Представление Аристотеля о душе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:29, реферат

Описание

Вопрос о душе (ее понятии и существовании вообще) очень неоднозначный. В разные времена существовали разные философские точки зрения на этот вопрос. По представлениям большинства из них человек обладает душой, но когда речь заходит о свойствах и качествах души, мнения расходятся.
Отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского учения: никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях – будь то психологических, нравственных, эстетических, гносеологических. Некогда студенты немалого числа университетов, желая с первой лекции уяснить уровень культуры профессора, кричали ему: «Говорите нам о душе!».

Содержание

Введение.
Общее представление о душе.
Возникновение и развитие понятия души.
Аристотель и его представления о душе.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

аристотель.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

Представление Аристотеля о душе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение.

Общее представление о душе.

Возникновение и развитие понятия души.

Аристотель  и его представления о душе.

Заключение.

Список  литературы.

Введение.

 

 Вопрос о душе (ее понятии и существовании вообще) очень неоднозначный. В разные времена существовали разные философские точки зрения на этот вопрос. По представлениям большинства из них человек обладает душой, но когда речь заходит о свойствах и качествах души, мнения расходятся.

Отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского учения: никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях – будь то психологических, нравственных, эстетических, гносеологических. Некогда студенты немалого числа университетов, желая с первой лекции уяснить уровень культуры профессора, кричали ему: «Говорите нам о душе!».

И. Кант в своей  лекции о душе выдвигает следующий  тезис:

«Душа представляет собой простую субстанцию. Но означает ли это, что она занимает место  в пространстве? Но можно ли представить 1 кубический дюйм души? И в каком месте тела человека находится его душа? Значит ли это, что души бестелесны? Может быть, у них особые, органические тела? Как иначе они могли бы присутствовать и действовать во Вселенной? Ведь существует же сила магнетизма, материальная, но невидимая. Пока напрашивается только один вывод: у души есть внутренняя природа, известная нам из факта сознания, что касается внешней ее природы, то об этом мы ничего не знаем.

Еще проблема: сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела? Весьма вероятно».

 

 

 

Общее представление о душе.

 

Душа (лат. anima) – понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на психику, внутренний мир человека и животных; в религии и идеалистической философии и психологии – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

Наука определяет душу как особый внутренний мир человека, а не нечто существующее  вне  его разума.

Душа каждого  человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. Но, несмотря на всю уникальность души каждой личности, можно говорить обобщенно о человеческой душе вообще.

Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это – нечто постоянно  беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа – это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Гегель, «за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения». Душа есть нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним единое цельное – живой организм человека. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно «получает» ее животворящей силой души.

Но, в то же время, бесспорно, что душа находится в  теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее осуществления. Без души не существовало бы организованного живого тела: когда организм лишается души, он оказывается не живым, а мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; следовательно, душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, сам неотъемлемый принцип нашей жизни. Когда душа как бы светится лучами сознания и самосознания, наше тело держится в нужной форме, однако достаточно даже несколько секунд потери сознания, и человек падает в обморок.

При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с  его телесностью, прежде всего с  мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Душа, таким образом, физически организованного человека, то есть его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Душа приобретает  форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента, характера, таланта и иных предрасположений. Души людей отличаются друг от друга  бесконечным множеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека имеет неповторимые черты, чем и определяется уникальность личности.

К сфере души относятся чувства, эмоции, извне  пришедшие законы морали, нравственность. Отдельными элементами являются интуиция (так называемое шестое чувство) и  инсайт (озарение извне).

Душа, различные  ее свойства, сознание, есть функция  человеческого мозга.

Отдельные ученые говорят, что душа, будучи связанной  с деятельностью человеческого  мозга, имеет вместе с тем и  свое специфическое материальное облачение  в тончайшую «ткань» биополя, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Однако прямых доказательств взаимосвязи свечения «ауры» и души они не приводят.

Возникновение и развитие понятия души.

 

Возникновение понятия души связано с анимистическими взглядами первобытных народов. Душа четко не отделяется от тела. Эти представления сложились в результате донаучного, примитивно-материалистического истолкования явлений жизнедеятельности и сознания, в том числе таких, как сон, смерть, обморок и т. п. Не располагая средствами причинного объяснения подобных явлений, первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. Так как отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизненного процесса, то она воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и коллектива. Душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Души умерших составляют такие же коллективы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Коллективы живых людей и души мертвых взаимозависимы, их связь – материальная, хозяйственная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, обусловленные бессилием дикаря перед природой, породили культовое отношение к душе – первоначальную форму религии.

В дальнейшем в  связи с развитием общества, с  дифференциацией планирования и  исполнения, физического труда и  «духовных сил производства», с  появлением классового общества и развитием абстрагирующей способности человека возникли идеи о внематериальной природе души. Вместе с тем прежние анимистические мифологические представления начинают уступать место попыткам истолкования души с точки зрения натурфилософской картины мира. У философов Фалеса, Анаксимена и Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (воды, воздуха, огня). Последовательное проведение этой идеи приводит их к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) – своеобразной форме материализма. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем, и рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

Следствием  развития этих материалистических идей у атомистов Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция является токование души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом – духом, или, иначе говоря, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества (теория атома).

