Представление Аристотеля о душе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:29, реферат

Описание

Вопрос о душе (ее понятии и существовании вообще) очень неоднозначный. В разные времена существовали разные философские точки зрения на этот вопрос. По представлениям большинства из них человек обладает душой, но когда речь заходит о свойствах и качествах души, мнения расходятся.
Отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского учения: никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях – будь то психологических, нравственных, эстетических, гносеологических. Некогда студенты немалого числа университетов, желая с первой лекции уяснить уровень культуры профессора, кричали ему: «Говорите нам о душе!».

Содержание

Введение.
Общее представление о душе.
Возникновение и развитие понятия души.
Аристотель и его представления о душе.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

аристотель.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

Развивая учение о душе, Аристотель выделил три вида души: растительная, животная и человеческая. Аристотель понимает душу очень широко, для него жизнь, движение (в смысле самодвижение), размножение, ощущение, память, разумность, – все это – дело души. Там, где есть жизнь, есть и душа. «Отправляясь в своем утверждении от исходной точки, мы утверждаем, - говорит Аристотель, - что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни», а «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, упадка и роста». Поэтому наделены жизнью и одушевлены и растения, которые обладают движением в смысле питания, упадка и роста, и бог, который обладает умом. Все, что между растениями и богом, а это животные и человек, обладает многими способностями. По сравнению с растениями животное обладает еще и способностью ощущения. Она отличает животное от растения, но как без растительной способности не может быть способности к ощущению, так и без способности осязания не может быть никакого другого чувства, ибо осязание – основа всех других ощущений. «Животные впервые появляются благодаря ощущению». При этом, чтобы быть животным, достаточно обладать по крайней мере чувством осязания. А кому присуще ощущение, тому присуща также способность испытывать удовольствие и печаль, приятное и тягостное, а кому это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному. Пример желаний – голод и жажда. Наконец, совсем немного существ обладают способностью рассуждать и размышлять. При этом тем смертным существам, которым присуща способность рассуждения, присущи также и остальные способности, то есть питание и воспроизведение, ощущение и способность перемещения.

Таким образом, «лестница живых существ» в психологическом аспекте имеет три ступени:

1. Первая и самая большая ступень – растительная душа, чье дело – воспроизведение и питание. Растения не ощущают, их взаимодействие со средой материально.

2. У животной души появляется способность воспринимать формы ощущаемого без его материи, и орган, в котором заключена такая способность, отсутствует у растения.

3. Человеческая душа кроме функций растительной и животной души обладает также и разумом. Человеческая душа самая сложная. Она состоит, по мнению Аристотеля, из трех частей, обладая всеми функциями растительной и животной души и, кроме того, специфически человеческой функцией – умом, мышлением, рассуждением. Что касается первых двух частей, то они, будучи энтелехией тела, от него неотделимы, а ум и способность к умозрению могут существовать отдельно. Хотя Аристотель и замечает, что относительно этих способностей еще не ясно, существуют ли они отдельно и независимо от тела или нет, он не находит разумного основания для того, чтобы считать, что ум соединен с телом. Если бы ум был связан с телом, рассуждает Аристотель, то он обладал бы каким-нибудь определенным качеством (например, был бы холодным или теплым) и мел бы какой-нибудь свой орган, как имеет свой орган способность ощущения, «но ничего такого нет». Здесь Аристотель оказывается не на уровне научных достижений даже предшествующего ему времени, отрицая наличие для мышления телесного органа.

Четкую структуру  человеческой души можно найти в  трактате «Этика». Там человеческая душа разделена на две главные части: разумную и неразумную, последняя же – на растительную и страстную (стремящуюся, аффективную). Разумная часть души распадается на рассудок и собственно разум, иначе говоря на практический и теоретический разум. Практический разум должен властвовать над страстной частью души, теоретический же, созерцательный разум, который «не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться», не имеет отношения к аффективной части души.

Между тем, именно неразумная часть, полная стремлений, движет душой. Что же касается разумной части души, то движет душой и практический ум, то есть «ум, размышляющий о цели, то есть направленный на деятельность». От созерцающего ума (теоретического ума) он отличается «своей направленностью к цели». При этом ум всегда правилен, а стремления – не всегда. Теоретический разум – это чистый субъект познания. Он делится Аристотелем на «ум, который становится всем», и на «ум, все производящий», что позднее было названо соответственно пассивным и активным интеллектом.

Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для  ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема души и тела на всех этапах человеческого  развития очень бурно обсуждалась  философами. Одни считали, что душа и тело взаимосвязаны, и со смертью тела раз и навсегда умирает и душа (Аристотель). Другие считали, что взаимосвязь между душой и телом невозможна, что душа может существовать и независимо от тела (Декарт). Третьи считали, что душа и тело – это психофизический параллелизм: состояния души и тела образуют как бы два параллельных ряда (Бенедикт Спиноза).

В наше время  эта проблема остается открытой. Возможно, что ученые и философы никогда  не решат эту проблему в плане  того, что не придут к единому мнению. Я считаю, что невозможно сделать однозначные выводы по этому вопросу.

Наверное, проблема души во все времена будет открытой, и каждый человек по этому поводу будет иметь свое собственной  мнение.

 

Список  литературы

 

1. Гуревич П.С. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

2. Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2001.

3. Рычков А.К, Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

5. Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.

6. Большой энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.

7. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1990.

8. Основы философских знаний. Хрестоматия / сост. Алексеев П.В. и др. – М.: «Знание», 1993.


Информация о работе Представление Аристотеля о душе