Предмет, основные сферы и задачи философии техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:33, реферат

Описание

Актуальность данной темы обусловлена всевозрастающей ролью техники в жизни общества, а также неоднозначностью оценки такой роли. С одной стороны, техника сама является величайшим благом цивилизации и обеспечивает множество других благ. С другой стороны, развитие техники привносит в жизнь общества множество новых реалий далеко не позитивного свойства. Кроме того, при любом отношении к технике, человечество уже вряд ли сможет отказаться от нее и от ее развития, а техника становится неотъемлемым сопутствующим элементом дальнейшего бескризисного развития общества. Именно поэтому техника стала важным объектом философской рефлексии.

Содержание

Содержание
1 Предмет философии техники
2 Смысл сущности понятия техники
3 Основные задачи философии техники
4 Основные направления и тенденции развития философии техники
ВЫВОДЫ
Литература

Работа состоит из  1 файл

Предмет, основные сферы и задачи философии техники.docx

— 42.73 Кб (Скачать документ)

Техника относится к сфере  материальной культуры. Это – обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных  поприщах. Так определяет технику  на рубеже XIX - XX столетий П.К. Энгельмейер: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.     

Сегодня к сфере техники  относится не только использование, но и само производство научно-технических  знаний. Кроме того, сам процесс  применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. «Приложение состоит не в простом приложении наук к специальным целям, – писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность».     

Таким образом, современная  техника, и прежде всего техническое  знание, неразрывно связаны с развитием  науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории  развития общества соотношение науки  и техники постепенно менялось.     

ХХI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.     

Современная философия техники  рассматривает развитие технического познания как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность.     

Современная философия техники  показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что  доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости  от типа исследуемых объектов и под  влиянием изменений в культуре, в  которые техника вносит свой специфический  вклад.[3, с.125-128]     

Философия техники не нужна  ремесленнику, не нужна при решении  типовых и традиционных задач, но подлинная творческая работа, как  правило, выводит на проблемы философии и методологии. Именно этим задачам и служит философия техники.     

Итак, техника должна быть понята:     

- как совокупность технических  устройств, «артефактов» от отдельных  простейших орудий до сложнейших  технических систем;     

- как совокупность различных  видов технической деятельности  по созданию этих устройств  – от научно-технического исследования  и проектирования до их изготовления  на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов  технических систем до системного  исследования и проектирования;     

- как совокупность технических  знаний – от специализированных  рецептурно-технических до теоретических  научно-технических и системотехнических  знаний.

3 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ     

Философия техники ориентирована  на две основные задачи. Первая задача – осмысление техники, уяснение ее природы и сущности – была вызвана  кризисом не столько техники, сколько  всей современной «техногенной цивилизации». Постепенно становится понятным, что  кризисы нашей цивилизации –  экологический, эсхатологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие – взаимосвязаны, причем техника и, более широко, техническое  отношение ко всему является одним  из факторов этого глобального неблагополучия. Именно поэтому нашу цивилизацию  все чаще называют «техногенной», имея в виду влияние техники на все  ее аспекты и на человека, а также  глубинные технические истоки ее развития .     

Вторая задача имеет скорее методологическую природу: это поиск  в философии техники путей  разрешения кризиса техники, естественно, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов. Приведем один пример. Многие философы техники связывают с техникой и техническим развитием кризис нашей культуры и цивилизации. Известно, что каково объяснение болезни – таковы и рецепты по ее излечению. Так М. Хайдеггер предлагает, чтобы человек осознал, что он давно уже сам стал «поставом» и превратил природу в «постав». Мэмфорд призывает разрушить Мегамашину. Многие философы не верят, что проблемы, порожденные техникой, можно решить опять же с помощью техники, пусть даже более гуманной и совершенной. Наоборот, Дж.Мартин, признавая, что «сегодня нам легче уничтожить нашу планету, чем ликвидировать нанесенный ей ущерб», тем не менее, считает, что хотя «эта проблема создана технологией, однако, единственное ее решение – не сдерживать технологию, а всячески развивать ее. Отказаться от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, – считает он, – значит обречь мир на невиданные лишения... Необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой». Полемизируя с подобным подходом, Скалимовски пишет: «Техника превратилась для нас в физическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей степени, что если мы даже осознаем, как она опустошает нашу среду, природную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то другой технике, которая может исправить все это». Итак, одни философы полагают, что технику (технологию) необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, другие уверены, что любая попытка гуманизировать современную техногенную цивилизацию, внедряя в нее в большей степени, чем прежде, человеческие ценности, обречены на провал, поскольку система способна проявить по отношению к таким косметическим операциям исключительную стойкость. Характерно, что обе полемизирующие стороны выдвигают в поддержку своих взглядов достаточно убедительные аргументы.     

