Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:10, реферат
Платон показывает, что имеются все основания не ограничиваться данными чувственного опыта, а заняться конструированием логически непротиворечивой системы, в которой будут фигурировать мысленно создаваемые объекты и их взаимосвязи и которая позволит увидеть данные органов чувств в некотором новом, более глубоком и всестороннем освещении, объяснять и предсказывать доступное наблюдению.
1. Принципы метафизики и теории познания Платона……………3
1.1. «Вторая навигация», или открытие метафизики............................................3
1.2. Структура идеального мира, мир идей……………………………………..5
1.3. Гносеология Платона………………………………………………………7
1.4. Бог и божественное у Платона……………………………………………...9
Принципы метафизики и теории познания Аристотеля………..10
2.1. Метафизика у Аристотеля……………………………………………….10
2.2. Бытие и его смысл………………………………………………………..12
2.3. Проблематика субстанции, материи и формы………………………….14
2.4. Душа и её трёхчастность………………………………………………....16
2.5. Основные принципы познания Аристотеля………………………………17
Список используемой литературы…………………………………
ПЛАН
1. Принципы метафизики и теории познания Платона……………3
Список используемой
литературы…………………………………18
1. Принципы метафизики и теории познания
Платона
В философии Платона в рамках способа мышления и восприятия мира, специфичного для античности, обобщаются и находят разрешение проблемы, поставленные предшествующим развитием греческой мысли. Платон тщательно изучил наследие своих предшественников, провёл работу по сопоставлению их взглядов, обнаружил их полемическую направленность. Общий вывод состоял в том, что для разрешения противоречий, возникших в предшествующей «философии физиса», необходима разработка принципиально нового подхода. Основы такого подхода Платон усматривает в мыслях, намеченных Сократом, тем самым, полагая последнего в качестве переходной фигуры между собой и предшествующей натурфилософией. Основы трудностей, непреодолённых в ходе развития натурфилософии, начиная с Фалеса, Платон видит в попытке объяснения физических явлений из физических же причин. Вода, огонь, воздух и прочее, то есть те элементы, полагавшиеся первыми философами в качестве первоначала, принадлежат кто тому же ряду явлений, которые они призваны объяснить. Поэтому их применение в качестве объяснительных принципов не может ни в коей мере прибавить ничего существенного к объяснению природы вещей. Познание обречено лишь бесплодно вращаться в замкнутом кругу, что и является источником постоянно возникающих неразрешимых противоречий. Обнаружив коренную причину трудностей, Платон приходил к мысли о разработке нового подхода, который он образно сравнивает со «второй навигацией»: когда утихал ветер и паруса оказывались бесполезными, древние мореплаватели переходили на вёсла, что и называлось «открыть вторую навигацию». Платон открывает вторую навигацию в области мысли, ассоциируя с ней своё творчество, в отличие от трудов своих предшественников. Как и в море, вторая навигация в философии требует гораздо больших усилий, чем первая, но не физических, а умственных.
Следуя примеру Сократа, Платон ещё больше возвышает человеческий ум, утверждая, что не органы чувств, а только мысль способна познать сущность вещей. Безукоризненным образом разрешит задачу познания «тот, кто подходит к каждой вещи средствами одной лишь мысли (насколько это возможно), не привлекая в ходе размышления ни зрения, ни иного какого чувства и ни единого из них не беря в спутники рассудку, кто пытается уловить любую из сторон бытия самое по себе», - говорит Платон устами Сократа.1
Платон показывает, что имеются все основания не ограничиваться данными чувственного опыта, а заняться конструированием логически непротиворечивой системы, в которой будут фигурировать мысленно создаваемые объекты и их взаимосвязи и которая позволит увидеть данные органов чувств в некотором новом, более глубоком и всестороннем освещении, объяснять и предсказывать доступное наблюдению. Платон тем самым выступает основателем метафизики – взгляда, согласно которому глубинные основания бытия заключаются не в том, что доступно непосредственно органам чувств, а в том, что познаваемо через духовно – интеллектуальные усилия и что существует в относительной неизменности, не подчиняясь закону хаотической изменчивости и бесконечного многообразия наблюдаемого мира. Термин «метафизика» возник гораздо позже – в послеаристотелевскую эпоху и был применён первоначально только к философии Аристотеля. Однако через открытия и первого оправдания метафизики принадлежит Платону. При всей специфичности платоновская метафизика даёт повод для обсуждения метафизики как таковой, что важно для понимания последующей философской эволюции, включая ХХ в.
Любое систематическое знание строится на некоторых метафизических предпосылках. Более того, всегда остаётся возможность двигаться по пути дальнейшего метафизического углубления, то есть ставить вопрос о том, что лежит в основании уже известных наблюдаемых сущностей. Метафизика приподнимает сознание человека над горизонтом непосредственного опыта.
Платон помещает всю совокупность сверхчувственных объектов в особое место, отдельно от мира видимого, - в «область занебесную» (гиперуранию).
Таким
образом, Платон приходит к заключению
о существовании двух миров. Один
из них – привычный и хорошо всем
знакомый мир чувственно воспринимаемых
вещей, другой – мир, требующий для своего
постижения специальных интеллектуальных
усилий, мир идей или умопостигаемых сущностей.
Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчленённым, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее их идей.
Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Платоновские же идеи, по сути, есть объективные понятия2, как бы извлечённые из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей.
Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырёх стихий и тому подобное. Но царство идей – это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов, например лошади и быка. Выше, над ними, более обширные идеи, например идея четвероногого (понятия лошади и быка соподчиняются понятию четвероногого), ещё выше – животного. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия, такие как идея красоты или идея мужества. Но на схеме 1 они не изображены, поскольку из текстов Платона не ясно, в каком отношении друг у другу они находятся: что выше, что ниже, что на одном уровне.
Венчает пирамиду одна единственная идея, которую в одних работах Платон называл идеей «Блага», а в других – идеей «Единого».
Благо Единое
Схема
1. Пирамида идей
Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи («хора»). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна. Отсюда идеализм Платона – не строгий, а с элементами дуализма.
Между
идеями и вещами чувственного мира
существует взаимосвязь: идеи являются
прообразами вещей, а вещи причастны
идеям, идеи каким – то образом
присутствуют в вещах, кроме того,
идеи являются целями, определяющими
развитие вещей. Поэтому учению Платона
присущ телеологизм.3
Идеалистическая гносеология Платона вытекает из его объективно – идеалистической онтологии из его идеалистической психологии. Сотворённые богами души, находясь на небе, питаются созерцанием занебесной области – идеального мира. Упав на землю и вселившись в тела, души забывают об идеальном мире. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие, и питает оно не высшую, а низшую часть души, отчего душа все более тяжелеет.
Платон отрицает происхождение понятий из ощущений, из опыта, он не согласен с теми, кто думает, что понятия возникают из данных чувств путём обобщения этих данных. Считают, например, что к идее равного приходят, наблюдая разные предметы. Но, возражает Платон, в природе ничего равного нет. Все равное там лишь мнится, кажется таковым.
Не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а наоборот, рациональная ступень познания предшествует чувственной. По Платону, это возможно, потому что некогда душа непосредственно созерцала в своём умозрении понятия, идеи, общее как таковое, которое в чувственном мире отражается лишь в весьма несовершенной форме. Душа содержит знания в самой себе. Но знания 6надо найти – ведь, снизойдя с неба, душа все позабыла.
Суть теории познания Платона состоит в тезисе, что «знание – это припоминание (анамнезис)» того, что душа некогда узнала, а затем позабыла.
Все науки оцениваются Платоном лишь с одной точки зрения – насколько они способны отвращать нас от чувственного мира возносить к идеальному, служить анамнезису (припоминанию) идей. Платон третирует эмпирическую астрономию, физику, потому что, как он утверждает, для того, что возникает и гибнет, для того, что меняется, вообще для единичных вещей не существует познания. Он насмехается над теми, кто ждёт от наук практической пользы для людей.
Подводя итог, можно различить у Платона следующие виды знания:
Особенное
место в системе знания Платона
занимает познание материи. Её нельзя
познать ни разумом (материя – не
идея), ни чувствами (материя неконкретна).
Поэтому Платон говорит, что материя постигается
о ней составляется как бы насильственно,
путём отрицания.
Боги и божества в философии Платона представляли в качестве весомого дополнения к его метафизической иерархии. Боги и божества играют колоссальную роль в жизни людей. Боги существуют, поэтому, полагал Платон, что это следует из одушевлённости Вселенной, а также из «прекрасного распорядка» Вселенной и времён. Об этом уже говорит и поклонение богам у всех греков и варваров.
Благодаря богам происходит всеобщее становление к великой конечной цели, а именно к «присущему жизни целого блаженному бытию». При этом богов Платон не называет персонально, почти ничего не говорит об их «функциях». Он чаще высказывается апофатически, в духе личных переживаний и живого религиозного опыта и мистического знания. А в том, что Платон знал подобный опыт, не сомневались многие.
В теологии Платона различают безличное божественное начало и Бога, и богов персонифицированных. Божественное - это идеальный мир во всех своих измерениях.
У
Платона божественное – это идеальный
мир во всех своих измерениях. Идея
блага божественна, но это не бог - личность.
На вершине иерархии находится божественное
существо, но это все безличные существа.
Платона можно считать основателем западной
теологии в том плане, что у него божественное
– это сверхземное, нематериальное.
2.Принципы метафизики и теории познания Аристотеля
Известно, что термин «метафизика» не аристотелевский. Введён он скорее всего издателем сочинений Аристотеля Андроником Родословским в I в. До н.э. В последующей традиции именно этот термин стал обозначать знание о наиболее фундаментальных основаниях бытия он стал приблизительным аналогом современного слова «философия». Аристотель же употреблял выражение «первая философия» в отличие от второй философии, под которой он понимал физику. Впрочем, как и для всех греков, для него «любовь к мудрости», то есть любовь к умелости, было всякое знание. Греческое слово «софия» (букв. «мудрость») указывает на совершенство или на мудро – невозмутимое превосходство совершенства над несовершенством: так, например, мастер смотрит на лентяя или неумеху. Знание же всегда выступает выжимкой или экстрактом из умения. «Знать» означает не просто уметь сделать, но и уметь толково рассказать о том, как сделать. Уметь рассказать значит уметь сформулировать общие принципы, а это более трудно, чем просто сделать.
Информация о работе Принципы метафизики и теории познания Платона и Аристотеля