Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:10, реферат
Платон показывает, что имеются все основания не ограничиваться данными чувственного опыта, а заняться конструированием логически непротиворечивой системы, в которой будут фигурировать мысленно создаваемые объекты и их взаимосвязи и которая позволит увидеть данные органов чувств в некотором новом, более глубоком и всестороннем освещении, объяснять и предсказывать доступное наблюдению.
1. Принципы метафизики и теории познания Платона……………3
1.1. «Вторая навигация», или открытие метафизики............................................3
1.2. Структура идеального мира, мир идей……………………………………..5
1.3. Гносеология Платона………………………………………………………7
1.4. Бог и божественное у Платона……………………………………………...9
Принципы метафизики и теории познания Аристотеля………..10
2.1. Метафизика у Аристотеля……………………………………………….10
2.2. Бытие и его смысл………………………………………………………..12
2.3. Проблематика субстанции, материи и формы………………………….14
2.4. Душа и её трёхчастность………………………………………………....16
2.5. Основные принципы познания Аристотеля………………………………17
Список используемой литературы…………………………………
Аристотель разделял науки на четыре больших раздела (схема 2).
Логически можно подниматься всё выше и выше – на всё более обобщённые уровни знания. Самый высокий уровень обобщённости есть «первая философия».
Четыре определения дает Аристотель метафизике:
♣ исследование причин, первых или высших начал;
♣ познание «бытия, поскольку оно бытие»;
♣ знание о субстанции;
♣ знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
Аристотель вкладывал новый смысл в уже известную терминологию. Первую аристотелевскую причину целесообразно называть эйдетической (от слова «эйдос»), не забывая о её другом (латинизированном) названии - «формальная причина». Следующая из отмечаемых Аристотелем причин – материальная. Две причины, взятые вместе, определяют условия и основание существования вещи и являются достаточными для объяснения реальности, взятой статистически, то есть неподвижно. Учение о четырёх причинах Аристотель связывает с учением о бытии.
Классификация наук у Аристотеля
НАУКА
2.2.
Бытие и его смысл
Смысл вопроса бытия остаётся у Аристотеля тем же, что и у предшественников, прежде всего у Платона. Именно: когда и при каких условиях нечто существует, а когда его существование является иллюзией, то есть данное нечто лишь «мнит», что существует. Аристотель разработал обобщённое учение о типах бытия. Он исходит из возможности не одного, а разных типов бытия. Таких типов четыре:
♫ бытие как категория;
♫ бытие как акт или потенция;
♫ бытие как акциденция;
♫ бытие как истина.
Самое оригинальное и простое – бытие как истина. Оригинальность Аристотеля в данном пункте проявляется в том, что он чётко выделил и обозначил то, что у предшественников только намечено. У Аристотеля истинность и неистинность бытия принадлежат человеческому интеллекту. Если мысль, идея, рассуждения истинны, то они существуют. Ложь не обладает свойством бытия, то есть правильно будет сказать, что ложная мысль не существует, а производит видимость существования. Ложная мысль не обладает целостностью, последовательностью, логической строгостью, поэтому при внимательном рассмотрении рассыпается, «растворяется», то есть уходит в небытие, что и свидетельствует о её изначальной небытийственности. Ложь возникает тогда, когда разум соединяет с реальностью несоединимое и разъединяет то, что не подлежит разъединению. Иначе говоря, ложная мысль не трудится над уяснением субстанции, то есть того, что должно быть основой для всякого соединения; такая мысль действует произвольно, поэтому соединяет без всякого правила, по произволу. Не ведая понятия субстанции, она не способна и разъединять, тем самым непозволительно разрывать целостность.
Бытие как акциденций – это бытие случайное. Смысл выделения такого рода бытия в том, что, по Аристотелю, в общем случае предмет существует тогда, когда имеется закон его существования. Под законом понимается, во – первых, упорядоченная связь частей предмета между собой, регулярность, проявляющиеся в процессе изменения предмета. Во – вторых, это закон взаимодействия с другими предметами, их совокупности и в пределе с миром в целом. Но закон можно установить только тогда, когда имеется множество случаев взаимодействия. «Бытие как акциденция», выделяемое мыслителем специально, - лишь наиболее крайнее проявление случайности, когда она становится определяющей, вытесняя проявление эйдоса.
Бытие как потенция и акт. В понятие эйдоса, или формы, Аристотель вкладывает все, что с различных сторон определяет бытие вещи (то есть предмета, могущего быть мыслимым как нечто определённое), а также условия его бытия. Бытие как потенция и акт раскрывает эйдос, или форму, не только как внешнюю форму – зрительную и осязательную, - но и как существенную внутреннюю форму.
Бытие как категория. Аристотель отмечает следующие главные категории:
☻ субстанция или сущность;
☻ качество;
☻ количество;
☻ отношение;
☻ действие;
☻ страдание;
☻ место;
☻ время.