Если предположить, что  философия техники все же решает две указанные выше центральные  задачи (осмысление природы и сущности техники, а также поиски путей  и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией), то ее статус – это скорее философия, дополненная частной методологией, а также междисциплинарными исследованиями и разработками. В этом случае философия  техники является полноценной неклассической философской дисциплиной. Поэтому  в философию техники мы включаем прикладные задачи и проблемы, такие  как определение основ научно-технической  политики, разработка методологии научно-технических  и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования, проектирования и др.     

Выделим основные разделы:

 
     история техники;  
     философские вопросы техники и технического знания;  
     методология и история технических наук;  
     методология и история проектирования и инженерной деятельности.     

Основной трудностью является следующее противоречие предмета «философия техники»: с одной стороны, техника  должна «распредмечиваться», исчезать как таковая, уступая место определенным формам деятельности, ценностям, духу, аспектам культуры и т.п.; с другой стороны, подобное «распредмечивание» приводит к исчезновению специфики нашего объекта – техники, когда техника предстает перед исследователем как глубинный и глобальный аспект всякой человеческой деятельности и культуры, а не нечто субстанциальное, что, в общем-то мы интуитивно имеем в виду, мысля технику. В связи с этим возникает дилемма: является ли техника самостоятельной реальностью, именно техникой, а не инобытием чего-то другого, или же техника – всего лишь аспект духа, человеческой деятельности и культуры.     

Основной трудностью является следующее противоречие предмета «философия техники»: с одной стороны, техника  должна «распредмечиваться», исчезать как таковая, уступая место определенным формам деятельности, ценностям, духу, аспектам культуры и т.п.; с другой стороны, подобное «распредмечивание» приводит к исчезновению специфики нашего объекта – техники, когда техника предстает перед исследователем как глубинный и глобальный аспект всякой человеческой деятельности и культуры, а не нечто субстанциальное, что, в общем-то мы интуитивно имеем в виду, мысля технику. В связи с этим возникает дилемма: является ли техника самостоятельной реальностью, именно техникой, а не инобытием чего-то другого, или же техника – всего лишь аспект духа, человеческой деятельности и культуры.     

Как же философы оценивают  современную технику? Прежде всего, они констатируют, что на протяжении последнего столетия технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее  с ужасом. Почти исчез «прометеевский восторг» (выражение известного немецкого философа К.Ясперса) перед техникой, хотя дух изобретательства это не парализовало. «Детская радость» перед техникой стала уделом «примитивных народов» (выражения того же Ясперса). Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новые возможности существования в нем. Сравним, например, возможности изучения иностранного языка с помощью книг-самоучителей и с помощью компьютерных лазерных дисков. Или подготовку рукописи книги с помощью шариковой ручки и компьютерного редактора текстов. Как говорится, комментарии излишни. [3, с.154-160]     

К. Ясперс так суммировал все сказанное выше: «Реальность  техники привела к тому, что  в истории человечества произошел  невероятный перелом, все последствия  которого не могут быть предвидены и не доступны даже для самой пылкой фантазии. Но очевидно следующее: техника - только средство, сама по себе она  не хороша и не дурна. Всё зависит  от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия  он ее ставит. Весь вопрос в том, что  за человек подчиняет ее себе и  каким образом он проявит себя с ее помощью. Техника не зависит  от того, что может быть ею достигнуто, то есть это не самостоятельная сущность, это скорее триумф средств над  целью». [2, с.28]     

Отметим, что важным для  философии техники является и  формирование тех идеалов, которыми руководствуются люди в своей  технической деятельности и общество в технической политике. Философия  техники стремится выйти за пределы  чисто философских рассуждений  и дать практическое решение актуальных вопросов – что такое техника, какова роль человека в развитии и  функционировании техники, сущность технической  деятельности, соотношение техники  с культурой, взаимосвязь техники  с политикой, дает критику технократизма, рассматривает группу этических проблем ( в том числе проблемы ответственности инженеров), взаимосвязь науки и техники, научной и технической деятельности и знания.

4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ  ТЕХНИКИ     

Возникнув в конце ХIХ века философия техники в процессе своего дальнейшего развития включала в свое содержание большую палитру взглядов, которые порой сходились друг с другом, а порой основывались на прямо противоположных принципах. Одни из них относятся к так называемому технократическому направлению. Они видят в технике определяющую, да пожалуй, и единственную, причину всех социальных изменений. Подобные утверждения основываются на принципе технократического детерминизма. С точки зрения других техника имеет свою логику развития, независимую от социума. Для одних будущее человечества под воздействием научно-технического прогресса предстает в радужном свете: техника в процессе своего развития автоматически разрешит все социальные коллизии, создаст общество изобилия, ликвидирует унижающий человека не творческий и физически тяжелый труд и обеспечит радостную творческую жизнь. Другие, напротив, видят в технике демона, подчиняющего себе человека: эра человека сменится эрой роботов, произойдет интеллектуальное вырождение индивидов, моральная деградация личности. Одни взгляды связывают прогресс техники с развитием науки, рационального познания. Другие, напротив, уповают на Бога высший иррациональный дух.     

Информация о работе Предмет, основные сферы и задачи философии техники