Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:26, контрольная работа
Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира. Познание – это обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание – это специфическая деятельность человека, которая ориентирована на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще.
1. Общее понятие познания. Формы познания.
2. Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.
3. Практика – основа, движущая сила и цель познания.
4. Истина и заблуждение.
Абсолютная истина – это знание полное, исчерпывающее, т.е. такое которое не будет дополняться, уточняться. Например, Земля вращается вокруг Солнца.
Истина всегда конкретна. Это означает, что истинное знание в своём содержании определяется условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Например, сумма внутренних углов треугольника равна 180° в геометрии Эвклида. В геометрии Лобачевского-Римана она больше 180°.
Истина далеко не всегда является неким одноразовым актом постижения объекта сразу, целиком и в полном объёме. Так как материальный и духовный мир находится в постоянном изменении, то его адекватное отражение представляет собой процесс, т.е. движение от знания менее полного к знанию более полному и т.д.
Критерием истины является практика. Именно практикой проверяется достоверность знаний, их адекватность действительности.
Истину следует отличать от правды, хотя часто понятия «истина» и «правда» отождествляют.
Правда – это то, что представляется кому-либо правильным, верным с точки зрения морали, этики и т.д.
Заблуждение — это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Отграничением истины от заблуждения является практика.
Ложь — преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Понятие ложь близко по смыслу к понятию «дезинформация» — передача (объективно) ложного знания как истинного или объективного знания.
Вера — бездоказательное признание истинности того или иного явления. Слепая вера в сверхъестественное — составная часть всякой религии. Включает, во-первых, догматы, например, о бытии и природе божества, о том, что есть благо и зло для человека, во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю и спасителю во всех конкретных ситуациях; в третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдает себя. В обычном словоупотреблении вера — это уверенность в научных выводах, гипотезах, которые в данный момент еще нельзя доказать экспериментально. Такая вера опирается на уже достигнутое и проверенное на практике знание
Контрольные вопросы.
Ответить на вопросы теста:
1. Что означает термин «агностицизм»?
а. Мир, не доступный познанию
б. Несовершенство, изменчивость знаний
в. Познание наиболее адекватно отражает действительность
г. Познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере
2. Какое познание основано на ощущении?
а. Чувственное познание
б. Логическое познание
3. Интуиция - это:
а. Работа сознания на бессознательном
уровне, прорыв бессозна
тельного в сознание
б. Процедура познания, предполагающая
использование правил и
символов на основе договоренности субъектов
по познанию
4. Цель познания:
5. Перечислите известные вам варианты решения вопроса о познаваемости мира.
6. Укажите представителей агностицизма в классической философии:
Ф. Бэкон, Дж. Беркли, Г. Гегель, Д. Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо.
7. Выделите основные функции практики в процессе познания:
а) практика — основа познания;
б) практика — часть познания;
в) практика — критерий истины;
г) практика — цель познания;
д) практика — начало познания;
е) практика — предшественница познания.
8. Укажите основные формы чувственного познания:
суждение, ощущение, восприятие, умозаключение, представление, понятие.
9. Выделите основные формы рационального познания:
умозаключение, ощущение, понятие, восприятие, представление, суждение.
Список основной литературы.
Дополнительная литература.
Информация о работе Познание как предмет философского анализа