Плюрализм философских учений и варианты их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:20, реферат

Описание

Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: “... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего”. Фихте отметил другое: «Какую фи-лософию ты выбираешь, зависит от того, что ты за человек».

Содержание

Плюрализм философских учений и варианты их классификации….…4
Категории и принципы диалектики………………………………….…10
Эмпирический уровень научного познания…………………………….21
Многообразие подходов к изучению общества……………………..….27
Личность и самосознание..…………………………………………….…29
Тест ………………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 59.83 Кб (Скачать документ)

И, наконец, существует очень  небольшое количество философов, которых  трудно отнести к какому-то одному типу, направлению. Это так называемые чистые философы, философы-систематики, создатели всеобъемлющих философских систем. Я говорил о них в предыдущем разделе. Эти философы по-хорошему всеядны, их взгляды-интересы, симпатии-антипатии достаточно сбалансированы и именно они в наибольшей степени заслуживают звания философов, т. е. людей, стремящихся к мудрости, мудрецов.

  1. Категории и принципы диалектики

 ДИАЛЕКТИКА (греч.  — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «Диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл Диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину Диалектика дурной оттенок, называя Диалектика - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное мегарцы Диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «Диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл Диалектика особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин Диалектика употреблялся в значении «логика», а иногда под Диалектика подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой  называется логика видимости, которая  не приводит к истине. Когда общая  логика из канона превращается в органон  для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится Диалектика

По Гегелю, Диалектика— своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Диалектика у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Диалектика раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Открытые Гегелем и  мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и  Ф.Энгельсом из социальной и природной  действительности. Было доказано, что  «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые  и в истории господствуют над  кажущейся случайностью событий.

В марксистской философии термин Диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

Диалектические  принципы:

  • Конкретность истины:

Конкретность истины или  же отрицание существования абстрактности  И. означает, что истина связана определенными  условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем  познании объекта  с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков  явления.

  • Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного:

      Диалектика  абстрактного и конкретного –  это типичный случай диалектического  единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет  собой лишь исчезающий момент  в процессе отражения конкретной  действительности в ее общей  связи и развитии, т.е. в процессе  достижения конкретной истины. Абстрактное  рассмотрение предмета выступает  здесь как ступень, как момент  конкретного рассмотрения. Абстракция  тем самым толкуется не как  цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного  к конкретному.

      Принципы  развития объективного мира должны  рассматриваться в том их виде,  в котором они протекали в  действительности.  Любой предмет,  любое явление могут быть поняты  и правильно оценены только  при условии рассмотрения их  в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях  с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения  исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Практика как критерий истины и практического определителя  связи предмета с тем, что нужно человеку:

Критерий Истины не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку Истина предполагает определенное познавательное  отношение субъекта к объекту и в этом смысле «истина относится не только к субъекту, а также к объекту» постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

Основные диалектические закономерности и категории:

Сущность  и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к по­нятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление  — универсальные объективные  характеристики предметного мира; в  процессе познания они выступают  как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления  всегда неразрывно связаны: явление  представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство Сущность и явление не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...”

Явление богаче сущности, ибо  оно включает в себя не только обнаружение  внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные  отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в  то время как сущность образует нечто  сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению  к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...”Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”

Содержание  и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, тем образом с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении Содержание и форма содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие Содержание и форма в конечном счёте разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

Развивая анализ особенностей развития как борьбы Содержание и форма , составными моментами которой являются взаимопереход Содержания и формы и “наполнение” старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что “...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием”. Разрешение противоречий между Содержанием и формой может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...”

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения Содержания и формы рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.

Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность – отражение  в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности  в действительность, при котором  в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных  возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется  только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к  ней.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью  ими детерминирована  в данном отношении, характеризуется строгой  однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь  же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в  результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых  причин или одновременного воздействия  комплекса сложных причин, характеризуется  неоднозначностью, неопределенностью  своего  протекания. Один и тот  же комплекс причин может обусловливать  необходимые процессы на одном структурном  уровне материи, в одной системе  связей и одновременно вызывать случайности  на др. уровне или в др. системе  связей.

Причина и  следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или  меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

Диалектика признаёт отправным  пунктом анализа понятия причины  самодвижение материи, которое выступает  как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов  природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого «... мы приходим к действительному отношению».

Информация о работе Плюрализм философских учений и варианты их классификации