Познание, его возможности и границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:00, контрольная работа

Описание

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество.

Содержание

Введение ………………………………………………………......3
Сущность и диманика процесса познания
Сущность и структура познания………………………………4
Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории...4-6
Чувственное и рациональное познание…………………….7-9
Методы и уровни познания.
Уровни………………………………………………………..9-11
Методы……………………………………………………...11-14
Каковы свойства истины и ее критерии?
Что такое «истина»?..............................................................14
Абсолютная и относительная истина……………………..14-15
Критерии истины…………………………………………...15-16
Заключение…………………………………………………….......17
Список литературы………………………………………………..18
Сноски………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ФИЛ.контр 2 курсэ.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)
 

Контрольная работа №1 

Тема 28: Познание, его возможности и границы.

Содержание:                                                

    1. Введение ………………………………………………………......3
    2. Сущность и диманика процесса познания
      • Сущность и структура познания………………………………4
      • Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории...4-6
      • Чувственное и рациональное познание…………………….7-9
    1. Методы и уровни познания.
      • Уровни………………………………………………………..9-11
      • Методы……………………………………………………...11-14
    1. Каковы свойства истины и ее критерии?
      • Что такое «истина»?..............................................................14
      • Абсолютная и относительная истина……………………..14-15
      • Критерии истины…………………………………………...15-16
    1. Заключение…………………………………………………….......17
    1. Список литературы………………………………………………..18
    2. Сноски……………………………………………………………...18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

« Все  науки

более необходимы,

нежели  философия,

но лучше  ее нет

ни одной».

(Аристотель)

 

     Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем  научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука. Она в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

     Однако  наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

     Все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и с всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. 
 
 
 
 

     Сущность  и структура познания.

     Современная гносеология источником познания, сферой, откуда человек получает знание, считает существующую независимо от сознания объективную реальность. Принято выделять следующие элементы познавательного процесса: субъект познания, объект познания и посредники познания.

     Субъект познания - это тот, кто влияет на объект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятельности и общения.

     Объект  познания - это фрагмент (часть, аспект, уровень) объективной реальности (социальной, природной, культурной и т.д.), который включен в человеческую деятельность и познание.

     Посредники  познания - это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т.п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы и т.д.).

     Теория  познания рассматривает субъект  и объект познания в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Результатом любого познания является образ.

     Образ - это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа - сходство, адекватность оригиналу. Таким образом, познание - это активный процесс. Но что заставляет человека интересоваться новыми, ранее не известными ему явлениями? Считается, что главной движущей силой познания является практика.

     Практика - это материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды к потребностям общества. Практика является основой всего человеческого бытия, согласовывает и определяет все формы деятельности.

       Важнейшие виды человеческой  деятельности следующие: материально-производственная, общественно-политическая и научно-экспериментальная. Практика существует в единстве с познанием. Если практика - это материально-предметная деятельность, то познание - это идеально-образная деятельность. Однако не следует отождествлять практику и познание. По способу и результату деятельности практика и познание выступают как противоположности. Практика - это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание - это производство идей, знаний, моральных норм и т.д. 

Формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

     Благодаря новому методу построения знаний наука  получает возможность изучить не только те предметные связи, которые  могут встретиться в сложившихся  стереотипах практики, но и проанализировать изменения объектов, которые в  принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация. С этого момента кончается этап пред науки и начинается наука в собственном смысле. В ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип знания: теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Теория (от греч. theoria- рассмотрение, исследование)- форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе теорем, которые последовательно выведены из аксиом.

       Особенностью теории является  то, что она обладает предсказательной  силой. В теории имеется множество  исходных утверждений, из которых  логическими средствами выводятся  другие утверждения, то есть  в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение.

     Не  все философы считают, что достоверность- это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода считают, что задача науки - создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания.

     Теория  является средством дедуктивной  и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно  установить определенные отношения  между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

     Различаю  описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.

     Постановка  проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность.

     Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает  и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При  этом он исходит из предполагаемого  ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы (форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий).

     Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с эмпирическим материалом, ему стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии- выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется, прежде всего, на логическую непротиворечивость. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки.

На четвертой  стадии происходит разворачивание выдвинутого  предположения и дедуктивное  выведение из него эмпирически проверяемых следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение в нее уточняющих деталей.

     На  пятой стадии проводится экспериментальная  проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом.

     Иногда  метод гипотезы называют еще гипотетико-дедуктивным методом, имея в виду тот факт, что выдвижение гипотезы всегда сопровождается дедуктивным выведением из него эмпирически проверяемых следствий.

Объяснительная  гипотеза как предположение о законе - не единственный вид гипотез в науке. Существуют также «экзистенциальные» гипотезы- предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц, единиц наследственности, химических элементов, новых биологических видов и т. п. Есть и так называемые рабочие гипотезы, которые позволяют лучше организовать сбор эмпирического материала, но не претендуют на его объяснение.

     Важнейшей разновидностью метода гипотезы является метод математической гипотез. В методе математической гипотезы сначала для объяснения количественных зависимостей подбирается из смежных областей науки подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование.

     Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена. Он применим, прежде всего, в тех дисциплинах, где накоплен богатый арсенал математических средств в теоретическом исследовании. К таким дисциплинам, прежде всего, относится современная физика. Метод математической гипотезы был использован при открытии основных законов квантовой механики.  

Чувственное и рациональное познание.

     Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика).

     Чувственное и рациональное познание тесно связаны  между собой и являются двумя  основными сторонами познавательного  процесса. При этом указанные стороны  познания не существуют отдельно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно говорить о них как об этапах процесса познания. Каждый из этих этапов имеет свою специфику и существует в своих формах.

Информация о работе Познание, его возможности и границы