Понятие воли в учениях А.Шопенгауэра и Ф.Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:00, реферат

Описание

В работе особо будут рассмотрены такие понятия, как отрицание и
утверждение воли к жизни у Шопенгауэра и воля к власти у Ницше.
Философия Шопенгауэра выступает как пессимистическая философия,
неоднократно упрекаемая в бегстве от жизни и определенным образом
наследующая христианству. Философии Ницше также присущ определенный
пессимизм, который скорее может быт охарактеризован как своего рода
тяготение к трагизму.

Содержание

1. Введение.
2. Глава 1. Понятие воли.
3. Глава 2. Воля к жизни и воля к власти.
4. Глава 3. Человек как проявление воли, утверждение и отрицание воли к жизни.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат философия.docx

— 36.48 Кб (Скачать документ)

Соответственно злой человек понимается как человек совершающий

несправедливость т.е., вторгается в сферу чужого утверждения воли. Такому человеку присущ эгоизм, то есть осознание себя всей волей к жизни, который раскрывает внутренний разлад воли с самой собою. В это разладе и содержится неиссякаемый источник страдания. Таким образом, обладая сильной волей к жизни, такой человек испытывает большие страдания, которые и стремиться облегчить за счет страданий других, с чем Шопенгауэр связывает и угрызения совести. 
   Первый шаг, который человек делает по направлению к освобождению от страданий, состоит в реализации справедливости, то есть в признании других равными себе. Следующий шаг представляет собой бескорыстную любовь к другим, где к добрым делам побуждает познание чужого страдания,

непосредственно понятое из собственного. Таким образом, Шопенгауэр пишет, что чистая любовь представляет собой сострадание, а любовь, которая не есть сострадание, представляет собой себялюбие. И даже такое явление как плач на самом деле представляет собой, не что иное, как сострадание, возвращенное к своему исходному пункту. Но на этих ступенях страдание еще не преодолевается.  
   В эстетическом опыте возможно погрузиться в объект и забыть себя и своё страдание, но возможно лишь на некоторое время. Устраняется же страдание тогда, когда сама воля к жизни отрицается. Таким примером выступает аскет, который сознательно умерщвляет волю и тем самым достигает состояния душевного спокойствия, тем не менее, воля к жизни постоянно присутствует в нем как возможность. Но прежде чем наступит самоотрицание, необходимо, чтобы воля была сломлена величайшим личным страданием. Воля может быть упразднена только познанием, что Шопенгауэр называет единственным путем спасения. 
   Утверждение воли к жизни представляет собой необходимость, где личность уже детерминирована проявлением свободного желания воли. Отрицание воли делает человека свободным. Освобождение от мира Шопенгауэр называет переходом в ничто, которое определяет по отношению к сущему (миру представления). 
   Такие взгляды вызвали резкую критику со стороны Ницше, и не только в адрес Шопенгауэра, но и всей метафизической традиции в целом:«Надо снова завоевать для познающего право на сильные аффекты… Ошибка особенно обострилась, когда Шопенгауэр начал учить, что именно в освобождении от аффекта, от воли лежит единственный путь к «истине», к познанию; интеллект, по его мнению, свободный от воли, не может видеть ничего иного, кроме истинной, действительной сущности вещей» [2, с.311] Уже начиная с Сократа, можно вести речь о том, что Ницше называет вырождением философии: метафизика с её различением двух миров, где саму жизнь превращают в нечто такое, что необходимо оценивать, где мысль делается мерой и границей , установленной во имя высших ценностей. Таким образом, история философии оказывается историей взваливания на человека тяжелого бремени - бремени ценностей. 
   То есть, метафизика полагает, что помимо этого иллюзорного мира существует также и истинный, безусловный мир. Этот истинный и непротиворечивый мир метафизиков, на самом деле порождает сомнения и является источником обесценивания того мира, в котором живем мы сами. Такое представление об истинном мире произрастает из простого желания, чтобы такой мир (мир «истинный») существовал, и из ненависти к миру, причиняющему страдание. 
   Ненависть к существующему связана с тем, что человек верит в существование мира как такого, «какой он должен был бы быть». Такая вера ограничивается интерпретацией, что по сути, есть «воля к истине как бессилие воли к творчеству» [2, с.299] А ведь именно воля к творчеству позволяет создать себе такой мир, «каким он должен быть» [там же]. Однако на ступень ниже интерпретатора помещается нигилист, считающий, что мир не должен существовать вовсе. 
   Но из сложившейся ситуации существует выход, который состоит в

необходимости изменения принципа оценивания. Так возникает тема переоценки ценностей, благодаря которой утверждение воли к власти должно

восторжествовать, т.е. должен произойти переворот в отношениях «отрицание- утверждение». Что, однако, уже не является темой данной работы. 
    
    
    
   Заключение. 
    
   Подводя итого всему вышесказанному, необходимо отметить, что Ницше не только выдвигает отличную от шопенгауэровских представлений концепцию воли как воли к власти, но и выступает с критикой всей предыдущей метафизической традиции.  
   На мой взгляд, высказанное Ницше куда более соответствует тому имеющемуся на самом деле, чем идеи Шопенгауэра. Но ведь в истории философии невозможно говорить о неком единственно правильном и возможном варианте, равно как и об актуальности или современности или не современности, т.к. философия представляет собой такой род знания, которое не может быть устаревшим, но все теории сосуществуют одновременно и имеют одинаковое право на существование.  
   Но, несмотря на указанные противоречия, и Ницше, и Шопенгауэр остаются актуальными и теперь, и их идеи несомненно оказали значительное влияние на философию 20 века. 
    
    
    
    
   Список литературы: 
    
    
   1. Делёз Жиль. Ницше.- СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. 
   2. Ницше Ф. Воля к власти; Посмертные афоризмы.- Мн.: ООО «Попурри», 1999. 
   3. Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т. 1.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. 
   4. Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т. 2.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. 
   5. Реале Д., Антисери Д.. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней.- ТОО ТК «Петрополис», СП-б, 1997. 
   6. Философский энциклопедический словарь.-М.:ИНФРА-М,1997. 
   7. Фихте И.Г., Шопенгауэр А. Немецкая классическая философия. Том 2.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 2000.


Информация о работе Понятие воли в учениях А.Шопенгауэра и Ф.Ницше