Академия права и управления.
Федеральная служба исполнения
наказаний.
Институт подготовки государственных
и муниципальных служащих.
Заочная форма обучения.
Направление 030900.62
Контрольная работа
Философии
На тему: Позднеантичный идеал мудреца
Студента Диткина
Э.В. курс 2 учебная группа 1402
Рязань
2013
Эпикур и эпикурейцы
1. Гедонизм и радость
жизни. Исходное положение и
цель философии эпикуреизма были
теми же, что и у других философских систем эллинизма: исходным пунктом
был тезис о том, что счастье есть наивысшее
благо, а цель — объяснить, на чем основывается
счастье и как его можно достигнуть. Объяснение,
которое дал Эпикур, было самым простым
из всех объяснений: счастье основывается
на наслаждении удовольствием, а несчастье
— в претерпевании страдания. Это объяснение
не было тавтологией, поскольку греки
понимали счастье как наилучшую жизнь
(эвдемонию), в которой достигается доступное
человеку совершенство. Само совершенство
Эпикур понял абсолютно гедонистично,
в то время как другие школы видели совершенство
жизни в чемто ином, чем получение удовольствия.
Гедонизм прочно соединился с именем Эпикура,
хотя он не был его изобретением, ибо он
был давно известен еще от Аристиппа. Эпикур
придал гедонизму оригинальный вид, который
был очень далек от заурядного гедонизма
Аристиппа.
Основной мыслью Эпикура
была та, что для счастья достаточно
отсутствия страдания; отсутствие страдания
мы уже ощущаем как удовольствие.
Это объясняется тем, что человек по натуре добр, а несчастным
же его делает страдание. Естественное
состояние человека состоит в том, что
он ничего хорошего и ничего плохого не
встречает на своем жизненном пути, а это
уже приятное состояние, поскольку сам
процесс жизни, сама жизнь являются радостью.
Это врожденная радость, о которой не надо
заботиться, мы носим ее в себе. В качестве
врожденной, она независима. Пусть лишь
тело будет здоровым и душа спокойной,
тогда и жизнь будет прекрасной.
Это существенное место
в эпикуреизме, поскольку здесь гедонизм связывался с культом
жизни. Жизнь есть благо, единственное,
которое дано нам в собственность. Эпикурейцы
в форме религиозного культа поклонялись
жизни, это была как бы секта почитателей
жизни. Тем не менее, они сознавали, что
это благо ограниченно и кратковременно.
В сравнении с природой, которая бесконечна,
устойчива и возрождается всякий раз вновь,
человеческая жизнь лишь эпизод. Эпикур
считал заблуждением веру в метемпсихоз
и периодическое возвращение души. Так
сложилось, что древняя философия осознала
для себя ценность жизни одновременно
с осознанием ее незначительности. Вывод,
сделанный из этого открытия, был следующим:
благо, которое мы постигаем, необходимо
оценить и сразу же воспользоваться им,
поскольку оно временно и преходяще. Необходимо
им воспользоваться сразу, не надеясь
на будущее бытие. Это была насквозь земная
этическая доктрина.
2. Внешние удовольствия.
Радость жизни является главным
элементом счастья, но не единственным.
Кроме этой внутренней радости,
существуют удовольствия, вызываемые внешними причинами.
Они (единственные, на которые Аристипп
обратил внимание) в целом иного рода,
чем это стихийное удовольствие от жизни.
Требуется воздействие п озитивных причин,
если для них достаточно отсутствия страдания
(они могут быть названы «позитивными»
в отличие от «негативных»), несмотря на
то, что любые чувства являются положительными.
«Позитивные» мы носим в себе, а «негативные»
зависят от обстоятельств и поэтому влияют
на судьбу счастья; в силу этого они не
постоянны. Для достижения положительных
удовольствий должны быть выполнены два
условия: необходимо иметь потребности
и необходимо, чтобы они были удовлетворены.
В то же время радость жизни проявляется
не через потребности и их удовлетворение.
Причем, одни удовольствия проявляются
при отсутствии потребности, а другие
же — при их удовлетворении. Негативное
удовольствие испытывает тот, чье спокойствие
не требует стимула и измениться не может,
позитивные же удовольствия может получить
только тот, кто подвергается воздействию
и изменению.
Названные выше два вида
удовольствия не равны между собой.
Только при отрицании удовольствия,
при отсутствии потребностей человек
неизменно свободен от страдания. Там,
где есть потребности, там всегда
существует угроза их неудовлетворения;
однако и само удовлетворение связано со
страданием. «Больше всего удовольствия
испытывает тот, кто имеет меньше всего
потребностей». Следовательно, отрицание
удовольствия является более значимым.
