Правовая сфера жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:01, контрольная работа

Описание

В юридической литературе, трудах философов и мыслителей много внимания уделяется проблеме построения идеального (правового) общества и государства. Во многих исследованиях, на протяжении многих лет и веков эта проблема подверглась детальной разработке. Но имеются еще и спорные вопросы,, требующие дополнительного изучения.

Содержание

Введение………………………………………………………...............3
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы……….4
2. Взаимоотношение права и политической власти………………....7
3. Объясните понятие «правовое государство».
Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества…………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 47.22 Кб (Скачать документ)

  Правообразующие принципы в историческом контексте 

  Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, традицией, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Когда общество раскололось на классы, возникли противоположные интересы, которые необходимо было регламентировать. Через право, оформленное законом, государство осуществляет свою законодательную деятельность.

  Государства различаются, прежде  всего, в зависимости от того, интересы какого класса  они   защищают,   каков   экономический базис общества, на котором они зиждутся. Следовательно, тип государства выражает его классовую сущность. Истории известны три основных типа эксплуататорского государства:  рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Любое рабовладельческое государство было диктатурой рабовладельцев.  Рабы не участвовали в государственной жизни общества, не имели политических и юридических прав. Лишь в результате острой борьбы, на последней стадии рабовладения, в правовых документах стал появляться запрет на убийство рабов. Право, как и государство, своим главным назначением имело защиту частной собственности от тех, у кого ее не было.

  На  смену рабовладельческому государству  пришло государство феодальное. На ранней стадии развития феодализма территория государства состояла из множества независимых княжеств, герцогств и графств. Постепенно власть короля или царя усиливалась, а власть князей, герцогов и графов ослабевала. Этого требовало развитие экономики. Государства эпохи феодализма образуют единый тип, все они — неограниченная  власть феодалов. Феодальное государство прикрепляло крестьян к помещичьей земле и жестоко расправлялось с теми из них, кто не хотел работать на помещика. Феодальное право предоставляло помещику возможность продавать или покупать работника, требовать от него бесплатной работы. Этому соответствовало почти полное бесправие крестьянина, который не мог без разрешения помещика жениться, приобрести имущество, купить землю.

  Буржуазное государство являло собой новый, более прогрессивный в сравнении с феодальным тип государства. Буржуазное государство заинтересовано в уничтожении сословности: развитие капиталистического способа производства требует свободной конкуренции и в силу этого — формального равенства людей перед законом. Принцип наследования государственной власти заменяется при капитализме принципом выборности на руководящие государственные посты. Ограничение политических прав угнетенных классов при феодализме сменяется в условиях капитализма формальным предоставлением им юридических прав и участием в выборах органов государственной власти. Шедшая к власти буржуазия провозгласила буржуазно демократические свободы, равенство и народовластие, опирающееся на суверенитет народа. Это выражалось в отстаивании прав личности, прав человека и гражданина. Буржуазные декларации и конституции вместе с тем неукоснительно отстаивают и охраняют капиталистическую частную собственность и экономическое неравенство. Буржуазное государство характеризуется централизацией власти, а право имеет своей целью оберегать частную собственность, блюсти неповинную на  ней эксплуатацию наемной  рабочей силы и подавлять  революционное движение трудящихся.

  Социалистическое  государство - принципиально новый исторический тип государства. Оно выступает как орудие уничтожения эксплуатации человека человеком, построении бесклассового общества. Социалистическое право выражает волю всего парода, регулирует хозяйственную и другие общественные отношения, охраняет социалистический порядок, устанавливает права и обязанности граждан и должностных лиц, стоит на страже общественной  и личной собственности. Истории известны и государства переходного типа со сложной социально-классовой структурой.

  Особенность правосознания

  Правосознание представляет собой совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение к  праву и правовым явлениям общественной жизни.

  В структурном отношении правосознание  представлено в двух формах: 1) в форме  правовой идеологии; 2) в форме правовой психологии. Правовая идеология (система официальных представлений о праве) – совокупность представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству, существующему политическому режиму, государственной власти. Правовая психология (система неофициальных представлений о праве) – совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, связанных с правовыми явлениями в обществе.

  В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно  выделить три основные функции правосознания: 1)познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом; 2) оценочная функция правосознания состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность; 3) регулятивная функция правосознания состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.

  По  уровню осознания необходимости  права, глубине проникновения в  сущность права и правовых явлений  в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов  правосознание можно разделить  следующим образом:

  - обыденное (массовое) правосознание;

  - специализированное (профессиональное) правосознание;

  - научное (теоретическое)  правосознание.

  Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется  на базе повседневной жизни граждан  в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания  характерно знание общих принципов  права, здесь правовые воззрения  тесно переплетаются с нравственными  представлениями.

  Специализированное, профессиональное правосознание складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Субъекты этого  уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

  Само  профессиональное юридическое правосознание  с учетом внутрипрофессиональных различий можно подразделить на внутрипрофессиональные группы – правосознание ученых-юристов и правосознание юристов-практиков, и подгруппы – правосознание судей, правосознание работников прокуратуры, правосознание работников милиции, правосознание адвокатов и т.д.

  Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами  правового регулирования общественных отношений.

  По  субъектам правосознание можно  разделить на следующие виды:

  - индивидуальное правосознание;

  - групповое правосознание;

  - общественное правосознание.

  При этом предполагается, что правосознание, как и сознание вообще, присуще лишь человеку, а групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных людей, образующих соответствующие группы и общество в целом. 

  3. Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте современное правовое состояние общества. 

  Специфику права выражают признаки, четко выделенные либерально-просветительской концепцией права еще в 18 в. К этим правообразующим принципам были отнесены: равенство, свобода, справедливость.

  Равенство, свобода, справедливость составляют суть права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в  виде законов, указов и прочих нормативных  актов.

  Объективный принцип равенства проявляется (или не проявляется) в том или ином законе. Правовой принцип равенства означает всего лишь применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественным, семейном и прочих отношениях) индивидам.

  По  мнению Гегеля, «система права есть царство реализованной свободы». Т.е., правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы  и притязания в цивилизованной форме, не подвергаясь опасности произвола, самоуправства или ущемления прав личности со стороны государства  или других индивидов. Но свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Значит и здесь неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет вовсе. Право поэтому выступает мерой свободы индивидов, оно указывает ее рамки, пределы, выход за которые нарушает свободу другого, а значит, подрывает правопорядок.

  Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Правовая справедливость и есть соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.

                    Отличие закона и права 

  Закон и право отличаются друг от друга. Одной из существенных особенностей права является объективный, естественноисторический характер его развития. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика.

                    Правое  государство 

        Правовое государство  – это такая форма организации  и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права.1 

  _______

  1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М., 1993.

  Первые  представления о правовом государстве  как об определенном государственном  устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться  еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических  представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политикоправовые идеи и институты Древней Греции и Рима.

  Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

  В период буржуазных революций возникают  новые подходы к идее правового  государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации  государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в руках  одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед  законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

  Значительный  вклад в теорию правового государства  в этот период внесли Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. видные мыслители 18 – 19 вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

  В русской политикоправовой мысли тема правового государства поднималась в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышева, А.И. Радищева, П.и. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

  В завершенном виде русская концепция  правового государства сложилась  в работах видных правоведо и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и др. Большинство из низ принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине 19 в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

  Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим  законности.

  Советская государственноправовая наука идею правового государства считала буржуазной.

  В период перестройки и после краха  социалистической системы в нашей  стране произошли серьезные изменения  в научных взглядах на государство  и право, обозначились новые подходы  к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

Информация о работе Правовая сфера жизни общества