Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:56, реферат
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.
Введение
1.Античная философия
2.Школы раннего эллинизма
Заключение
Закон, который правит миром и предписывает каждому отдельному существу должный образ действия, есть Логос, Божественный Разум. Поскольку, разум есть сущность природы, то и сущностью человека является разум. Цель человеческой жизни, по мнению стоиков, состоит в согласовании человеческого разума с разумом божественным, и. следовательно, высшее счастье - это есть жизнь в соответствии с природой человека, т. е. в соответствии с разумом. Отсюда добродетель - это искусство правильной жизни; она совпадает с первичным, природным влечением человека. К добродетели человек должен стремиться не ради последствий и наград, которые сулит обладание добродетелью, а ради нее самой
Добродетель не есть прирожденное свойство. Каждый человек приобретает
ее,
основываясь на природных
обучения и практического упражнения.
В начале жизни у человека еще нет разума, он существует лишь как
потенциальная
способность к
ни мудр, ни неразумен; ни нравственен, ни без нравственен. Только
с развитием логоса в человеке возникает моральная ответственность,
а это происходит по достижению ребенком семилетнего возраста.
Поскольку природа наполнена божественным разумом, поэтому
жить
в согласии с природой
Именно в этом состоит главный долг человека. Этика стоиков - этика долга.
Собственно,
именно они и ввели в
обыденное слово «долг».
Человек, будучи частью природы, должен стремиться жить в
гармонии
с ней, т. е. жить разумно, а, следовательно,
бесстрастно.
Скептицизм
Скептицизм – третье направление раннего эллинизма, наиболее крупными представителями которого были Пиррон из Элиса (365 – 275 годы до нашей эры) и Секст Эмпирик (200 – 250 годы нашей эры)1.
Название школы произошло от древнегреческого термина, означающего «рассматривание, разглядывание, колебание, нерешительность». Эта философская позиция всякое знание полагает недостоверным. Крайний скептицизм вообще отрицает возможность всякого достоверного знания, умеренный же скептицизм отрицает возможность достоверного знания о чем-либо определенном, допуская возможность познания в других областях.
Основателем
крайнего скептицизма был Пиррон родом
из Эдиды на Пелопоннесе (365-275 гг. до н.
э.). Он ограничивался устным изложением
своего учения и не оставил после себя
никаких сочинений.
В философии скептики видели деятельность, освобождающую человека
от бедствий, опасностей, от ненадежности, обманчивости, от страха и
волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. Философ - это тот,
кто стремится к счастью; оно же состоит в невозмутимости и в отсутствии
страдания.
Кто желает достигнуть понятого таким образом счастья, должен
ответить на три вопроса:
1) из чего состоят вещи?
2) как мы должны относиться к этим вещам?
3) какой результат, какую выгоду получим мы из этого отношения
Скептики отрицают абсолютный и всеобщий характер добра и зла.
Если бы существовало истинное, абсолютное, всеобщее благо и
это, то они были бы таковыми для всех и всегда. В действительности
же представления разных народов о благе, зле и безразличном весьма
отличаются друг от друга. Кроме того, фактическое благо разных
индивидов различно: то, что полезно одному, другому вредно.
Скептики показывают, что реальная нравственная жизнь представляет
собой многообразие фактов, взаимно исключающих друг друга.
Мораль, как и любой другой объект познания, допускает
взаимоисключающие, но равнозначные, с точки зрения достоверности,
суждения.
Представители
данного направления
Несовершенство органов чувств человека, его ничтожность перед величием природы, историческая ограниченность и относительность знания были возведены скептиками в оценочные принципы, сквозь призму которых был вынесен приговор философии: "Философия не способна дать адекватное знание". Собственную неудачу в области философского познания, собственное бессилие перед не раскрывшейся для них истиной они лицемерно перенесли на всю философию в целом по принципу:
"Если я чего-либо не знаю, то этого не существует".
Скептицизм утверждает вечный поиск, вечное недовольство разума.
Он отмежевывается и от тех, кто говорит, что нельзя найти истину,
и
от тех, кто утверждает, что
уже нашёл ее.
Заключение
В целом для античной
философии характерно рассмотрение человека
прежде всего в рамках системы мироздания
как одного из подчиненных ее элементов,
выделение в качестве главного и самого
ценного – разумного начала в человеке,
признание созерцательной деятельности
ума наиболее совершенной формой истинной
деятельности. Широкое разнообразие и
богатство античной философской мысли
обусловили ее неизменно высокую значимость
и огромное влияние не только на средневековую
(христианскую, мусульманскую), но и на
всю последующую европейскую философию
и науку.
Список
использованной литературы
1. А.Ф.
Лосев. История античной
2. В.В. Миронов. Философия. Учебник. М., 2001.
3. Э. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира. Репринтное воспроизведение издания Н. Глаголева. СПб., 1991.
4. В.П. Кохановский. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д., 2005
5.Введение в философию. Под редакцией Фролова И.Т.- М., 1986г.
6.Кохановский В. Философия. – Ростов-на-Дону, 1998г.
7.Радугин А.А. Философия – М., 1998г.
8.Рассел Б. История западной философии: В 2 т. - М., 1993.
9.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков и до наших дней. – М., 1994.
10.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
11.Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1999.
12.Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.
13.Кессиди К.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
14.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М., 1997.
15.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира - М., 1999.
16.Философия. Учебное пособие для вузов. Под редакцией В.И. Лавриненко. – М., 2000.
17.Лосев А.Ф. Словарь античной философии. – М., 1995.
18.Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1 и Ч 2. – М., 1989.
19.Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2000.