иное, как в чрезмерное рабство».
Но также вредна и другая крайность —
чрезмерное подчинение кому-нибудь или
чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода,
преступающая границы, есть величайшее
зло, в надлежащей же мере — это величайшее
благо». Эти мысли Платона в последующие
века повторялись много раз, варьируясь
на разные лады и актуальны сейчас.
Устройство совершенного государства
в «Государстве» Платона возможно в виде
монархии или аристократии. К отрицательному
типу общественного устройства Платон
относит тимократию, олигархию, демократию
и тиранию, в порядке их порчи и очередности
перехода от одного к другому3.
По Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства он усматривает прямое соответсвии. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.
Глава 2. Типы государств по Платону.
Тимократия - власть честолюбцев,
по мнению Платона, еще сохранила черты
"совершенного" строя. Она появляется,
когда появляется частная собственность
на землю и дома, происходит превращение
свободных в рабов. Это ведет к вырождению
идеальной аристократии и возникновении
тимократии. «Там побоятся ставить мудрых
людей на государственные должности, потому
что там уже нет подобного рода простосердечных
и прямых людей…, там будут склоняться
на сторону тех, что яростны духом, а также
и тех, что попроще – скорее рожденных
для войны, чем для мира, там будут в чести
военные уловки и ухищрения, ведь это государство
будет вечно воевать». В государстве такого
типа правители и воины были свободны
от земледельческих и ремесленных работ.
Большое внимание уделяется спортивным
упражнениям.
Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии4. Олигархия – «строй, основывающийся на имущественном цензе». В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое – богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.
Демократия. «Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.
Информация о работе Платон о сущности и происхождении государства