Познание как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира. Познание – это обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание – это специфическая деятельность человека, которая ориентирована на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще.

Содержание

1. Общее понятие познания. Формы познания.
2. Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.
3. Практика – основа, движущая сила и цель познания.
4. Истина и заблуждение.

Работа состоит из  1 файл

КСР 9. Познание как предмет философского анализа.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Абсолютная истина – это знание полное, исчерпывающее, т.е. такое которое не будет дополняться, уточняться. Например, Земля вращается вокруг Солнца.

Истина всегда конкретна. Это означает, что истинное знание в своём содержании определяется условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Например, сумма внутренних углов треугольника равна 180° в геометрии Эвклида. В геометрии Лобачевского-Римана она больше 180°.

Истина далеко не всегда является неким одноразовым актом  постижения объекта сразу, целиком  и в полном объёме. Так как материальный и духовный мир находится в постоянном изменении, то его адекватное отражение представляет собой процесс, т.е. движение от знания менее полного к знанию более полному и т.д.

Критерием истины является практика. Именно практикой проверяется  достоверность знаний, их адекватность действительности.

Истину следует отличать от правды, хотя часто понятия «истина» и «правда» отождествляют.

Правда – это то, что представляется кому-либо правильным, верным с точки зрения морали, этики и т.д.

Заблуждение — это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Отграничением истины от заблуждения является практика.

Ложь — преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Понятие ложь близко по смыслу к понятию «дезинформация» — передача (объективно) ложного знания как истинного или объективного знания.

Вера — бездоказательное признание истинности того или иного явления. Слепая вера в сверхъестественное — составная часть всякой религии. Включает, во-первых, догматы, например, о бытии и природе божества, о том, что есть благо и зло для человека, во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю и спасителю во всех конкретных ситуациях; в третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдает себя. В обычном словоупотреблении вера — это уверенность в научных выводах, гипотезах, которые в данный момент еще нельзя доказать экспериментально. Такая вера опирается на уже достигнутое и проверенное на практике знание

Контрольные вопросы.

  1. Что такое знание и познание?
  2. Каковы предмет и метод гносеологии?
  3. Как соотносятся познание и практика?
  4. Что такое истина, в чём заключается её свойства и критерий?
  5. Что такое абсолютная истина, относительная истина, объективная истина, практика?
  6. В чём состоит сущность заблуждения?
  7. Что представляет из себя структура знания и его диалектика?
  8. Каким может быть соотношение знания и веры?
  9. Что такое правда?
  10. Что такое ложь?
  11. Каково соотношение истины, правды и лжи?
  12. Что такое рассудок?
  13. Что такое разум?
  14. Какие уровни и формы познания Вам известны? В чём их сущность?

Ответить на вопросы теста:

1. Что означает термин «агностицизм»?

а. Мир, не доступный познанию

б. Несовершенство, изменчивость знаний

в. Познание наиболее адекватно отражает действительность

г. Познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере

2. Какое познание основано на ощущении?

а. Чувственное познание

б. Логическое познание

3. Интуиция - это:

а. Работа сознания на бессознательном уровне, прорыв бессозна 
тельного в сознание

б. Процедура познания, предполагающая использование правил и 
символов на основе договоренности субъектов по познанию

4. Цель познания:

  1. Постижение истины
  2. Разрешение противоречий в практической деятельности человека
  3. Удовлетворение потребности в познании окружающего мира
  4. Познание как проявление творчества

5. Перечислите известные  вам варианты решения вопроса  о познаваемости мира.


6. Укажите представителей агностицизма в классической философии:

Ф. Бэкон, Дж. Беркли, Г. Гегель, Д. Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо.

7. Выделите основные функции практики в процессе познания:

а) практика — основа познания;

б) практика — часть познания;

в) практика — критерий истины;

г) практика — цель познания;

д) практика — начало познания;

е) практика — предшественница познания.

8. Укажите основные формы чувственного познания:

суждение, ощущение, восприятие, умозаключение, представление, понятие.

9. Выделите основные формы рационального познания:

умозаключение, ощущение, понятие, восприятие, представление, суждение.

 

Список основной литературы.

  1. Е.З.Волчек. Философия. Мн.2006
  2. Философия. Под ред. Ю.Харина. Мн.2006
  3. О.Г.Волкогонова, Н.М.Сидорова, Основа философии. М.2006
  4. А.Г.Спиркин. Философия. М.2006
  5. В.Г.Кузнецов и др. Философия. Учебник. М.2006
  6. В.Д.Губин. Философия: актуальные проблемы. М.2006

 

Дополнительная  литература.

  1. Мир философии; В 2 т. М.1991
  2. Философия. Под ред.проф. В.П.Кожановского. Ростов-на-Дону.2004
  3. Д.А.Симонов. История философии в вопросах и ответах. М.2006

Информация о работе Познание как предмет философского анализа