Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:32, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель гениальный мыслитель-диалектик, внес колоссальный вклад в развитие политической и правовой мысли. Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творчества.
Введение..................................................................................................................2
1.Политико-правовые взгляды Гегеля........................................................3
2.Гегель о праве ............................................................................................5
3.Учение Гегеля о государстве....................................................................9.
Заключение.............................................................................................................12
Список литературы................................................................................................13
С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство — это шествие бога в мире; «его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».
В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Он оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. И считает, что война очищает дух нации, а удачные войны укрепляли государственную власть. Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.
Гегель рассматривал государство и с точки зрения всемирной истории, считая последнюю всемирным судом. Всемирная история как прогресс в сознании свободы, Гегель выделяет четыре исторических периода: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Конституционная монархия по мнению философа- это идеальная форма правления: «В монархии есть один господин и нет холопов, потому что холопство сокрушено ею, и в ней господствует право и закон; из нее вытекает реальная свобода».
В своих взглядах на всемирную историю, Гегель возвеличивал германские народы и в угоду своей схеме преувеличивал, в частности и степень буржуазной развитости Пруссии.6 Философ считал, что носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ, который получает однократную и единственную возможность составить эпоху всемирной истории.
Заключение
Учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда стали громадным шагом вперед в развитии социологии. Помимо этого они оказали влияние даже на различные направления социалистической политико-правовой идеологии. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.
Список литературы
1.Зотов, В. Д. История политических учений : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Политология" / В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М. : Юристъ, 2005. - 603 с
2.История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с.
3.История политических
и правовых учений. Электронная
хрестоматия. Составитель: М.
4.История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 418
5.Философия. Учебное пособие для вузов. Из-во Юрист, М. 1996 г.История политических и правовых учений : конспект лекций.— М. : Юрайт-Издат, 2007. — 208 с.
6.Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана,
И. Я. Щипанова.. М., изд-во «Мысль». // Электронный ресурс.
Биография.ру. / Режим доступа: http://www.biografia.ru/about/
1 История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997
2 Философия. Учебное пособие для вузов. Из-во Юрист, М. 1996 г.История политических и правовых учений : конспект лекций.— М. : Юрайт-Издат, 2007. — 208 с
3 Краткий очерк истории философии. Под
ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я.
Щипанова.. М., изд-во «Мысль». // Электронный
ресурс. Биография.ру. / Режим доступа:
http://www.biografia.ru/about/
4 История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 418
5 История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 418
6 История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997