Понятие бытия в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:41, реферат

Описание

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I в. до н.э. Древнегреческая философия – это большое, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было создано большое количество оригинальных философских учений, школ, течений и направлений, которые внесли большой вклад в развитие человеческой цивилизации.

Содержание

Введение.................................................................................................3
Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит.......................................................................................4
2. Понятие бытия в философии Платона........................................7
3. Понятие бытия в философии Аристотеля...................................9
Заключение............................................................................................12
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат философия.docx

— 42.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский  Государственный университет технологии и дизайна 
 
 

Кафедра философии и социальных наук 
 
 
 
 

Реферат по предмету “Философия”

«Понятие  бытия в античной философии» 
 
 
 
 
 

Составитель: Семенова А.М.

                                                       № зач книжки:  

                                            Группа: 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 

2011

 

Оглавление 

Введение.................................................................................................3

  1. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит.......................................................................................4

   2. Понятие  бытия в философии Платона........................................7

   3. Понятие бытия в философии Аристотеля...................................9

Заключение............................................................................................12

Список  использованной литературы..................................................13 

 

  Введение 

  Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае  в середине I в. до н.э. Древнегреческая  философия – это большое, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было создано большое  количество оригинальных философских  учений, школ, течений и направлений, которые внесли большой вклад  в развитие человеческой цивилизации.

  Начало  развития европейской философии  было положено в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. Она возникла и развивалась  в тесной связи с зачатками  конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение  Земли, Солнца, звезд, животных, растений, человека.

  Спецификой  древнегреческой философии в  ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой  философии был вопрос о первоначале  мира. И в этом смысле философия  перекликается с мифологией. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил  сущее, то философы ищут субстанциональное  начало – из чего все произошло.

  Элеаты  первые в истолковании субстанции перешли  от конкретных природных стихий к  бытию как таковому. Центральное  понятие их философии – бытие. По словам Парменида, единственно истинным остается положение: "бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать". Бытие вечно. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все непрерывно. Бытие бесконечно во времени, бытие ограничено в пространстве, оно шарообразно.

  Таким образом, изначально философия возникает  как учение о бытие. На начальных  этапах бытие отождествляется с  природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в  раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и Аристотеля.

  Рассмотрим  в данной работе основные учения древнегреческих  мыслителей о бытие.

 

  1. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит.

     БЫТИЕ́, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».

   Крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. Основателем элейской школы был Парменид. По словам Парменида, единственно истинным остается положение: "бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать". С этим связано утверждение Парменида, что "мыслимо только сущее". Ибо "нельзя отыскать мысль без бытия, в котором осуществлена эта мысль". Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего ничего не может возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть из небытия, так как небытия нет. Бытия не может быть ни чуточку больше, ни чуточку меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все непрерывно. Бытие бесконечно во времени, бытие ограничено в пространстве, оно шарообразно. Ксенофан это единое, вечное, несотворенное и не уничтожаемое начало мира называет Богом. Бог - субстанция мира. У Ксенофана отчетливо прослеживается пантеистическая тенденция отождествления Бога с природой. Бог тождествен Космосу.

     Элеаты, как и все древнегреческие  философы, были энциклопедистами - мудрецами.  И поэтому они также стремились  дать физическую картину мира. Следует отметить, что их физическая  картина мира находилась в  определенном противоречии с  их философским учением. Получалось, что это как бы две разные, нестыкующиеся стороны Мудрости. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях.

   Единственным  ортодоксальным последователем Парменида был Зенон, выдвинувший и ныне поражающие аргументы в пользу учения о едином бытии. Его апории, правда, не убедили современников-философов в истинности доктрины Парменида, но показали, что в строгом смысле слова противоречиво не элейское отрицание мыслимости "природы", а мышление фисиологов. Второй последователь Парменида – Мелисс – внес в элейское учение существенные коррективы, пытаясь, видимо, примирить его с ионийской физикой, под влиянием которой он находился. Его главное нововведение – понимание бытия как пространственно бесконечного – было более парадоксальным для античного мышления, чем соединение Парменидом бытия и сферичности, но с точки зрения поздней досократики синтез ионийского и элейского направлений в философии Мелисса был естественным, ибо задача поздней досократики заключалась в том, чтобы интерпретировать бытие как основу многообразия космоса. По этому пути пошли также Эмпедокл, в системе которого бытие – лишь момент космического цикла (сфайрос, заполненный "священным разуменьем") наряду с моментами той или иной степени раздробленности; Анаксагор, по учению которого мировой ум ("нус") – ближайший аналог элейского бытия – вечен и вездесущ, но существует наряду с многообразием природы, не отменяя его; Демокрит, атомы (бытие) которого существуют и движутся на фоне небытия-пустоты. Этот компромиссный путь был тем более возможен, что философия элеатов сама еще была натурфилософией и выросла из ее проблематики; но более чем компромиссом такой путь после логических реформ Парменида стать не мог.

