Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:56, контрольная работа

Описание

цель данной работы – рассмотреть познание как социально-опосредованное исторически развивающееся отношение человека к миру
Для достижения поставленной цели мы решим следующие задачи:
1. рассмотрим теорию познания как философскую дисциплину;
2. выявим понятия объекта и субъекта познания;
3. изучим понятие практики, её роль и место в познавательном процессе.

Работа состоит из  1 файл

Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру 6768.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

     Восприятие  – синтез ощущений, формирующий  ценный образ объекта. Оно зависит:

     1. От самих объектов

     2. От прошлого опыта

     3. От психологического состояния и здоровья человека.

     Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь  качеств и свойств в них.

     Наглядное воспроизведений прошлых восприятий с помощью памяти рождает «Представление»  – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения (фантазии, мечты).

     Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание. Этот вид познания наиболее полно реализуется в мышлении – процессе обобщенного и посредственного отражения действительности путем сознания абстракции.

     Рациональное  познание характеризуют:

     1. Опора на чувственные данные;

     2. Опосредованность (человек не контактирует  с предметами о которых мыслит);

     3. Обобщенность и абстрактность;

     4. Воспроизведение объектов на  уровне сущности, внутренних связей и отношений;

     5. Связь с речью, фиксация в  языке;

     Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение.

     Понятие – это обобщенный логический образ  предмета. Это означает, что оно  лишено чувственности. Это мысль, в  которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов возникновение понятия это скачек от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

     Суждение  – мысль, в которой связываются  несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

     Умозаключение – мысль, посредством которой  на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения. При  анализе мышления выделяют уровень  развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

     Многочисленные  данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и взаимообусловленности  чувственного и рационального. Психика  человека целостна и интегральна. И  для обозначения единства чувства  и мысли мы находим термин в  античной философии – «эйдос» («вид», «образ») – то, что дано в мышлении и одновременно видно. Поэтому сознание имеет и эйдетический характер. Максимально целостный психический образ явления есть эйдос.

     Психика человека как деятельность по выработке  нового – есть духовное творчество. Центральный момент творчества – озарение, интуиция.

     Интуиция  – прямое непосредственное неосознанное получение знания. Скорее всего, корни  интуиции в сложносплетениях сознания, бессознательного и сверхсознания. Интуиция и творчество могут развиваться  методами эвристики – науки изучающей творческую деятельность. Это сократические беседы, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм, математическое моделирование, виртуальное моделирование. Благодаря интуиции открыты структура бензола (Кекуле Ф.А.), таблица периодической системы химических элементов (Менделеев), болезнь Боткина, понятие о нейтрино Пауля, висячий мост Броуна (паутина).

     Мы  уже отмечали единство языка и  мышления. Под углом зрения гносеологии  язык определяется как система знаков, имеющих значения. Знаки – это сигналы, материальные явления. Они воспринимаются органами чувств (звуки, жесты, рисунки, чертежи), но так как замещают реальные предметы позволяют оперировать образами предметов – значениями, в свою очередь значения, актуальные в данный момент, имеющие индивидуальную значимость называются смыслами.

     Таким образом, познание – есть процесс  отражения объективного мира в субъективных образах; задачи познания – в обнаружении  сущности вещей, в знании; путь познания – от явления к сущности.

     4. Наука как специализированная  форма познания. Специфика социального  познания.

 

     Познание  как форма духовной деятельности существует в обществе с момента  его возникновения. И на каждом этапе  развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах. Это – обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское познание. В период XV – XVII в. Формируется научное познание мира, хотя зарождение н6ауки мы связываем с именами Аристотеля, Архимеда, Эвклида.

     Наука – деятельность людей по получению  нового знания, его систематизации и проверке.

     Сумма разрозненных сведений не есть наука. Отражая мир, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему  знаний о его законах. Она разделяется на множество отраслей. По предмету выделяются - естествознание, гуманитарные и социальные науки, технические науки и математика, в каждую из которых входят свои научные дисциплины. По отношению к практике науки делятся на фундаментальные и прикладные.

     Специфические признаки (особенности) научного познания:

     1. В обнаружении объективных законов  действительности, законов познания  и мышления, в ориентации на  общие свойства предмета и  их выражении в системе абстракций;

     2. В объективности, в достижении  объективной истины преимущественно рациональными средствами и методами, при участии живого созерцания;

     3. В ориентации на изменение  окружающего мира, на воплощение  в практику;

     4. В рационально-теоретическом способе  ориентации, постижении человеком  мира. Наука вырабатывает теоретические модели объекта и особые категории, отличные от обыденного опыта.

