Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:11, реферат
Целью данного реферата стоит изучение политико-правовых взглядов Платона.
В первой главе кратко рассмотрены: его жизненный путь, кто и что повлияло на формирование его мировоззрения с последующим определением позиций.
Во второй главе представлена классификация отрицательных форм государственной власти по мнению Платона, а также, что негативного он в них усматривает и как наличие той или иной формы скажется на течение процессов в городе.
Введение 3
1 Жизнь Платона 5
2 Отрицательные формы государственной власти 6
3 «Идеальное» государство Платона 8
4 Заключение 13
5 Список литературы 14
Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В рабство можно обращать только "варваров" во время войны. Платон считает, что война - зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов.
В "идеальном" государстве функцию разделения люде на разряды возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди - правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон - важнейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют все без исключения. Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками.
Всесторонняя мелочная регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людей Платон считает основой такого государства. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех мужчин. Для Платона общность жен и детей является высшей формой единства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей. Отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний.
Платон также выступает противником частной собственности: «Ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступ всякий желающий.»[5]
Таким образом, правящие классы государства Платона составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно, уничтожает среди них раздоры.
Платон считал, что все бедствия
людей происходят из-за
Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец для построения "идеального" государства. Никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет... Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвластных людям[6]. Очевидно, что эти принципы выполняются в "идеальном" государстве Платона.
Таким образом, можно
Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.
Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:
На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.
Аристократическое
государство может стать
Если
же будет несколько правителей, то
государство будет
Важнее
непосредственно
Аристократическая республика — это форма правления, при которой государственная власть находится в руках меньшинства, которое правит определенное время до следующих выборов.
Аристократия означает власть лучших в обществе. Причем критерии "лучших" могут образовывать подвиды аристократии: олигархия (власть богатейших членов общества), милитаризма (власть военных), теократии (власти религии), власть философов (умнейших и достойных - по Платону).[1, c. 159]
Рассмотрев
жизненные позиции Платона, а
также изучив его мысли по поводу
того, каким должно быть идеальное
государство можно сделать
Может показаться, что это слишком жестоко по отношению к низшему классу, так как они заведомо знают, что никогда не станут представителями высшего сословия, и их это могло угнетать.
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.
Сложно
судить о том, правильные идей излагал
Платон по поводу организации определённых
порядков в городе, но как бы то ни
было, его работы стали хорошей
основой для размышления ни одного
поколения философов, учёных и многих
других, кому ни безразлична судьба
собственного города, государства.
I.
Учебники и учебно-методическая
литература
II.
Электронные ресурсы