     Крупным шагом по пути развития  онтологического подхода в решении  философских проблем является  атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. Исходная мысль этого учения: "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом".

     Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус, запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека.

     Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:

    1. Все вещи образуются из сочетания  атомов: все многообразие мира  проистекает из их соединения  и разделения. А потому вещи  различаются лишь по количеству  атомов, по их форме, порядку  и положению.

    2. Атомы вечно движутся в окружающей  их пустоте: по отношению к  атому место, занимаемое им, совершенно  случайно.

     Гегель так выразил суть и  основное достижение демокритовского  атомизма. "Главным является единица,  для себя - бытие, эта определенность  представляет собой великое первоначало,  которое до сих пор не встречалось.  Это простое соотношение с  самим собой, но соотношение  посредством отрицания инобытия".

     Теория Демокрита носит умозрительный характер, и сам Демокрит признавал умозрительный характер своего атомизма, поскольку в чувственном восприятии мы никогда не находим атомов.

     Как и другие "мудрецы", Демокрит попытался применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под влиянием механических причин. Человек - скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Демокрит также связывает душу с дыханием.

     Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа "истечения". согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. В марксистско-ленинской философии атомизм Демокрита квалифицируется как вершина античного "стихийного материализма".

     Демокрит продолжает традиции Милетской, Ионийской и Элеатской школ. Ключевые понятия демокритовского учения - это умозрительные конструкции. А идеального мира у Демокрита не существует. Теория познания как теория истечения не приводит даже к образованию идей. Поэтому исторически первым формируется не стихийный материал, а идеализм.

 

  1. Бытие в философии Платона
 

   В концепции Платона осуществлена попытка использовать сходство и  различие понятий «бытие» и »субстанция». Платон видит недостаточность понятия  для решения тех вопросов, ко¬торые неизбежно встают перед философом. Прежде всего, «бы¬тие» не помогает понять, как возможно истинное познание: «...выходит, что если существующее неподвижно, то никто ниг¬де ничего не мог бы осмыслить». Чтобы избежать пагубного для человека вывода, Платон придает качество бытия и неподвиж¬ному царству идей, и «иному». В данном случае он сближает бытие с субстанцией, как первоначалом. Субстанцией начинает выступать царство идей и материя как возможность иного. Они порождают видимый мир, к познанию их стремится разум че¬ловека. «Чистое» бытие же все дальше отодвигается от взоров человека, оно становится для него непостижимым. Оно как бы присутствует постоянно на периферии человеческого познания, оставаясь непознаваемым, это, особое «сверхбытие», Единое, которое ведет абсолютно автономное существование. Это «сверхбытие» сближается с субстанцией не как первоначалом, но с суб¬станцией как символом автономного, самодостаточного существования. Так начинает формироваться идея о разных формах бытия или формах причастности Сверхбытию. Это непознаваемое Сверхбытие приобретает ценностную окраску, это то абсолютное Благо, без осознания самого существования которого стала бы бесцельной человеческая жизнь. Идея субстанции как первоначала, связанная с идеей Сверхбытия отношением причастности, решает другую задачу: открывает человеку путь к познанию  мира в его единстве и многообразии.

   У Платона учение о бытии (онтология) строится так, чтобы обосновать и  сделать очевидным наличие соответствия между единицами членения языка (словами, предложениями и т.п.) и "единицами" онтологии (сущностями, из которых состоит мир). В учениях  Платона выделяются первичные онтологические единицы, соответствующие определенным выражениям языка. Например, у Платона  первичными элементами онтологической структуры являются идеи. Мир неизменных идей предшествует и определяет мир  изменчивых вещей. Но идея является не просто первоэлементом бытия, первичной бытийной определенностью; это бытие, соответствующее абстрактному понятию, т.е. нечто, обозначаемое словом, принадлежащим к определенной категории языковых выражений, а именно, к существительным типа "красота", "мужество". Для характеристики идеи тот факт, что она обозначается абстрактным существительным, столь же важен, как и ее реальное существование: идеи существуют именно в качестве значений абстрактных понятий, так что невозможно ни выделить их, ни описать, что они собой представляют, игнорируя изначальную связь идеи со словом.

Информация о работе Понятие бытия в античной философии