Плюрализм философских учений и варианты их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:20, реферат

Описание

Многообразие философских учений и направлений — от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он писал: “... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и, овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего”. Фихте отметил другое: «Какую фи-лософию ты выбираешь, зависит от того, что ты за человек».

Содержание

Плюрализм философских учений и варианты их классификации….…4
Категории и принципы диалектики………………………………….…10
Эмпирический уровень научного познания…………………………….21
Многообразие подходов к изучению общества……………………..….27
Личность и самосознание..…………………………………………….…29
Тест ………………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 59.83 Кб (Скачать документ)

Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или  различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объек¬та), т.е. их тождество и различия, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть — выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или  эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

Важнейшим моментом эксперимента являются измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью  нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. При измерении сопоставляются качественно одинаковые характеристики. Здесь мы сталкиваемся с вполне типичной для научных исследований ситуацией. Сам процесс измерения, несомненно, является экспериментальной операцией. Но вот установление качественной одинаковости сопоставляемых в процессе измерения характеристик относится уже к теоретическому уровню познания. Чтобы выбрать эталон единицы величины, необходимо знать, какие явления эквивалентны друг другу; при этом предпочтение будет отдано тому эталону, который применим к максимальному числу процессов. Длину измеряли локтями, ступнями, шагами, деревянным метром, платиновым метром, а теперь ориентируются на длины электромагнитных волн в вакууме. Время измеряли по движению звезд, Земли, Луны, пульсом, маятниками. Теперь время измеряют в соответствии с принятым эталоном секунды. Одна секунда равна 9192 631 770 периодам излучения соответствующего перехода между двумя определенными уровнями сверхтонкой структуры основного состояния атома цезия. Как в случае с измерением длины, так и в случае измерения физического времени эталонами измерения избрали электромагнитные колебания. Такой выбор объясняется содержанием теории, а именно квантовой электродинамики. Как видим, измерение теоретически нагружено. Измерение может быть эффективно осуществлено лишь после выявления смысла того, что измеряется и каким образом.

Обобщим изложенное выше. Измерение  А и В предполагает: а) установление качественной тождественности А  и Б; б) введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, балл); в) взаимодействие А и В с прибором, который обладает той же качественной характеристикой, что А и В; г) считывание показаний прибора. Приведенные правила измерения используются при изуче¬нии физических, биологических и социальных процессов. В случае физических процессов измерительный прибор часто является вполне определенным техническим устройством. Таковы термометры, вольтметры, кварцевые часы. В случае биологических и социальных процессов дело обстоит сложнее — в соответствии с их системно-символической природой. Ее над физический смысл означает, что и прибор должен обладать этим смыслом. Но технические устройства обладают лишь физической, а не системно-символической природой. Раз так, то они не годятся для непосредственного измерения биологических и социальных характеристик. Но последние поддаются измерению, и их действительно измеряют. Наряду с уже приведенными примерами весьма показателен в этой связи товарно-денежный рыночный механизм, посредством которого измеряют стоимость товаров. Нет такого технического устройства, которое бы измеряло стоимость товаров непосредственно, но опосредованным путем, с учетом всей деятельности покупателей и продавцов, это удается сделать.

 

 

 

 

4. Основные подходы к изучению общества

Основные подходы к  изучению общества. В процессе развития научных знаний сложилось несколько  основных подходов к исследованию и  объяснению общества. Первый подход —  натуралистический. Он связан с развитием  естествознания в XVII—XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В XVIII в. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье (1689—1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался русский историк Л. Н. Гумилёв (1912—1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Культурно-исторический подход к изучению общества характерен для  конца XIX — начала XX в. Его становление  связано с развитием таких  наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь  рассматривается как область  влияния моральных, эстетических и  других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был  русский учёный Н. Я. Данилевский (1822—1885).

Особое значение имеет  вопрос о целостности общества. Некоторые  мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму  живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии  Нового времени. Так считали, например, английские философы XVII в. Т. Гоббс и  Дж. Локк. Другие же учёные рассматривали  общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к  сумме индивидов. Эта точка зрения более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил ещё один сложный вопрос: в чём состоит это единство людей, на чём базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ XIX в. Г. Гегель и др.), отвечая  на данный вопрос, искали основание  целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать  идеалистическим. История здесь  часто рассматривается как процесс  движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) полагали, что её основой выступает  деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой  деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования  в общественной жизни идейных  или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь  людей определяет их сознание.

Материалистический и  идеалистический подходы к пониманию  основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку  в нашей жизни действительно  есть как материальные, так и духовные стороны, побудительные причины  деятельности, и они тесно связаны  между собой.

 

 

 

 

 

 

 

5. Личность и самосознание.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы  человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

История развития взглядов на личность

В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего  Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и  «лицо» (до них понятие «лицо» в  богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или  юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия  «личность», неизвестного ранее в  античном мире.

В средневековой философии  личность понималась как сущность Бога

В новоевропейской философии  личность понималась как гражданин

В философии романтизма личность понималась как герой.

 

Современные концепции личности. Персонализм.

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Самосознание

Совокупность психических  процессов, посредством которых  индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом  себе складываются в мысленный <образ  Я>.

Самосознание человека, отражая  реальное бытие личности, делает это  не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится  правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно  в переживаниях, оно является результатом  познания, для которого требуется  осознание реальной обусловленности  своих переживаний.

Самосознание не изначальная  данность, присущая человеку, а продукт  развития. По мере того как человек  приобретает жизненный опыт, перед  ним не только открываются все  новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и  основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем,-это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство-мудрость.

Обобщение практического  знания человека о других людях является главным источником образования  отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем  сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем  развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью  оценок взрослых. Однако требуется  несколько лет жизни, чтобы у  ребенка образовалось обобщенное отношение  к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые  возникают раньше, чем представления  о <Я>, и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении  к разным вещам. Лишь в процессе обобщения  этих воззрений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей  личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение  человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя - это  значит осознать себя не только как  психофизическое существо, но и первым делом как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как  товарища, как часть коллектива.

 

 

 

6. Тест

1. Философия как теоретическая  форма мировоззрения впервые  возникает в:

А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне.

 

2. Философ, автор учения  о множественности субстанций, это:

А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин.

 

3. Философ русского зарубежья,  автор исследования « О сопротивлении  злу силой»:

А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин.

 

4. В чем состоит задача  этики как философской дисциплины?

А) изучение сущности и существования человека; Б) изучение того, как люди поступают в той или иной культуре; В) исследование того, как люди должны поступать; Г) исследование того, что люди считают добром и злом.


Информация о работе Плюрализм философских учений и варианты их классификации