Понятие личности. Структура и типология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:38, реферат

Описание

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Содержание

1.Понятие личности………………………………………………………3
2.Структура личности………………………………………………….10
3.Типология личности……………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Готовая кр.docx

— 33.93 Кб (Скачать документ)

       Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

    • Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
    • Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
    • Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
    • Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально  обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

       Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и э эстетическими качествами.

       По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности. 

   Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: 

  • определенный  комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типология личности 

       Каждое  общество  заинтересовано в определённом, наилучшим  образом соответствующем  ему  типе  личности и потому предъявляет  свои  требования  к  формированию  социального  характера. Это  находит  своё  воплощение  в  системе  образования  и  воспитания, в  средствах  массовой  информации и т.д.     Процесс  формирования  личности  труден  и  многократно  опосредован.

       На  основе  одинакового  объективного положения, но  вследствие разного  субъективно-оценочного  отношения  к  нему могут складываться  различные  типы  личности.

      Социальное  поведение можно  оценивать количественно - по  уровню социальной  активности людей - и качественно - по  характеру и направленности  этой  активности, которая  может быть созидательной и разрушительной,   сознательной и стихийной и пр. И то и другое  зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной  культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный  канон  человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

       Социальный тип личности – продукт сложного  переплетения  историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются  различные варианты социальной типологии личности.    Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность.

      Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.

Типы  личности:

  • Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
  • У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.
  • Для фрустированного типа личности характерны низкая  самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
  • Реалисты сочетают в себе  стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

     Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

      В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма.    Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение. 

Информация о работе Понятие личности. Структура и типология личности