Познание как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира. Познание – это обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание – это специфическая деятельность человека, которая ориентирована на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще.

Содержание

1. Общее понятие познания. Формы познания.
2. Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.
3. Практика – основа, движущая сила и цель познания.
4. Истина и заблуждение.

Работа состоит из  1 файл

КСР 9. Познание как предмет философского анализа.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)


Частное учреждение образования

«БИП-Институт правоведения»

 

 

 

 

Контролируемая самостоятельная  работа

 

 

 

 

 

 

Вдовиченко П.И.

 

 

 

Познание как предмет философского анализа

философия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2007

 

Тема: Познание как предмет философского анализа

Тематический  план.

  1. Общее понятие познания. Формы познания.
  2. Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.
  3. Практика – основа, движущая сила и цель познания.
  4. Истина и заблуждение.

 

  1. Общее понятие познания. Формы познания.

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира. Познание – это обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание – это специфическая  деятельность человека, которая ориентирована  на открытие законов природы и  общества, тайн бытия человека и  мира вообще.

Раздел философии, в  котором изучается такие проблемы как природа познания, его возможности, граница, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания называется гносеологией или теорией познания.

Термин «гносеология»  происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение, т.е. учение (понятие) о знании. Данный термин в современной литературе употребляется в двух основных смыслах: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Но в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, т.е. являются тождественными.

Теория познания тесно  связана с онтологией – учением  о бытии как таковом, а также  с диалектикой – учением о всеобщих законах развития бытия и познания.

Некоторые философы отрицают принципиальную возможность познания объективного мира, отрицают объективную истину, считают невозможным объективное постижение сущности вещей, их закономерных отношений, тенденций развития. Такая позиция в философии называется агностицизмом. Наиболее известными сторонниками агностицизма в философии были Д. Юм и И. Кант. Юм исходил из того, что нам доступны лишь наши ощущения, упорядочивать и систематизировать которые призвана наука. Человек будто бы не в силах выйти за пределы своих ощущений. А на вопрос о том, что стоит за нашими ощущениями, что их вызывает, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Систематическое обоснование агностицизма дано Кантом. Мы познаем мир не таким, каков он есть на самом деле, заявлял он, а только таким, каким он нам кажется. Нашему знанию доступны только явления, феномены, составляющие содержание нашего внутреннего опыта. Что же касается самих вещей, их внутренней природы, то познание их человеку недоступно.

Вся современная  наука, весь практический опыт человечества дают неопровержимые доказательства того, что в мире много еще непознанного, но принципиально непостижимого нет.

Существует ряд форм (видов) познания.

Различают, например, следующие формы:

  1. Обыденно-практическое познание;
  2. Игровое познание;
  3. Мифологическое познание;
  4. Художественно-образное познание;
  5. Религиозное познание;
  6. Философское познание;
  7. Научное познание.

Обыденно-практическое познание – это взгляды людей на окружающий мир и на самих себя, которые складывались на основе повседневного (обыденно-практического) опыта (здравый смысл, приметы, предчувствия, верования и т.п.).

Игровое познание – это знания, приобретаемые в ходе игры (спортивные игры, деловые игры, игра актёров и т.п.).

Мифологическое познание – это отражение природы и общества народной фантазией (напр., мифы др. Греции и многие другие).

Художественно-образное познание – это отражение (освоение) действительности в различных видах искусства – в живописи, музыке, художественной литературе и др.

Религиозное познание – иллюзорное отражение мира (природы, общества, человека) ядром которого является вера в сверхъестественное.

Философское познание – отражение мира в целом, система самых общих взглядов на мир.

Научное познание – рациональное освоение действительности, признаками которого является систематизированность, обоснованность, отделение объекта от субъекта. Цель научного познания – постижение истины.

 

2. Сущность, структура  и динамика познавательной деятельности.

Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. Другими словами, в процессе познания задействованы органы чувств человека (это чувственное познание или «живое созерцание»), а также используется мышление, т.е. обобщенное и опосредованное отражение действительности. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами (мышления) являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и др..

Ощущение – это отражение предметов (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем, т.е. на зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это исходный пункт познавательного процесса, его источник и необходимая предпосылка. Ощущение непосредственно связывает человека с внешним миром и превращает энергию внешнего раздражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, температурные, вкусовые и др. В результате их непосредственного воздействия на органы чувств образуется целостное отражение предметов, которое называется восприятием.

Восприятие связано с синтезом свойств и сторон предметов, обнаружением и различением этих свойств и сторон с помощью, например, рук, позволяющих установить формы этих предметов; глаз, прослеживающих их видимые контуры и т.д. Тем самым обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающем мире.

В представлении отсутствует непосредственность отражения и образы предметов формируются на основе припоминания или продуктивного воображения. Представления могут обобщать сходные черты предметов, но, тем не менее, остаются формой чувственного отражения, фиксирующего внешние стороны предметов. Внутренние, существенные признаки предметов отображаются формами мышления. Различают два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок – это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно, логично строить свои мысли.

Разум – высший уровень рационального познания. Это творческое оперирование абстрактными понятиями и сознательное исследование природы этих понятий (абстракций). Отметим, что разум (интеллект) человека проявляется в его способности к абстрактному мышлению. Только на уровне разума (интеллекта) мышление может постичь сущность явлений, их закономерности и противоречия.