Этой материалистической концепции души в античности противостояла ее идеалистическая интерпретация – теория божественного происхождения души (Эмпедокл, пифагорейцы, Платон). Пифагорейцы представляли себе душу как начало, воплощающее гармонию частей тела. Соответственно своей теории чисел они рассматривали эту гармонию как особую бессмертную сущность, вносимую в тело. В то же время у пифагорейцев имеются и наивно-материалистические представления о душе как о пылинках солнца и фантастические взгляды о повторении макрокосма в микрокосме. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит также идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворя их телесность.

Сократ исходил из того, что все возникает из противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; о бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен ее объект – идеи. Сократ считал, душа есть сам принцип жизни, бессмертный, а поэтому неуничтожимый. После смерти душа попадает в Ад и обретает заслуженное обиталище.

В эпоху эллинизма в философии, в решении проблемы души в частности, усиливаются идеалистические тенденции в прямой связи с разработкой системы христианского монотеизма. Идеалистический характер религиозных концепций души связан с идеей единого бога-творца. Оставаясь индивидуальным животворящим началом, душа проецируется на бога в понятии божественной мировой животворной силы- духа, и толкуется как производное последнего. Именно в такой трактовке понятие души выступает в идеалистической философии неоплатонизма, а также у средневековых философов. Показательно, что в этих философских системах мировой ум стоит выше не только индивидуальной, но и мировой души. Окончательно складывается идеалистическая теория, согласно которой всякое действие, активность, связаны исключительно с силой разума, идеальной по природе.

Если в античности душа, как и тело, есть реальная частица  мира (космоса), то уже в неоплатонизме  и агностицизме развивается крайняя мистическая теория истечения (эманации), согласно которой мир представляет собой истекающие из единого неизреченного бога ступени: мировой ум – мировая душа – индивидуальная душа – материя. Единственная реальность – мистическая духовная первооснова. Например, согласно Плотину, душа познает бога только путем «слияния» с ним, в состоянии мистического экстаза. Основатель школы неоплатонизма считал душу центральной, выдающейся фигурой всего учения. Душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Неоплатоники  оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ.

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси – Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. «Единое – свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, заимствующая свет от солнца; материя - мрак».

Душа не раздробляется  на части, а представляет собой нечто  единое и неделимое. Ее нельзя мыслить  как некую множественность психических  состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой». Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Характеризуя  духовный мир человека, Эпикур признавал наличие у него души. Он характеризовал ее так: ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного и безущербного существования.

 

 

 

 

 

 

Аристотель и его  представления о душе.

 

Аристотель  – основоположник не только логики, но и психологии, так как ему  принадлежит первый в истории  науки специальный психологический  трактат «О душе» - одно из знаменитейших  произведений. В нем рассматриваются  природа души, явления восприятия и памяти. В трактате «О душе» Аристотель дает три определения души, близких друг другу, но не тождественных. Он говорит, что «душа ...есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела»; что «душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью»; что «душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого  тела. То, благодаря чему человек  живет, ощущает и размышляет, - это  душа, так что она есть некий  смысл и форма, а не материя, не субстрат, душа придает смысл и  цель жизни. Между душой и телом имеется, согласно Аристотелю, тесная связь.

Но связь  эта распространяется не на все психические  функции. В душе человека есть часть, присущая определенной ступени человеческого  развития, но, тем не менее, часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Часть эта – ум. На ум уже нельзя смотреть как на органическую функцию. В известный момент развития ум оказывается для человека чем-то непосредственно данным. Как таковой ум не прирожден к телу, но приходит извне. Именно поэтому ум, в отличие от тела, неразрушим, его существование не ограничено длительностью человеческой жизни. За исключением ума все остальные (низшие) части души подлежат разрушению так же, как и тело.

В своей концепции  души Аристотель считал душу неотделимой  от тела (материи). Такая позиция обуславливала резко отрицательное отношение Аристотеля к мифологическим концепциям переселения души, предсуществования души в мире идей. Аристотель трактовал душу как материальное начало, имеющее определенное место нахождения в теле, а именно – в сердце, которое сообщает теплоту крови, питающую «жизненный дух» организма. Однако сохранить материалистическую тенденцию Аристотель не смог: этому помешало идеалистическое понимание источника движения. В соответствии со своим пониманием материи как потенции и формы, как активного начала он трактует душу как «...причину и начало живого тела».

Аристотель  прямо связывает свою концепцию  души с проблемой жизни: «Таким образом, необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью. Сущность же есть осуществление (энтелехия), таким образом, душа есть завершение такого тела». Этим учением Аристотель заложил основу одной из самых живучих идеалистических традиций в биологии – витализма.

Информация о работе Представление Аристотеля о душе