Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:03, контрольная работа
По некоторым историческим источникам, впервые термин "философ" стал употреблять древнегреческий математик Пифагор (примерно 580 – 500 гг. до н.э). Пифагор применял термин "философ" к людям, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни. Сам термин "философия" закрепился в мировой культуре благодаря древнегреческому философу и мыслителю Платону, в его учении философия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира.
Введение…………………………………………………………………….…3
Предмет и основные функции философии………………………….………….4
Заключение………………………………………………………………...15
Список использованной литературы………………..…….…17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Филиал
ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»
в г. Волгодонске
Ростовской области
КАФЕДРА
______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине:
______________________________
(наименование учебной дисциплины)
тема (вариант):
______________________________
(тема, вариант индивидуального задания)
№
зачетной книжки _____________________________
Выполнил(а): | __________________
(подпись) |
_______________________
(Ф.И.О. студента) (курс, группа) (специальность или направление) |
Принял(а): | __________________
(подпись) |
_______________________
(Ф.И.О. преподавателя) |
Волгодонск
20__г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предмет
и основные функции философии………………………….……
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………..…….…17
Введение
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Она возникает почти одновременно в трех культурных ареалах Древнего мира — Греции, Индии и Китае. Это VII—VI вв. до н. э. Древние мудрецы размышляли и вели нескончаемые споры по самым разнообразным вопросам: о том, как устроен космос, каково место человека в этом мире, в чем смысл жизни и предназначение человека, откуда мы, люди и т. п.
По
некоторым историческим источникам,
впервые термин "философ" стал
употреблять древнегреческий
Возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.
Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.
ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Предмет философии
Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру.
Следует
учесть, что долгое время предмет
философии многими учеными
В
предмет философии включается и
рассмотрение вопросов о том, как
возникает, развивается и преобразуется
сама философия, как она взаимодействует
с разными формами
Иными
словами, в качестве предмета философии
рассматривается вся
В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:
-
онтология - учение о бытии,
о первоначалах всего сущего,
о критериях существования,
-
гносеология - раздел философии,
в котором изучаются проблемы
природы познания и его
-
аксиология - учение о природе
и структуре ценностей, их
- праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
- антропология - философское учение о человеке;
-
социальная философия - раздел
философии, описывающий
Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.
Функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи данной науки.
Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, информационно-коммуникативная, ценностно-ориентирующая, критическая, интегрирующая, идеологическая, воспитательная, прогностическая, проектировочная.
Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной. Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. За две с лишним тысячи лет она выступала во многих ипостасях : от заботы о смерти и средства уподобления богу у Платона до науки наук и орудия революционного переустройства мира у Гегеля и Маркса. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.
Методологическая функция
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.
Мыслительно-
Мыслительно-
Гносеологическая функция
Гносеологическая
функция или теоретико-
Критическая функция
В
рамках философии осуществляется оценка
происходящего в мире на основе содержащихся
в философии общих
Аксиологическая функция философии
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).