Как уже отмечено, разум оперирует понятиями. Они являются важнейшей формой мышления. В понятии концентрируется отображение существенных признаков предметов. Содержание понятия строится на основе представлений. Данные в представлении признаки предметов в понятии подвергаются анализу, фиксируются как расчлененные, с выделением существенных из них. Единый чувственный образ, данный в представлении, как бы препарируется с определённой точки зрения. Например, в повседневной житейской практике можно иметь представление о прямоугольнике, которое, в частности даёт возможность отличить предметы прямоугольной формы от предметов других геометрических фигур. Но уже в курсе школьной геометрии, на уровне понятий, знание о нём предстаёт совершенно иным, т.е. расчлененным и упорядоченным в своих компонентах.

Итак, с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков  предмета только (по этим признакам, кстати, можно отличить один предмет от другого  предмета). А при посредстве суждений выражается наличие (отсутствие) у предмета какого-то признака, существенного или несущественного. Например, в понятии «студент» мыслится такой существенный признак, как «лицо, обучающееся в вузе или техникуме», и не обязательно мыслятся несущественные признаки, выраженные словами «брюнет», «блондин» и т.п. Цвет волос не является существенным признаком понятия «студент», т.е. цвет волос – признак несущественный.

В процессе познания отдельные  суждения связываются между собой  и преобразуются по особым правилам. Таким способом рождается новое знание уже без непосредственной опоры на органы чувств.

Форма мышления, посредством  которой на основании одного или  более суждений получается (выводится) новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добывается выводным путём, т.е. способом умозаключений.

Таким образом, сущность познавательной деятельности можно свести к следующему:

  1. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, а разум их отбирает и делает определённые выводы.
  2. Без органов чувств невозможна работа разума (т.к. нечего будет осмысливать и обобщать).
  3. Не следует абсолютизировать ни значение чувств в познании (сенсуализм), ни значение мышления (рационализм). Такая абсолютизация представляет собой крайности, односторонности и может привести к заблуждениям, ошибкам.

В постижении человеком действительности существенное место занимает интуиция, т. е. непосредственное проникновение в суть явления без обоснования с помощью доказательства. Сущность интуиции состоит в том, что человек может приходить к выводам, опуская промежуточные звенья аргументации, не осознавая всю ту совокупность связей, на основании которой делается вывод.

В процессе познания используются различные способы получения  знаний, которые называются методами. Система методов именуется методологией. Различают два уровня общенаучных методов познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень включает в себя следующие методы:

  • наблюдение – целенаправленное восприятие действительности;
  • сравнение – выявление сходства и различия в изучаемых объектах;
  • измерение – определение численного значения величины;
  • эксперимент – активное воздействие на изучаемый объект;

К теоретическому уровню познания относятся такие методы как:

  • Абстрагирование (лат. Abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением таких свойств которые интересуют познающего субъекта в данный момент.
  • Анализ (греч. analysis – мысленное разделение предмета как некоторой целостности на его отдельные части, составные элементы. Как логический приём тесно связан и противоположен синтезу;
  • Синтез (от грач. Synthesis – соединение, сочетание) – процесс мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование (целостную систему).
  • Восхождение от абстрактного к конкретному – способ теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта.

Высшей формой научного познания является научная теория (греч. theoria – наблюдение, исследование) – т.е. система научных знаний, получивших подтверждение своей истинности и дающих целостное представление о закономерностях явлений определенного класса.

Второй формой научного познания является гипотеза (hypothesis – предположение), т.е. предположение при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления. При этом вывод этот нельзя считать вполне доказанным.

 

3. Практика  – основа, движущая сила и цель  познания.

Практика (гр. praktikos – деятельный, активный) – это активная чувственно-предметная деятельность людей, которая направлена на изменение реальной действительности.

Практика имеет свою структуру, в которую входят следующие элементы:

  1. Материальное производство.
  2. Политическая деятельность.
  3. Научный эксперимент.

Практика одновременно является:

        • Основой познания;
        • Движущей силой познания;
        • Конечной целью познания;
        • Критерием истины;

Практические (жизненные) потребности общества продвигают познание и науку в целом. Это означает, что именно практика ставит задачи перед теорией, направляет ход дальнейшего познания, является конечной целью теоретических изысканий и главной сферой приложения (использования) полученных знаний.

 

4. Истина и  заблуждение.

Целью научного познания является достижение истины. Истина (гр. aletheia – нескрытость) – это верное, адекватное отражение действительности (в живом созерцании или в мышлении) т.е. это такое знание, которое соответствует своему предмету.

Знанием называется идеальное  выражение в знаковой форме (т.е. в языке) объективных свойств  и связей природного и человеческого мира.

Истина всегда одна. Это означает что знание, соответствующее своему предмету, может быть только одно.

Различают в научном  познании:

  1. Объективность – независимость содержания истинного знания от отдельных людей. Например, Земля вращается вокруг Солнца. Истинное знание может быть только одно и от воли познающего его содержание не зависит.
  2. Субъективность истины, т.е. по своей внутренней форме (но не по содержанию) истина всегда субъективна, т.к. люди выражают её в понятиях, теориях, законах и т.д.
  3. Истина может быть относительной и абсолютной.

Относительная истина – это такое знание, которое не является исчерпывающим и в дальнейшем оно может быть дополнено, уточнено.

Информация о работе Познание как предмет философского анализа