Политико-правовые взгляды Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:11, реферат

Описание

Целью данного реферата стоит изучение политико-правовых взглядов Платона.

В первой главе кратко рассмотрены: его жизненный путь, кто и что повлияло на формирование его мировоззрения с последующим определением позиций.

Во второй главе представлена классификация отрицательных форм государственной власти по мнению Платона, а также, что негативного он в них усматривает и как наличие той или иной формы скажется на течение процессов в городе.

Содержание

Введение 3

1 Жизнь Платона 5

2 Отрицательные формы государственной власти 6

3 «Идеальное» государство Платона 8

4 Заключение 13

5 Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

реферат по политологии.docx

— 41.14 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение 3

1 Жизнь Платона 5

2 Отрицательные формы  государственной  власти 6

3 «Идеальное» государство  Платона 8

4 Заключение 13

5 Список литературы 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Проблема  государственного устройства была, есть и будет  одной  из самых сложных  и противоречивых проблем, стоящих  перед  человечеством. Множество  людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые  люди считают  лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема  общественного,  государственного  устройства перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы  личности. Всё это волновало многие умы человечества, и Платон  не был исключением.

     Платона считают “отцом” политической науки. Его воззрения существенно менялись на протяжении его долгой жизни. Если в ранних его работах “Апология  Сократа”, “Протагор”, “Критон” доминируют  взгляды и метод Сократа —  рационализм, то в более поздних  —“Государство”, ”Политика”, ”Парменид”, Законы” прослеживаются религиозно-мифологические мотивы. Главным в учении Платона является его воззрение  о двух мирах — мире идей и мире явлений.  Мир идей это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира,  мир явлений — это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей[1, с.136].

     Целью данного реферата стоит изучение политико-правовых взглядов Платона.

     В первой главе кратко рассмотрены: его жизненный путь, кто и что повлияло на формирование его мировоззрения с последующим определением позиций.

     Во второй главе представлена классификация отрицательных форм государственной власти по мнению Платона, а также, что негативного он в них усматривает и как наличие той или иной формы скажется на течение процессов в городе.

     В третьей главе  описана модель «идеального» государства по Платону, а также основные положения, по которым  происходит разделение населения на социальные слои общества и какими качествами должны обладать жители города, чтобы бала создана именно та утопия, к которой стремился Платон.

1 Жизнь Платона

 
 

     Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского  гражданина. По своему социальному  положению происходил из афинской рабовладельческой  аристократии. В молодости был  слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние  и тенденция Кратила к абсолютному  релятивизму. В 20 лет он готовился  участвовать в соревновании как  автор трагедии и случайно перед  театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне.[2, c.73]

     Платон  разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После осуждения  и смерти Сократа, в период, когда  демократы снова вернулись к  власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа –  Евклиду – в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город  и принимает активное участие  в ее общественной жизни. После возвращения  в Афины он предпринял первое путешествие  в Южную Италию и на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи и  принял участие в политической жизни  на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке рабов его выкупили друзья и он возвращается а Афины.

     В Афинах Платон интенсивно работает в  области философии. Во время своих  странствий он познакомился с Пифагорейской  философией, которая в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский  считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и  Сократа. В этот же период Платон в  саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу – Академию, которая становится центром античного идеализма.

     В период правления в Сиракузах  тирана Дионисия Младшего Платон вновь  пытается включится в политическую борьбу. И на этот раз его стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный  политическими неудачами он возвращается в Афины где и умирает в  возрасте 80 лет.[2с.74] 

2 Отрицательные формы государственной власти

 
 

     Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства – если среди правителей выделится кто-нибудь один – монархия, если несколько правителей – аристократия.

     Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет  четыре других. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная  причина  порчи обществ и государств заключена в "господстве  корыстных  «интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства  на четыре разновидности в порядке  ухудшения государственности:

  1. Тимократия - власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.
  2. Олигархия – власть немногочисленных богатых. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое – богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии
  3. Демократия – власть большинства.  В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. Однако, демократия еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.
  4. Тирания – бесконтрольная власть одного. Избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. Тирания – наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.[1, c. 144]

     С позиции своего идеального государства  Платон классифицирует существующие государственные  формы на две большие группы:

     1. Приемлемые государственные формы 

     2. Регрессивные – упадочные.

     Первое  место в группе приемлемых государственных  форм -  это его “идеальное государство. К упадочным, нисходящим государственным формам он относил тимократию. В античной Греции к этому типу больше всего относилась Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии стояла олигархия власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Главным предметом раздражения. Платона является демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии. 
 

3 «Идеальное» государство  Платона

 
 

      Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению "идеального" общественного устройства. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно  философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона и считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охранять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений. Именно  поэтому  деятельность философов обуславливает существование "идеального"  государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от  порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не  менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не  будет места порывам души и чувствам.

      Если  в государстве Платона существуют  люди,  которые  занимаются законами и устройством государства, то естественно  предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно  земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон  существования  "идеального" государства состоит в том,  что  каждый  член  общества  обязан выполнять только то дело, к  которому он пригоден.[3, c.183]

      Всех  жителей "идеального"  государства Платон  разделяет на  три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят  необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,  связанные с ремеслом,  земледелием,  рыночными операция  ми, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Несмотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда.

      Принадлежность  человека ко второму  и  третьему  классам,  а  это классы воинов-стражей  и правителей-философов, определяется уже  не  по профессиональным, а  по нравственным критериям.  Нравственные  качества этих людей Платон ставит гораздо  выше  нравственных  качеств  первого класса.

      Так Платон создает тоталитарную систему  разделения людей на разряды, которая  немного смягчается возможностью  перехода  из  класса в класс. Переход  этот осуществляется под  руководством правителей.

      Платон  считает,  что  для  благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом,  для  которого  он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно  из  сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству.[2, c.92]

      "Идеальное" государство по Платону должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

     1. мудростью

     2. мужеством

     3. рассудительностью

     4. справедливостью

     Мудростью не могут обладать все жители государства,  но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают  мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям. Под  четвертой добродетелью – справедливостью понимается уже рассмотренное деление людей на разряды, касты. Следовательно, разделение  людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование "идеального" государства.[2, c.89]

Информация о работе Политико-правовые взгляды Платона