Смысл этого вида бытия – в утверждении сводимости всего бесконечного многообразия эйдосов к определённым и наиболее общим классам или группам. Каждый из классов имеет, следовательно, свой особый эйдос и может быть рассмотрен сам по себе, независимо от отдельных предметов, входящих в данный класс, или от других характеристик предмета. Поэтому бытие как категория может быть охарактеризовано также, как «бытие в себе».
Учение
о бытии и его четырёх типах
(бытие как категория, бытие как
акт или потенция, бытие акциденций, бытие
как истина) подводит к аристотелевской
метафизике – учению о сверхчувственной
субстанции.
В первом приближении сверхчувственная субстанция – это душа, взятая в аспекте, прежде всего интеллекта. Душа есть внутренний эйдос движущегося тела. Она есть энергия его движения, взятого в самом широком понимании, - не только механического перемещения в пространстве, но и разнообразной деятельности. Одновременно душа – принцип единства организма, благодаря которому при всех изменениях он не разрушается, а остаётся самим собой. Вот в этом смысле она и является его сверхчувственной субстанцией. Но она базируется на субстанции чувственной – на тех материальных частях, которые составляют ядро целостности организма, хотя душа, конечно, не совпадает с ними. Более того, именно душа есть их интегративное выражение. Интегративность здесь понимается сверхсуммативность, то есть нечто большее, чем простая арифметическая сумма частей. Поскольку организм функционирует как слаженное целое, поскольку он есть нечто большее, чем сумма своих частей. Сверхчувственная субстанция есть план, или проект организма – то, что идеально его объединяет.
Душа управляет телом. Но, по Аристотелю, это управление не логическое, не механическое, не этическое, а художественное. Душа для Аристотеля не что иное, как принцип художественного оформления тела.
Таким образом, всякий организм обладает душой, которая выступает его сверхчувственной субстанцией. Но отсюда следуем, что должна существовать «субстанция вообще», как таковая, то есть «субстанция всех субстанций». Таков, как легко заметить, один из логических приёмов аристотелевского мышления: понятие рассматривается не только как обобщение некоторого класса предметов, но и как логическая функция, в том числе и от самого себя – «форма всех форм», «принцип всех принципов», «субстанция всех субстанций».
Аристотель является дуалистом: он признаёт существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Все вещи, существующие в мире, состоят из материи и формы.
Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает существование (становиться действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.
Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому понятию «идеи». Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в кусок меди мы получаем определённый предмет – кувшин, вазу, блюдо и т.п. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа; различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и т.п.) обладают единой сущностью кувшина.
Материя и форма в конкретных вещах диалектически связанны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя.
Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:
☺ её сущностью;
☺ источником движения;
☺ причиной;
☺
целью.
Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по представлению Стагирита, связанна, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Поэтому психология – и часть физики, и часть теологии (первой философии, метафизики).
Аристотель
отдаёт предпочтение психологии перед
биологией, говоря, что «занимающемуся
теоретическим рассмотрением
В своём тракте «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики: через сущность, форму, возможность, суть бытия, энтелехию. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что «душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Душа – спутница жизни. Её наличие – свидетельство завершённости тела, осуществления возможности жизни.
Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своём минимуме душа есть везде, где есть жизнь.
Лестница
живых существ в
☼ растительная душа – первая и самая общая способность души, чьё дело – воспроизведение и питание, а воспроизведение – минимальная причастность к божественному;4
☼ животные отличаются от растений тем, что обладают способность воспринимать формы ощущаемого без материи. Здесь слово «формы» употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа;
☼
человеческая душа кроме растительного
и животного компонентов обладает также
и разумом. В силу этого она наиболее сложная,
иерархичная, разумная душа.
У Аристотеля нет специальных работ по теории познания. Но о познании он, естественно, говорит везде – и в метафизических, и в физических и в логических своих сочинениях, а даже в трудах, посвящённых этике и политике.
Вера Аристотеля в объективность познания и в силу и мощь разума хорошо просматривается в той полемике, которую вёл философ против тех, в ком можно увидеть тогдашних примитивных субъективных идеалистов и скептиков.
Любовь к знанию – прирождённое свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир.
Процесс познания, по Аристотелю, состоит из четырёх стадий (схема 3).
Стадии познания
Стадии познания | Предмет познания |
1.Чувственное
восприятие
отдельных вещей и их свойств |
Конкретные единичные вещи |
2. Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете | Множество конкретных единичных вещей |
3. Искусство (технэ) – знание сущности множества вещей | То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы |
4. Философии (науки) – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика | Высшие формы, первопричины и высшее цели всего сущего |
Информация о работе Принципы метафизики и теории познания Платона и Аристотеля