Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:38, реферат
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
1.Понятие личности………………………………………………………3
2.Структура личности………………………………………………….10
3.Типология личности……………………………………………………13
Содержание:
Понятие личности
Понятие личности относится к числу сложнейших
в человекознании. В русском языке издавна
употребляется термин «лик» для характеристики
изображения лица на иконе. В европейских
языках слово «личность» восходит к латинскому
понятию «персона», что означало маску
актера в театре, социальную роль и человека
как некое целостное существо, особенно
в юридическом смысле. Раб не рассматривался
как персона, для этого надо быть свободным
человеком. Выражение «потерять лицо»,
которое есть во многих языках, означает
утрату своего места и статуса в определенной
иерархии.
Нужно отметить, что
в восточных языках (китайском, японском)
понятие личности связывается не только
и не столько с лицом человека, но и со
всем телом. В европейской традиции лицо
рассматривается в оппозиции с телом,
так как лицо символизирует душу человека,
а для китайского мышления характерно
понятие «жизненность, куда входят и телесные
и духовные качества индивида.
Как в восточном, так
и в западном мышлении сохранение своего
«лица», т. е. личности — это категорический
императив человеческого достоинства,
без чего наша цивилизация потеряла бы
право называться человеческой. В конце
XX века это стало подлинной проблемой
для сотен миллионов людей, ввиду тяжести
социальных конфликтов и глобальных проблем
человечества, которые могут стереть человека
с лица Земли.
Интересно отметить,
что латинский термин «hоmо» восходит к
понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого
произведен человек, а в европейских языках
«man» производится от «manus» (рука), В русском
языке слово «человек» имеет корень «чело»,
т. е. лоб, верхняя часть человеческого
существа, приближающая его к Творцу. Следовательно,
даже этимологически личностные характеристики
человека несут разную смысловую нагрузку
в зависимости от той или иной культуры
и цивилизации.
Не у каждого человека
личность выражена достаточно ярко. Мы
можем говорить о человеке как о личности
в той степени, в какой он сумел выразить
свои желания, идеи, чувства через конкретные
достижения в науке, искусстве, т.е. через
то, какой след он оставит в этой жизни.
Организация психики, помогающая человеку
активно преобразовать и изменять окружающую
среду в соответствии с какими-то своими
внутренними представлениями, желаниями
понимается в психологии как личность.
Различные проявления личности, ее свойства,
как и в целом сама психика, - результат
работы мозга, высшей нервной деятельности.
Для того, чтобы человек мог проявить свои
способности, мог самосовершенствоваться
нужны не отдельные психические проявления,
а деятельность всего сознания; нужно
и размышлять, и чувствовать, и хотеть,
и наблюдать. Пожалуй, самой существенной
характеристикой личности является ее
направленность. Курс, которому следует
человек по жизни и вообще вся его творческая
активность, зависят прежде всего от направленности
личности. Личность – это перекресток
на котором уживаются индивидуально-своеобразное
и социально-типичное. Важно, чтобы социальные
догмы не довлели над индивидуальными,
т.к. именно индивидуальность является
источником развития личности. Но если
окружающие внешние условия не способствуют
развитию тех или иных свойств личности,
то они остаются лишь “склонностями”.
Психические свойства личности – “это
то, чем может оказаться человек при определенных
внешних условия. Поэтому характеристика
психики личности, является вместе с тем
и предсказанием, как может вести себя
человек при данных обстоятельствах”.
[Мерлин,1959]
В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной. Однако только человеку присуще стремление к освобождению от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары. Согласно веданте, специфическое начало человека составляет атман (душа, дух, сущность, субъект), тождественный по своей внутренней сущности с всеобщим духовным началом – брахманом.
В философии Аристотеля нашло выражение определяющее для античной философии понимание человека как живого существа, наделенного духом, разумом и способностью к общественной жизни.
В христианстве библейское представление о человеке как “образе и подобии Бога”, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности, в силу этого, приобщения каждого человека к божественной благодати.
В средневековой философии намечается понимание личности как отличной от психофизической индивидуальности и несводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной), как неповторимого отношения.
Общественной истории человека предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоподобной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации.
Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразуют их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.
Одним из понятий, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является индивид. Дословно оно означает неделимую частицу какого-то целого. Это своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы.
Гораздо более содержателен другой термин - “индивидуальность”, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, “случайный индивид” (К. Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Для древнегреческой философии, например, личность вне общины или полиса так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма.
Однако уже в античности появляется проблема несовпадения реального поведения человека и его сущности, как он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-филосовские системы выделяют разные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность выступает преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, “индивидуальная субстанция” рационального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени распространяется дуалистическое понимание личности, на первой план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности практически сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в ее состоянии. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
Поскольку марксистская философия определяет сущность человека не как «…абстракт, присущий отдельному индивиду», а «…совокупность всех общественных отношений», то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестает быть простой совокупностью внешних вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид приобретает социальную природу. Основа формирования личности как в фило- , так и в онтогенезе, – общественная производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Бессильный, в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится всемогущим творцом совместно с другими, в составе общественных и социальных групп.
Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. На уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека, является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков.
Эта кристаллизация осуществляется через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако, природные (анатомо-физиологические) задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка с взрослыми. Проявления биологических закономерностей жизни человека носят социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, интересы которой он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно непрограммируемы. Но этого нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностях дарования которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков. Наследственные моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей человека.
Если же обратиться к проблеме генезиса личных особенностей человека, то возникает вопрос о том, когда же рождается личность?
Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.
Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует осмысления в рамках определенного мировоззрения. Важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению – с опытом пренатальной общности. Данные по исследованию специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысле предпосылки личности каждого во многом определяются природным обоснованием человека. То есть новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых мгновений жизни, с первых кормлений формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими.
Перед каждым вступающим в жизнь человеком
простирается мир вещей и социальных образований,
в которых воплощена, определена деятельность
предшествующих поколений. Именно этот
очеловеченный мир, в котором каждый предмет
и процесс как бы заряжен человеческим
смыслом, социальной функцией, целью и
окружает человека. При этом достижения
человеческой культуры не даны человеку
в готовом виде в воплощающих их объективных
условиях, а лишь заданы в них. Освоение
социальных, исторически сложившихся
форм деятельности – главное условие
и решающий механизм индивидуального
становления человека. Чтобы сделать эти
формы своими личными способностями и
частью своей индивидуальности, человек
с раннего детства вводится в такое общение
с взрослыми, которое выражается в виде
подражания, учения и обучения. В результате
этого индивидуально развивающийся человек
овладевает способностями разумно действовать
с орудиями труда, с различного рода символами,
словами, с представлениями и понятиями,
со всей совокупностью социальных норм.
Осваивая очеловеченную природу, ребенок
приобщается к бытию культуры разнообразными
способами. Человек всесторонне включен
в контакт, общение с обществом, даже когда
остается наедине с самим собой. Осознание
человека себя как такового всегда опосредовано
его отношением к другим людям.
Структура
личности
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
темперамента (структуры природных свойств),
направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Информация о работе Понятие личности. Структура и типология личности