Политико-правовые взгляды Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:32, реферат

Описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель гениальный мыслитель-диалектик, внес колоссальный вклад в развитие политической и правовой мысли. Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творчества.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
1.Политико-правовые взгляды Гегеля........................................................3
2.Гегель о праве ............................................................................................5
3.Учение Гегеля о государстве....................................................................9.
Заключение.............................................................................................................12
Список литературы................................................................................................13

Работа состоит из  1 файл

гегель к.р.(2).doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)
Содержание

 

Введение..................................................................................................................2

1.Политико-правовые взгляды Гегеля........................................................3

2.Гегель о праве ............................................................................................5

3.Учение Гегеля о государстве....................................................................9.

Заключение.............................................................................................................12

Список литературы................................................................................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Немецкая  классическая философия развивалась  в эпоху глубочайших  изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеалогической жизни всей Европы. Все мыслители того времени считали себя радикальными новаторами в философии.     Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.

Характеризуя  историческое  место Гегеля в развитии философии, Энгельс считал, что великая заслуга Гегеля состоит  в том, что «он впервые представил весь природный, исторический  и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть  внутреннюю  связь этого движения  и развития...». 

Гегель родился в  Штутгарте в семье финансового  чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Читая  лекции в университете по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы. Основные его произведения — «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1812—1816 гг.), «Энциклопедия философских наук» (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права — «Философия права» (1821 г.). Гегель  был полон творческих сил и  планов, когда 14 ноября 1831 г. эпидемия холеры скоропостижно оборвала его жизнь  на 62-м году. Георг Вильгельм Фридрих Гегель гениальный мыслитель-диалектик, внес колоссальный вклад в развитие политической и правовой мысли. Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творчества. 

1.Политико-правовые взгляды Гегеля

 

          Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Наиболее целостно учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) — одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений. Философия права является важной составной частью всей гегелевской системы философии. Истинное (абсолютное) знание по Гегелю может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика, которая, как полагал Гегель, позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диалектику единственно истинным способом познания.1

         Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.

         Наука о праве есть часть философии. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства. Идеей права философ считал всеобщую свободу. Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах2. Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Гегель о праве

 

          Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в.

          Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела, затрагивала широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.3 Как философ права Гегель стремился найти идею права, т.е. познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права.

           Право по Гегелю - это наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли.  В гегелевской философии права - это понятие, которое употребляется в следующих основных значениях:

      1) право как свобода (идея права);

      2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);

      3) право как закон (позитивное право).

По своему определению позитивное право как ступень самого понятия  права - разумно. Закон  - это конкретная форма выражения права4.

Тремя основными степенями развития понятия права являются абстрактное  право, мораль и нравственность.

Под абстрактным правом Гегель понимал правоспособность личности, которая имеет свободную волю. Абстрактное право может выражаться в различных формах. Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.

           Свое понимание свободы и права Гегель направляет также против рабства и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и подлежит преодолению. «В природе вещей,— признает Гегель, — заключается абсолютное право раба добывать себе свободу».

Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица — владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена ее собственником. Поэтому Гегель отвергает взгляд Канта на брак как на договор, а также различные версии договорной теории государства.

           Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о нарушении права (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Гегель использует логическую триаду: право — преступление — наказание (право отрицается преступлением, а преступление отрицается наказанием; через  наказание восстанавливается нарушенное и лишенное силы право)5. Гегель призывал в преступнике видеть не объект карательной власти государства, а:

- полноправного участника  судебного процесса;

- человека, со свободой и достоинством  которого необходимо считаться.

Вторая ступень в  развитии идеи права — мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные, предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

На данной ступени свобода проявляется  в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком — нравственность, которую Гегель понимал как осуществление  свободной воли в общественных отношениях. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

-Семья — осуществление свободной воли в семейно-брачных отношениях.

-Брак — это правовая нравственная любовь, а не контракт и не физическая сторона.

-Гражданское общество — это не сумма индивидов, а связь людей через их потребности, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок. Гражданское общество, считал Гегель, — это сфера частных интересов и состоит из сословий: землевладельческое (дворяне — собственники владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).

Гражданское общество основано на абстрактном праве: за  каждым признается правоспособность, право частной собственности, свобода заключения договоров и др. Все это обеспечивается благодаря позитивному праву (право как закон).Гегель считал, что позитивное право должно быть общепризнанным: оно должно быть «знаемо и волимо всеми». Знание позитивного права не должно быть привилегией «сословия юристов», оно должно быть делом всех. 

Гегель различает гражданское  общество и политическое государство. Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью — государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учение Гегеля о государстве

 

 

          Философ, обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в.. пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.

           Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех, где ещё не достигнута полная свобода. По существу под гражданским обществом Гегель понимает современное ему буржуазное общество. Это царство нужды и рассудка. Существующее как система потребностей,  основанная на частной собственности и разделении труда, гражданское общество не может само по себе разрешить противоречия между частным интересом и всеобщим.

          Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента”. Тем не менее, философ полагает, что вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия. Гегель отмечает, что в гражданском обществе регулирование отношений происходит не разумно, а случайно. Для преодоления противоречий гражданского общества необходимо государство. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью — государством. Запутанность гражданского состояния, указывал философ, «может быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего его государства».

         Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны.

         С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть. Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товариществам. Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства «в отношении законности». Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной конституционной монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное «я хочу».

Информация о работе Политико-правовые взгляды Гегеля