В таком случае оно составляет, собственно
говоря, цель жизни. Для того, чтобы этой
цели достигнуть, не нужно беспокоиться
об удовольствии, необходимо лишь избегать
страдания; не удовлетворять потребности,
а избавляться от них. Позитивное удовольствие
является не целью, а лишь средством, именно
средством для приглушения страданий,
когда они беспокоят человека. Необходимо
порвать с исходным инстинктом, предписывающим
то, что необходимо избегать любого удовольствия,
которое можно получить; необходимо выработать
в себе искусство умеренности в удовольствиях
и выбирать те из них, которые не влекут
за собой страданий.
Позитивные удовольствия
бывают двоякого рода: либо физические,
либо духовные. Соотношение их таково,
что физические удовольствия более
значимы, поскольку духовные не могут
существовать без них; еда (как удовольствие насыщения) связана с поддержанием
жизни, жизнь же — первое условие счастья.
Эпикур говорил, что «удовольствие желудка
является основой и источником любого
блага». В то же время духовные блага являются
высшими, ибо доставляют больше удовольствия;
и это происходит благодаря тому, что душа
содержит в себе не только современность,
а присущая ей сила воображения в одинаковой
степени как прошлое, так и будущее.
Эпикур не признавал
качественных различий между удовольствиями.
Не существует более или менее
значимых удовольствий, есть только более или
менее приемлемые. Он понимал, что если
бы он допустил качественные различия
между ними, то последовательный гедонизм
не удалось бы провести. «Если не нарушать
закона, не нарушать хороших обычаев, не
обижать ближнего, не повреждать тело,
то не потеряешь необходимых средств для
жизни и можешь удовлетворять свои желания».
Однако он признавал определенный стиль
жизни: стремился к удовлетворению духовных
радостей, возвышая культ удовольствия
и изысканности жизни (собственно говоря,
эту изысканность жизни и называют сейчас
эпикуреизмом). «Не игры и праздники, роскошь
любви и роскошь аппетита при уставленных
яствами столах делают жизнь сладкой,
а трезвый разум, который… отбрасывает
ошибочные мнения и более всего беспокоит
деятельную душу». Наиболее скромные удовольствия
— круг друзей и цветы в саду — были для
эпикурейцев высшими удовольствиями.
3. Средства для счастья.
Существует два основных способа
быть счастливым: быть добродетельным
и быть разумным. «Нет приятной
жизни, которая не была бы разумной, морально совершенной
и справедливой, но также нет разумной
жизни, морально совершенной и справедливой,
которая не была бы приятной». Жизненные
примеры, которые приводил гедонист Эпикур,
были, кроме крайне отличающегося исходного
пункта, идентичными с определениями идеалистов.
В то же время обоснование их Эпикуром
было другим. Согласно его мнению, к добродетели
следует стремиться, потому что добродетель
есть средство к счастью. В то же время
было бы нонсенсом воспринимать ее как
ценность саму по себе, и нонсенсом было
бы чтолибо для нее как таковой делать.
Дружба также ценна,
но нельзя жить беспечно и спокойно,
не будучи в дружбе с людьми, и
нельзя, в свою очередь, жить достойно,
не живя спокойно и беспечно. Тем
не менее, дружба есть только средство, а цель — всегда и
исключительно — удовольствие. И только
личное (индивидуальное удовольствие).
Все возвышенные эпикурейские предписания
опираются на эгоизм. И тот же альтруизм
никому и ни для чего, согласно Эпикуру,
не нужен. Обществу не требуются незаинтересованные
граждане, наилучшими гражданами являются
заинтересованные эгоисты, если они, естественно,
являются разумными. Эпикур стремился
к трезвой философии, на основаниях которой
он думал построить человеческие поступки,
мораль и право, общественное устройство
и хорошие отношения между людьми.
Разум необходим для
счастья, однако лишь для того, чтобы
удачно выбирать между удовольствиями,
а также управлять мыслями. Мысли
часто ошибочны и вызывают заблуждения
и страхи, которые больше всего нарушают покой человека и делают его
счастье невозможным. Нет худшего страха,
чем тот, который вызывает мысль о всемогущих
богах и неизбежной смерти. Но, может быть,
этот страх необоснован? Может быть, мы
боимся напрасно? Для того, чтобы в этом
убедиться, необходимо исследовать природу
вещей, и с этой целью Эпикур занимался
физикой. Для того, чтобы дисциплинировать
разум, он занимался логикой. Таким образом,
эти два раздела вошли в его философию.
II. Физика. По мнению
Эпикура, природу не стоит исследовать ради нее самой. Исследование необходимо
для того, чтобы стало возможным счастье
человека и, прежде всего, спокойствие
разума. А его можно успокоить лишь тогда,
когда мы скажем, что природа не угрожает
человеку. С этой мыслью Эпикур строил
свою теорию природы.
1. Физика без богов.
Эпикур был убежден в том,
что истинное объяснение природы
есть только причинное объяснение
и в силу этого он не мог
использовать ни платоновскую, ни
аристотелевскую, ни даже стоическую
теорию природы. Он мог обратиться
только к Демокриту. Эпикур, единственный в период
эллинизма, создал чисто причинную систему
природы, тогда как все другие школы развивали
финалистический метод платоновского
«Тимея».
