Политико-правовые взгляды Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:11, реферат

Описание

Целью данного реферата стоит изучение политико-правовых взглядов Платона.

В первой главе кратко рассмотрены: его жизненный путь, кто и что повлияло на формирование его мировоззрения с последующим определением позиций.

Во второй главе представлена классификация отрицательных форм государственной власти по мнению Платона, а также, что негативного он в них усматривает и как наличие той или иной формы скажется на течение процессов в городе.

Содержание

Введение 3

1 Жизнь Платона 5

2 Отрицательные формы государственной власти 6

3 «Идеальное» государство Платона 8

4 Заключение 13

5 Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

реферат по политологии.docx

— 41.14 Кб (Скачать документ)

     Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего  рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания.  В рабство можно обращать только "варваров" во время войны. Платон считает, что война - зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов.

     В "идеальном" государстве функцию разделения люде на разряды возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди - правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон - важнейшая составляющая "идеального"  государства, и его выполняют все без исключения. Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками.

     Всесторонняя мелочная регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людей Платон считает основой такого государства. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины - общими  женами всех мужчин. Для Платона общность жен и детей является высшей формой единства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей. Отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний.

     Платон  также выступает противником  частной собственности: «Ни у  кого не должно быть такого жилища или  кладовой, куда бы не имел доступ всякий желающий.»[5]

     Таким образом, правящие классы государства  Платона составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже  говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно, уничтожает среди них раздоры.

       Платон считал, что все бедствия  людей происходят из-за отсутствия  общности,  постоянных  раздоров,  отсутствия  хорошего начальства. Все это наблюдается во время  мира, напротив, во время войны  существует и единство, и порядок,  и общая цель. Во время войны   у людей много общего, и они,  благодаря порядку, мудрым начальникам  и регламентации жизни могут  добиться того, чего  невозможно  сделать, живя, как заблагорассудится  и занимаясь не своим делом. 

     Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец  для построения "идеального" государства. Никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по  собственному  усмотрению:  нет, всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной  оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Пусть человеческая  душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо  отдельно  от других людей, и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом  надо  с самых малых лет...  Надо  начальствовать над другими и самому быть у них под началом.  А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных,  подвластных людям[6]. Очевидно, что эти принципы выполняются в "идеальном"  государстве Платона.

       Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог "Государство", Платон, в первую очередь, пытается  понять, какова идея государства  в нашем мире, с какого образца  создавались существующие государства.  Проблема познания идеи государства,  безусловно, шире, чем проблема построения "лучшего" государства, поняв  идею государства, мы одновременно  поймем, к чему надо  стремиться.  Следовательно,  вопрос о том,  насколько хорошо государство  Платона, вторичен,  важнее  то,  что это не существующее государство,  но его "идея".

     Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.

  • 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
  • 5040 граждан и сложнейшая система управления.
  • допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий
  • значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

     Платон  различал два вида государственного устройства аристократического управления:

  1. над всеми стоят правители.
  2. все подчиняются законам.

     На  страже законов стоит система  правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.

     Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

     Если  же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

     Важнее  непосредственно законодательная  мысль «Законов»: раз счастье  гражданина не есть ценность, то для  счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического  воздействия. Таким образом, санкция  со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

     Аристократическая республика — это форма правления, при которой государственная власть находится в руках меньшинства, которое правит определенное время до следующих выборов.

     Аристократия означает власть лучших в обществе. Причем критерии "лучших" могут образовывать подвиды аристократии: олигархия (власть богатейших членов общества), милитаризма (власть военных), теократии (власти религии), власть философов (умнейших и достойных - по Платону).[1, c. 159]

4 Заключение

 
 

     Рассмотрев  жизненные позиции Платона, а  также изучив его мысли по поводу того, каким должно быть идеальное  государство можно сделать вывод  о том, что Платон хотел создать  тоталитарное государство, с чётким механизмом функционирования всех и вся. Расслоение общества на социальные слой только улучшит протекание процессов в городе, а грамотное управление городом правителями-философами с жестким соблюдением всех норм и законов, которые контролируются воинами-стражами только укрепит позиции города. Полис должен действовать как единое целое и хаотичное перемещение его составляющих просто губительно для «идеального» государства.

     Может показаться, что это слишком жестоко  по отношению к низшему классу, так как они заведомо знают, что  никогда не станут представителями  высшего сословия, и их это могло  угнетать.

       Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

     Сложно  судить о том, правильные идей излагал  Платон по поводу организации определённых порядков в городе, но как бы то ни было, его работы стали хорошей  основой для размышления ни одного поколения философов, учёных и многих других, кому ни безразлична судьба собственного города, государства. 
 

5 Список литературы

 

I. Учебники и учебно-методическая литература 

  1. Асмус, В. Ф. Платон / В. Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1969. – 247с.
  2. Татаркевич, В. История философии. Античная и средневековая философия / В. Татаркевич. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. – 482с.
 

II. Электронные ресурсы 

  1. А.Ф. Лосев. Античная философия истории: Платон и Аристотель. – Режим доступа : http://www.sno.pro1.ru
  2. Платон. Апология сократа. – Режим доступа : http://www.lib.ru
  3. Платон. Государство. – Режим доступа : http://www.bookz.ru
  4. Платон. Законы. – Режим доступа : http://www.bookz.ru
  5. Платон. Критон. – Режим доступа : http://www.grani.roerich.com
  6. Платон. Парменид. – Режим доступа : http://www.lib.rus.ec
  7. Платон. Политик. – Режим доступа : http://www.lib.rus.ec
  8. Платон. Протагор. – Режим доступа : http://www.bookz.ru

Информация о работе Политико-правовые взгляды Платона