Правовая сфера жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:01, контрольная работа

Описание

В юридической литературе, трудах философов и мыслителей много внимания уделяется проблеме построения идеального (правового) общества и государства. Во многих исследованиях, на протяжении многих лет и веков эта проблема подверглась детальной разработке. Но имеются еще и спорные вопросы,, требующие дополнительного изучения.

Содержание

Введение………………………………………………………...............3
1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы……….4
2. Взаимоотношение права и политической власти………………....7
3. Объясните понятие «правовое государство».
Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества…………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………20
Список используемой литературы……………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 47.22 Кб (Скачать документ)

                    Признаки  правового государства

  В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства  обычно выделяют следующие:

  1. Верховенство права. В правовом  государстве высшей юридической  силой обладает только закон,  которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства – Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

  2. Разделение власти. Разделение власти  на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

  3. Гарантированность прав и свобод  граждан. Этот признак правового  государства означает, что кроме  провозглашения прав и свобод  личности в обществе должны  существовать конкретные механизмы  их реализации, т.е. реально обеспеченная  возможность гражданина получить  образование, социальное обеспечение,  квалифицированную юридическую  помощь, судебную защиту своих  прав, эффективную работу правоохранительных  органов и т.д. Личность в праве иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

  4. Взаимная ответственность государства  и личности. Провозглашая определенные  права и обязанности гражданина, само государство имеет не  только права, но и обязанности  перед гражданином. Оно не свободно  от ограничений в своих решениях  и действиях, и государственные  органы несут ответственность  за нарушение законов или ненадлежащее  выполнение своих обязанностей.

  Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ.; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

  Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан  носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства  находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые  условия для реализации каждым гражданином  своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности  связан с резкой переориентацией  социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

  Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности.

  Правовое  государство это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие, государство применяет силу в  правовых рамках и только в тех  случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе  других людей.

        Правовое состояние общества в современной России

  Действующая конституция РФ, принятая на всенародном  референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала  РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской  формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство.

  Определенная  глава Конституции посвящена  правам и свободам граждан РФ, которые  сформулированы в соответствии с  нормами международного права.

  Реальные  демократические преобразования в  праве начались со второй половины 80х гг., особенно после поражения  августовского (1991г.) путча. Получил  общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и  положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ). В октябре 1991 г. Верховным советом РФ была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом РФ в 1991 г. Декларация прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства, предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

  В течение долгих десятилетий в  нашей стране действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

  Необходимым фактором, определяющим во многом успех  многих преобразований в государственной  и политической жизни нашего общества, является уровень политической и  правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами неотъемлемая черта демократического государства.

  На  территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства  и права становление новых  «независимых государствах» государственных  и правовых систем, соответствующих  требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

  Конституционная модель российской правовой государственности  остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных  институтов. Наряду с существенными  достоинствами конституционная  модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового  государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать  в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

  Грубо нарушается принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными  и исполнительными органами субъектов  РФ нормативноправовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации феодальных законов.

  В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового  государства, следует рассматривать  развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты  очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция РФ, Договор об общественном согласии.

  Т.о., основная задача состоит в том, чтобы наконец преодолеть застарелый порок российской власти тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должно сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
Таким образом, детально рассмотрев концепцию  правового общества и государства  можно прийти к выводу о том, что  в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например, Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, что оно  реально существует, «это является скорее задачей, которую предстоит  решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом». Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество государств становятся на путь демократизации отношений между государством и личностью.

Таким образом, концепция правового общества и государства, с одной стороны, стоит в одном ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны, не лишена реализма, который сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

.

Информация о работе Правовая сфера жизни общества