Теория природы Эпикура
была в общих чертах демокритовской.
Она была материалистической: постулировала, что не существует
ничего, кроме тел и пустого пространства;
была атомистической в оппозиции к платоновской,
аристотелевской и стоической концепции
природы, трактовавших мир как органическую
целостность. Эпикур полагал, что тела
состоят из множества независимых друг
от друга атомов. То же, что, по нашим представлениям,
не является ни атомом, ни союзом атомов,
— это их свойство или, как, например, время
является свойством свойства. Свойством
атомов являются лишь величина и форма;
чувственные характеристики не относятся
к свойствам атомов, однако в то же время
— и в этом было различие взглядов Демокрита
и Эпикура — они не являются субъективными,
проявляясь лишь в группах атомов.
В целом, материализм
объединял Эпикура и стоиков,
однако в конечном счете его отделяло от них то, что,
будучи материалистами, стоики испытывали
влияние идеализма и делали ему различные
уступки, Эпикур же был твердым противником
идеализма. Его каузализм противостоял
стоическому финализму, его атомизм —
органической концепции природы, которую
признавали стоики, его механистическое
истолкование природы — стоическому динамизму.
Теория Эпикура в
понимании причин была механистической.
Движение атомов он объяснял исключительно
их механистически истолкованным весом;
собственно говоря, именно поэтому их движение
происходит по направлению «верх — низ».
Если бы все атомы падали равномерно в
одном и том же направлении, то их строение
не подвергалось бы изменениям. Для того,
чтобы объяснить изменения, происходящие
в окружающем мире, Эпикур допускал, что
атомы падают, отклоняясь от вертикали;
он полагал, что наличия этого отклонения
достаточно, чтобы объяснить все разнообразие
в системе мира и его истории. Вместе с
тем, он вводил через отклонение атомов
свободу, делая для нее исключение из жестко
детерминированной, механистической концепции
мира.
Помимо этого, единственного
исключения из жестко детерминированной
системы, Эпикур полагал, что объясняет
мир как результат механически
действующих материальных сил. Это
положение было наиболее важным, поскольку из него он делал
вывод о том, что природа может быть объяснена
из самой себя, без участия богов. Эпикур
не был атеистом; боги существуют, вечны,
счастливы, свободны от зла, но они обитают
в потустороннем мире — в благом и нерушимом
покое. Они не вмешиваются в судьбу мира,
ибо вмешательство предполагает усилия
и волнения, а это не соответствует совершенному
и счастливому бытию богов; близоруким
является наделение их функцией, которая
им не присуща. Боги являются лишь примером
для мира.
Если же боги не принимают участия в судьбе
мира, то нет необходимости их бояться.
Учение Эпикура освобождало человека
от одного из самых больших страхов —
страха перед богами.
2. Психология без бессмертной
души. Наибольшей трудностью для
материалистической системы стало объяснение психических
явлений, и с этой трудностью Эпикур, как
и огромное большинство древних, не вполне
справился. Он был уверен, что душа как
реально существующая и действующая должна
быть телесной. Она телесна, но, в соответствии
с распространенным в древности взглядом,
она иной природы, чем тело. Эпикур понимал
ее как некий коллоид, как равномерно распространенную,
по всему телу, наподобие тепла, материю.
Душа и тело — это две материи, два рода
атомов, взаимно влияющих друг на друга.
Душа, как и все телесное, находится в движении,
а результатом ее движения являются жизнь
и сознание, ощущения же — это изменения,
которые происходят в душе в результате
воздействия на нее внешних предметов.
Многообразие психических функций Эпикур
не смог объяснить иначе, как допустив,
что душа складывается из разных материй:
одна материя — причина покоя, вторая
— причина движения, третья — причина
тепла, поддерживающего жизнь, четвертая
же — наиболее тонкая материя — причина
психической деятельности.
Душа является сложной телесной структурой, подверженной
уничтожению, поскольку со смертью заканчивается
ее существование. Вера в бессмертие —
это ошибка. Но боязнь смерти необоснованна,
она — источник беспокойства, и в силу
этого — всех человеческих несчастий.
«Смерть нас не минует, так как зло и добро
есть только там, где можно чтолибо ощущать
чувствами, — смерть же есть конец чувственного
ощущения». Тот, кто это понимает, лишен
страха перед смертью, убежден, что нет
перед ним бесконечных перспектив страдания
и, сконцентрировав свое внимание на земной
жизни, единственной, которая нам дана,
сумеет соответственно ею распорядиться
и достигнуть счастья, для которого бессмертия
не нужно.
Как физика Эпикура, обошедшаяся
без вмешательства богов в
природу, избавляла от страха перед божествами, так и его психология,
лишенная бессмертной души, смогла освободить
человека от другого страха — страха перед
смертью.