Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:56, реферат
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.
Введение
1.Античная философия
2.Школы раннего эллинизма
Заключение
Всероссийская
государственная налоговая
РЕФЕРАТ
По философии
на тему
Поздняя античность:
стоики и скептики
Выполнил: студент группы ЮЗ-1
Андронов О.А
Проверил:_____________________
____
Москва 2009
ПЛАН
Введение
1.Античная философия
2.Школы раннего эллинизма
Заключение
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Источники изучения.
Большинство текстов
греческих философов
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Ее основная периодизация связана в первую очередь с общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающие, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов.
1. космологический,
с его онтологией и вытекающей из него
гносеологией и этикой, называемый порою
досократическим или натурфилософским
(VI-V вв. до н.э.);
2. антропологический,
представленный софистами, Сократом и
сократическими школами (2-я пол. V-IV вв.
до н.э.);
3. классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);
4. эллинистический,
связанный с возникновением и распространением
эпикуреизма, стоицизма и скептицизма,
а также неоплатонизма (конец IV в. – I в.
до н.э.);
5.римский,
представленный философией Цицерона,
Лукреция Кара, а также римским стоицизмом,
эпикуреизмом, скептицизмом и философией
позднеримского мыслителя Боэция (I в.
до н.э. - VI в. н.э.)
Досократики (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию. Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом пробл
Вывод: В натурфилософский период античной философии были сформированы следующие тенденции:
емы.
Период досократиков
сменяет софистика. Софисты –
странствующие платные учителя
добродетели, в центре их
Вывод:
Классический период (V – IVвв. до н .э.) – вершина античной философии. Основное философское содержание данного этапа:
1.обоснование
высокого нравственного
2.
формирование
3. завершение процесса становления основных направлений в философии, формирование линии Демокрита и Платона;
4.
формирование принципов
Эллинистическая философия (кон. 4 в. до н.э. – 1 в. до н.э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья. Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям.
Вывод:
В
период эллинизма меняется мировоззренческая
ориентация философии, ее интерес все
более сосредотачивается на жизни отдельного
человека. Социальная этика Платона и
Аристотеля уступает место индивидуальной
этике эпикурейцев и стоиков.
Рубеж тысячелетий
(1 в. до н.э. – 3 в. н.э.). В период поздней
античности полемика между школами
сменяется поиском общих
Неоплатонизм (3
в. до н.э. – 6 в. н.э). В последние века
своего существования главенствующей
школой античности была платоническая,
воспринявшая влияния пифагореизма,
аристотелизма и отчасти стоицизма. Для
периода в целом характерен интерес к
мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм),
различным синкретическим религиозно-философским
текстам и учениям (Халдейские оракулы,
гностицизм, герметизм). Особенностью
неоплатонической системы было учение
о первоначале всего сущего – Едином,
которое превыше бытия и мысли и постижимо
только в единении с ним (экстазе). Как
философское направление неоплатонизм
отличался высоким уровнем школьной организации,
развитой комментаторской и педагогической
традицией. Его центрами были Рим (Плотин,
Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа
Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик
Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные
представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон,
Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх
Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский). Детальная
логическая разработка философской системы,
описывающей иерархию мира, рожденного
от первоначала, сочеталась в неоплатонизме
с магической практикой «общения с богами»
(теургией), обращением к языческой мифологии
и религии.
В
раннем эллинизме (IV-I века до нашей эры)
выделяют три школы – эпикуреизм, стоицизм
и скептицизм, которые по-разному стали
трактовать чувственно-материальный Космос:
не только как нечто объективно данное,
но на него переносились и все субъективные
человеческие переживания, в том плане
он рассматривался как "мировой субъект"
(А.Ф. Лосев).
Эпикуреизм
Эпикуреизм (Эпикур, Лукреций, Гораций) исходит из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать "ощутимость" как некое первосвойство, некая аксиома. Атомы стали мыслительными конструкциями, аналогиями ощутимости бытия, которые могли менять свои направления, а источник их движения находился в них самих. Такой же ощутимостью были и боги, которые уже поэтому ни от чего не могли зависеть: "ни они не воздействуют на мир, ни мир не может воздействовать на них"1.
Подлинным источником познания, который никогда нас не обманывает, являются чувства. Объективно существующие вещи "источают" потоки атомов, каждый из этих потоков внутренне содержит образ вещи, который запечатлевается в душе. Результат этого воздействия есть ощущения, которые истинны, если соответствуют вещам, и ложны, если способны передавать иллюзорную видимость соответствия вещам. Ощущения являются основой для формирования представлений, которые сохраняются в памяти. Их совокупность может быть названа прошлым опытом. Имена человеческого языка фиксируют представления. Значением имен служат представления, соотнесенные через образ (поток атомов) с вещью.