Принципы средневекового философского мышления. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:24, контрольная работа

Описание

До недавнего времени средневековая философия изучалась в весьма урезанном виде: ее представляли зачастую как конгломерат эклектических и релятивистских идей. Дело в том, что господствующим мировоззрением средних веков было христианство, магистральными идеями, разрабатываемыми выдающимися мыслителями этого времени, оказывались идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия полагалась “служанкой богословия”, в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие о том, что такое философия, калькировалось с понятием о ней в античности или в Новое время, и иным оно не мыслилось. Самостоятельного философствования в ту пору не существовало, оно являлось консервантом античных традиций при одном инструменте теоретизирования - формальной логике и при одном инструменте согласования всеобщего и единичного - символе.

Работа состоит из  1 файл

кр по философии.docx

— 52.86 Кб (Скачать документ)

У греков понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью и неделимостью. Беспредельное, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие. Этому соответствовали приверженность греков всему завершенному, обозримому, пластически оформленному, их любовь к форме, мере, соразмерности.

Напротив, в библейской традиции высшее бытие - Бог - характеризуется  как беспредельное всемогущество. Не случайно своей волей он может  останавливать реки и осушать  моря и, нарушая законы природы, творить  чудеса. При таком воззрении на Бога всякая определенность, все, что  имеет границу, воспринимается как  конечное и несовершенное: таковы сотворенные  вещи, в отличие от их творца.

Если представители  одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными  платониками), то представители другой подчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и  видели в воле главную характеристику божественной личности. В христианстве появляется Бог – Личность, он субъектен  его можно просить, но он не познаваем, его нет в тварном мире.

Но главная  критика христианской религии со стороны античности заключалась  в том, что для христианства Бог  принципиально иной чем тварный  мир, он не просто не познаваем в  нем не работают законы логики. Так, например, Троица представляет собой  в христианстве единство трех ипостасей, которые существуют нераздельно  и неслиянно – но это не мыслимо  с позиции формальной логики.

   Средневековье было периодом преобладания религиозной  формы философской мысли. Это  было время господства церковных  догматов, притеснения свободной  мысли, преследования выдающихся философов, ученых. Но вместе с тем Средневековье  имело и определенное положительное  значение в развитие человеческой истории  и культуры. Именно на основе религиозной  философии Средневековья был  преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной государственности  и культуры. Религиозная идеология  христианства смогла сыграть роль цементирующей  духовной силы, которая способствовала возникновению и укреплению системы  государств, которые существуют и  сейчас на государственной карте  Европы. Значительная роль средневековой  философии в обеспечении непрерывности, преемственности развития культуры, сохранения наследия античности трудов Платона, Аристотеля, других философов  древности. Средневековье внесло вклад  в разработку ряда ключевых понятий  и проблем философии, к числу  которых относятся, например, категории  веры и разума, абстрактного и конкретного, а также проблем логических доказательств. Следует отметить, не только позитивные социально-политические последствия  господства религиозной идеологии, но и ее стимулирующее влияние  на развитие духовной культуры, свидетельствующее  о весьма высоком уровне культуры Средневековья. Таким образом, несмотря на свою некоторую однородность, средневековая  философия является ступенью восходящего  развития общественной мысли.

Список  использованной литературы:

1.Штёкль, Альберт  История средневековой философии. -- Репринтное издание. -- СПб.: Алетейя, 1996.

2. Введение в  философию: Учеб. пособие для вузов  / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

3. История философии  в кратком изложении Пер. с  чеш. И. И. Богута. - М.: Мысль, 1995.

4. Балашов Л.  Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изм. и доп. – М.: Дашков и К, 2004.

5.Боргош Ю. " Фома Аквинский"

6. Философия  природы в Античности и в  Средние века / ред. П. П. Гайденко, В. В. Петрова. – М., 2000.

Информация о работе Принципы средневекового философского мышления. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии