Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:00, реферат
В работе особо будут рассмотрены такие понятия, как отрицание и
утверждение воли к жизни у Шопенгауэра и воля к власти у Ницше.
Философия Шопенгауэра выступает как пессимистическая философия,
неоднократно упрекаемая в бегстве от жизни и определенным образом
наследующая христианству. Философии Ницше также присущ определенный
пессимизм, который скорее может быт охарактеризован как своего рода
тяготение к трагизму.
1. Введение.
2. Глава 1. Понятие воли.
3. Глава 2. Воля к жизни и воля к власти.
4. Глава 3. Человек как проявление воли, утверждение и отрицание воли к жизни.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Соответственно злой человек понимается как человек совершающий
несправедливость т.е., вторгается в сферу
чужого утверждения воли. Такому человеку
присущ эгоизм, то есть осознание себя
всей волей к жизни, который раскрывает
внутренний разлад воли с самой собою.
В это разладе и содержится неиссякаемый
источник страдания. Таким образом, обладая
сильной волей к жизни, такой человек испытывает
большие страдания, которые и стремиться
облегчить за счет страданий других, с
чем Шопенгауэр связывает и угрызения
совести.
Первый шаг, который человек делает по
направлению к освобождению от страданий,
состоит в реализации справедливости,
то есть в признании других равными себе.
Следующий шаг представляет собой бескорыстную
любовь к другим, где к добрым делам побуждает
познание чужого страдания,
непосредственно понятое из собственного.
Таким образом, Шопенгауэр пишет, что чистая
любовь представляет собой сострадание,
а любовь, которая не есть сострадание,
представляет собой себялюбие. И даже
такое явление как плач на самом деле представляет
собой, не что иное, как сострадание, возвращенное
к своему исходному пункту. Но на этих
ступенях страдание еще не преодолевается.
В эстетическом опыте возможно погрузиться
в объект и забыть себя и своё страдание,
но возможно лишь на некоторое время. Устраняется
же страдание тогда, когда сама воля к
жизни отрицается. Таким примером выступает
аскет, который сознательно умерщвляет
волю и тем самым достигает состояния
душевного спокойствия, тем не менее, воля
к жизни постоянно присутствует в нем
как возможность. Но прежде чем наступит
самоотрицание, необходимо, чтобы воля
была сломлена величайшим личным страданием.
Воля может быть упразднена только познанием,
что Шопенгауэр называет единственным
путем спасения.
Утверждение воли к жизни представляет
собой необходимость, где личность уже
детерминирована проявлением свободного
желания воли. Отрицание воли делает человека
свободным. Освобождение от мира Шопенгауэр
называет переходом в ничто, которое определяет
по отношению к сущему (миру представления).
Такие взгляды вызвали резкую критику
со стороны Ницше, и не только в адрес Шопенгауэра,
но и всей метафизической традиции в целом:«Надо
снова завоевать для познающего право
на сильные аффекты… Ошибка особенно
обострилась, когда Шопенгауэр начал учить,
что именно в освобождении от аффекта,
от воли лежит единственный путь к «истине»,
к познанию; интеллект, по его мнению, свободный
от воли, не может видеть ничего иного,
кроме истинной, действительной сущности
вещей» [2, с.311] Уже начиная с Сократа, можно
вести речь о том, что Ницше называет вырождением
философии: метафизика с её различением
двух миров, где саму жизнь превращают
в нечто такое, что необходимо оценивать,
где мысль делается мерой и границей ,
установленной во имя высших ценностей.
Таким образом, история философии оказывается
историей взваливания на человека тяжелого
бремени - бремени ценностей.
То есть, метафизика полагает, что помимо
этого иллюзорного мира существует также
и истинный, безусловный мир. Этот истинный
и непротиворечивый мир метафизиков, на
самом деле порождает сомнения и является
источником обесценивания того мира, в
котором живем мы сами. Такое представление
об истинном мире произрастает из простого
желания, чтобы такой мир (мир «истинный»)
существовал, и из ненависти к миру, причиняющему
страдание.
Ненависть к существующему связана с
тем, что человек верит в существование
мира как такого, «какой он должен был
бы быть». Такая вера ограничивается интерпретацией,
что по сути, есть «воля к истине как бессилие
воли к творчеству» [2, с.299] А ведь именно
воля к творчеству позволяет создать себе
такой мир, «каким он должен быть» [там
же]. Однако на ступень ниже интерпретатора
помещается нигилист, считающий, что мир
не должен существовать вовсе.
Но из сложившейся ситуации существует
выход, который состоит в
необходимости изменения принципа оценивания. Так возникает тема переоценки ценностей, благодаря которой утверждение воли к власти должно
восторжествовать, т.е. должен произойти
переворот в отношениях «отрицание- утверждение».
Что, однако, уже не является темой данной
работы.
Заключение.
Подводя итого всему вышесказанному,
необходимо отметить, что Ницше не только
выдвигает отличную от шопенгауэровских
представлений концепцию воли как воли
к власти, но и выступает с критикой всей
предыдущей метафизической традиции.
На мой взгляд, высказанное Ницше куда
более соответствует тому имеющемуся
на самом деле, чем идеи Шопенгауэра. Но
ведь в истории философии невозможно говорить
о неком единственно правильном и возможном
варианте, равно как и об актуальности
или современности или не современности,
т.к. философия представляет собой такой
род знания, которое не может быть устаревшим,
но все теории сосуществуют одновременно
и имеют одинаковое право на существование.
Но, несмотря на указанные противоречия,
и Ницше, и Шопенгауэр остаются актуальными
и теперь, и их идеи несомненно оказали
значительное влияние на философию 20 века.
Список литературы:
1. Делёз Жиль. Ницше.- СПб.: Аксиома, Кольна,
1997.
2. Ницше Ф. Воля к власти; Посмертные афоризмы.-
Мн.: ООО «Попурри», 1999.
3. Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т. 1.-
М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.
4. Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т. 2.-
М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.
5. Реале Д., Антисери Д.. Западная философия
от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма
до наших дней.- ТОО ТК «Петрополис», СП-б,
1997.
6. Философский энциклопедический словарь.-М.:ИНФРА-М,1997.
7. Фихте И.Г., Шопенгауэр А. Немецкая классическая
философия. Том 2.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс,
Харьков: Изд-во Фолио, 2000.
Информация о работе Понятие воли в учениях А.Шопенгауэра и Ф.Ницше