     5. В фиксации знаний, как целостной  системы понятий, теорий, гипотез,  законов и других идеальных  форм в естественном и искусственном  (формулы, математические уравнения) языке и постоянном воспроизводстве знания;

     6. В применении специфических материальных  средств (приборы, инструменты,  оборудование), а так же идеальных  средств и методов (логика, диалектика, системный, математический, кибернетический  и другие методы);

     7. В доказательности, обосновании  научных результатов достоверности  выводов.

     Кроме названных выделяются и другие критерии научности: внутренняя системность  знания, формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, строгость и т.д.

     Данные  критерии распространяются и на социальное познание. При этом специфика социального (гуманитарного) познания проявляется  в ряде моментов.

     1. Его предмет – «мир человека»,  отношения людей, а не реальные  вещии их свойства. В этом мире тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное,  цели, мотивы, страсть. Особая часть – это деятельность людей в ее  многообразных формах.

     2. Социальное познание неразрывно  связано с ценностями. Таковы  политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека,  его принципы, мотивы поведения. Они входят в процесс социального  исследования и сказываются на объективности получаемых знаний.

     3. Характерной чертой социального  познания является анализ  единичного, индивидуального, но на основе общего и закономерного.

     4. Методы такого познания – диалог, процедуры понимания,  интерпретации,  социальный эксперимент. В социальном  эксперименте  исследуемые реагируют  на духовный мир исследователя,  значит надо  учитывать влияние самого исследователя.

     5. В социальном познании критериями  объективности социального знания  являются.

     Эти особенности возникают в связи  со сложным, противоречивым характером социальных процессов и явлений, их пронизанностью ценностями, мировоззренческими компонентами, смысло-жизненными ориентациями людей. Об этом свидетельствует и то, что в социальном познании отсутствуют устойчивые парадигмы, подвижен эмпирический базис, сложна природа теоретических обобщений.

     Современная наука дисциплинарно организована, она принадлежит как целое к типу сложных развивающихся систем. В каждой отрасли науки (физике,химии, биологии) обнаруживаются многообразных формы знания: факты, законы, гипотезы, теории. Все разнородные знания организуются в целостность благодаря основаниям науки. Выделяют 3 блока оснований науки:

     1. Идеалы и нормы исследования;

     2. Научная картина мира;

     3. Философские основания;

     Блок  идеалов и норм включает идеалы и  нормы:

  • Доказательности и обоснования знания
  • Объяснения и описания
  • Построения и организации знаний

     Эти идеалы и нормы отличают науку  от других форм познания, и по отношению  к науке конкретной эпохи выражают стиль мышления этой эпохи, и конкретизируются применительно к определенной науке.

     Так например, обосновать знание в Средневековье значит раскрыть его смысл согласно Святому Писанию, а в Новое время – провести его опытную проверку.

     Второй  блок составляет научная картина  мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных  науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях их исторического развития. За три века развития науки сменились механическая, электродинамическая (последняя четверть 19 в.) и квантово-релятивистская теории мира. Катина мира одновременно обеспечивает систематизацию знаний,функционирует как исследовательская программа. Ломка картины мира представляет собой научную революцию.

     Третий  блок оснований науки образуют философские  идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы, картину мира и  обеспечивают включение научного знания в культуру.

 

      Заключение

 
 

     Раздел  философии, в котором рассматриваются  вопросы о сущности познания и. путях  постижения истины называется гносеологией.

     В основе научной теории познания лежит  теория отражения, согласно которой внешний мир воздействует на наши органы чувств, вызывая ощущения.

     Познание  – это прежде всего человеческая деятельность, направленная на отражение  действительности; это сложный противоречивый процесс от простой фиксации явлений  к анализу их сущности.

     Структура процесса познания представляет собой единство чувственного и рационального познания.

     Проанализировав составляющие элементы чувственного и  рационального познания, необходимо подчеркнуть роль практики в процессе познания, где познание и практика представляют собой две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Надо отметить при этом, что практика в процессе познания играет важную роль всеобщего критерия истины.

 

      Список используемой литературы

 
 
  1. Арефьева  Г.С. Общество. Познание. Практика. –  М., 1988.
  2. Губанов Н.И. Чувственное отражение: анализ проблемы в свете современной науки. – М.: Мысль, 1986.
  3. Диалектика познания / Под ред. М.С.Козловой – Л., 1989.
  4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли собр.соч.  Т. 18. с. 333-378.
  5. Ильин В.В. Теория познания. Введение, общие проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1993.\.

Информация о работе Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру