Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:33, реферат
Актуальность данной темы обусловлена всевозрастающей ролью техники в жизни общества, а также неоднозначностью оценки такой роли. С одной стороны, техника сама является величайшим благом цивилизации и обеспечивает множество других благ. С другой стороны, развитие техники привносит в жизнь общества множество новых реалий далеко не позитивного свойства. Кроме того, при любом отношении к технике, человечество уже вряд ли сможет отказаться от нее и от ее развития, а техника становится неотъемлемым сопутствующим элементом дальнейшего бескризисного развития общества. Именно поэтому техника стала важным объектом философской рефлексии.
Содержание
1 Предмет философии техники
2 Смысл сущности понятия техники
3 Основные задачи философии техники
4 Основные направления и тенденции развития философии техники
ВЫВОДЫ
Литература
«Предмет, основные сферы и задачи философии техники»
Содержание
1 Предмет философии техники
2 Смысл сущности понятия техники
3 Основные задачи философии техники
4 Основные направления
и тенденции развития
ВЫВОДЫ
Литература
Актуальность данной темы обусловлена
всевозрастающей ролью техники
в жизни общества, а также неоднозначностью
оценки такой роли. С одной стороны,
техника сама является величайшим благом
цивилизации и обеспечивает множество
других благ. С другой стороны, развитие
техники привносит в жизнь
общества множество новых реалий
далеко не позитивного свойства. Кроме
того, при любом отношении к
технике, человечество уже вряд ли сможет
отказаться от нее и от ее развития,
а техника становится неотъемлемым
сопутствующим элементом
Задача данной работы: выявить специфику предмета философии техники и определить:
- что такое предмет философии техники;
- смысл сущности понятия техника;
- основные задачи философии техники;
- основные направления
и тенденции развития
Цель реферата: выделить специфические проблемы и перспективные направления исследования. Доказать, что философия техники как новая относительно самостоятельная философская дисциплина развивается, главным образом, из синтеза достижений техниковедения, социальной философии, философии природы, философии культуры и социально-философской антропологии.
1 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
В центре изучения философии
техники стоят явление (феномен)
и сущность техники. Как феномен,
то есть явление техника выступает
не столько в виде машин, орудий,
технических сооружений, но прежде
всего как техническая среда.
Поэтому к феноменальным
Что же является предметом философии техники?
На этот вопрос можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.
Философия техники, исследует;
- во-первых, феномен техники в целом;
- во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом;
- в-третьих, принимает
во внимание широкую
Нужно отметить, что эти вопросы заинтересовали мыслителей относительно недавно. Хотя техника как создание орудий и «техника» в смысле технологической стороны всякой деятельности (техника земледелия, техника изготовления вещей, техника любви и т.д.) возникла на заре человечества, несколько десятков тысяч лет тому назад, феномен техники в его современном понимании был выделен и осознан только в XIX столетии. Философское же осмысление техники относится ко второй половине и концу XX столетия.
Философский характер размышлениям по философии техники придает уяснение идеи и сущности техники, понимание места техники в культуре и социальном универсуме, исторический подход к исследованиям техники. Согласно другой точке зрения, философия техники – это не философия, а скорее междисциплинарная область знаний, представляющая собой вообще широкую рефлексию над техникой. Два соображения подкрепляют этот взгляд.
Первое – это то, что философия техники содержит разные формы рефлексии техники и поэтому по языку далеко отклоняется от классических философских традиций.
Второе соображение связано с характером задач, которые решает философия техники.
Впрочем, ряд современных методологов, например В. Швырев, А. Огурцов, утверждает, что помимо традиционных проблем и задач современная неклассическая философия занимается решением именно методологических и прикладных задач, весьма напоминающих те, которые обсуждаются в философии техники. В этом последнем случае, действительно, философия техники является полноценной неклассической философской дисциплиной.
Вопрос о статусе и
природе философии техники
Итак, если предметом философии техники является, прежде всего, техника, то возникает вопрос: что же представляет собой сама техника?
В литературе по философии техники уже неоднократно обращалось внимание на то, что английское слово «technology» допускает расширительное толкование, охватывая понятия «техника» и «технология». Различение этих понятий является одной из важных тем дискурса философии техники. В. М. Розин рассматривает технику как артефакт (совокупность артефактов), нечто созданное человеком при помощи специальных знаний. Вместе с тем, не всякий артефакт есть техника - к числу артефактов относятся также знаки. Можно поэтому говорить о «родовой» близости технического и семиотического. Как артефакт, техника выполняет прежде всего инструментальную функцию, служит удовлетворению каких-то потребностей. Совокупность артефактов – это самостоятельная реальность, определенный способ существования человека в техническом мире, а также специфический (инженерный) способ отношения человека к миру.
Технология в узком смысле понимается В. М. Розиным как организация технической деятельности; феномен последних трех десятилетий – технология в широком смысле – рассматривается как совокупность принципов, образующих своего рода техносферу, состояние которой определяется технологией в узком смысле и социокультурными процессами. [1, с. 35-36]
Проанализировав вышесказанное,
нужно отметить, что философия
техники – направление
Как область философского знания философия техники отражает состояние философской мысли и не может быть лучше ее. Она выражает состояние философии в целом, ее достижения, неудачи и пытается ответить на вечные проблемы .
В целом предметная область
философии техники неоднородна.
В ее содержание входит философия, технология,
социальные, экологические и политические
проблемы. Философия техники как
бы аккумулирует энергию многих областей
человеческого знания и деятельности,
направленных на познание техники. Синтетическая
роль философии техники чрезвычайно
важна, поскольку в исследовании
техники возникла определенная диспропорция.
На одном полюсе сосредоточены исследования
сугубо научно-технического порядка, в
которых участвуют
2 СМЫСЛ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ТЕХНИКА
Слово техника происходит от греческого Τεγνη (технэ) – искусство, мастерство, умение. Техника – это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Термин «техника» также означает «способ изготовления чего-либо» – например, техника живописи, техника выращивания картофеля и т.п.
Фред Бон придает понятию «техника» предельно широкое значение. По его словам, к ней относятся «всякая деятельность и, прежде всего, всякая профессиональная деятельность». Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между «техникой» и «не-техникой», поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.
Техника в XX столетии становится
предметом изучения самых различных
дисциплин как технических, так
естественных и общественных, как
общих, так и частных. Количество
специальных технических
Всевозрастающая специализация
в технике стимулирует
Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов.
В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники. [2, с.76-79]
Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни – дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемый ими видов техники.
Но все это – лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию «техника» предельно широкое значение: «Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах». Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между «техникой» и «нетехникой», поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.
Технические знания воплощаются
не только через техническую деятельность
в разного рода технических устройствах,
но и в статьях, книгах, учебниках
и так далее., поскольку без
налаженного механизма
Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией «Техника и культура»: «Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшества... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе».
Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств – оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, «где весь отличный европейский материал приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому бесполезным перед правильным нападением...» западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы «закупки» на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.
Информация о работе Предмет, основные сферы и задачи философии техники